Этнополитические конфликты в современном мире: Курдистан. Исторические предпосылки, основные этапы развития, современное состояние, роль других государств.



Курды — этническая группа на Ближнем Востоке, живущая в основном в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Большинство курдов исповедует ислам, меньшинство — езидизм, христианство и иудаизм.

Испокон веков территории с курдским населением принадлежали Ирану. После его поражения от османов в Чалдыранской битве в 1514 году огромная часть иранских земель, включая все курдские территории, кроме современного Иранского Курдистана, вошла в состав Османской Империи. Тогда это привело к первым контактам курдского населения с турками, которые заняли по отношению к нему господствующее положение.

Период присоединения к Османской Империи курдских территорий был, пожалуй, единственным временем, когда между двумя народами не возникало национальных конфликтов. Дело было в том, что тогда курды-сунниты, освободившись от власти шиитской династии Сефевидов в Иране, полагали, что религиозная близость с новыми османскими правителями станет залогом их развития и благополучия.

Спустя некоторое время после установления османской власти курды поняли, что султаны проводят политику тюркизации курдского населения.

Однако тогда османы не встретили организованного сопротивления курдов, поскольку в среде курдов еще не было единства. В османский период курды проживали в замкнутом пространстве, ограниченном высокогорными районами

Эрбиля и Диярбакыра. Ввиду особых географических условий курды были отдалены друг от друга и поэтому долго не могли создать организованного национального движения. Хотя в османский период не происходило никаких курдских восстаний, этот не означает, что курдское национальное движение отсутствовало вовсе. В это время возникли первые кружки курдских интеллигентов, а в 1898 году группа курдских аристократов во главе с Бадрхан-беком начала публикацию первого журнала под названием «Курдистан».

Первое политическое объединение курдов тоже возникло при османах. «Партия союза и прогресса» была образована в 1889 году, ее члены были сторонниками курдского национализма. В 1908 году курды создали «Общество развития и прогресса Курдистана», а вслед за этим было основано общественное движение под названием «Общество распространения курдских наук». Период с 1889 по 1908 года можно назвать золотым веком курдского населения Османской Империи, потому что тогда курдская элита, используя занятость османами войнами с европейцами и рядом внутренних проблем, смогла добиться невиданных до сих пор успехов, а именно создания «Гражданского государства турецких курдов».

После распада Османской Империи началась вооруженная борьба курдов за свою независимость. Одним из самых известных из них стало восстание Яздашира Амир Бутана. После него в 1920 году был заключен Севрский договор, согласно которому на территории бывшей Османской Империи признавалось создание государства Курдистан. Именно это признание впоследствии стало подпитывать волю курдов к борьбе за свою независимость. Тем не менее это соглашение оказалось непрочным: три года спустя ему на смену пришел Лозаннский мирный договор. Именно тогда группа молодых турков под руководством Мустафы Кемаль-паши (будущего Ататюрка) взяла в свои руки командование турецкой армией, воевавшей за независимость Турции, что круто изменило будущее этой страны и проживающих в ней курдов. Ататюрк, знавший о чаяниях курдов, пообещал исполнить все их требования и таким образом заручился их поддержкой. Превратив курдское воинство в настоящую машину смерти, он разделался сначала с англичанами и арабами, а потом и греками. После того как Ататюрк получил власть в свои руки, все важные государственные посты заняли приверженцы кемализма (идеология Ататюрка, основанная на идеалах прагматизма и необходимости). Опираясь на новый Лозаннский мирный договор, турки признали только права религиозных меньшинств. Заявляя о том, что курды якобы их братья по вере, они отказались признавать за ними статус меньшинства и ввели запрет на любые проявления национальной самобытности с их стороны. В частности, под запрет попадало использование курдского языка и ношение национальной одежды. Политика Ататюрка свела на нет все попытки консолидировать пантюркизм с курдским национализмом (тюркинизация курдов). Очевидная безнадежность этих попыток стала прологом для начала первой вооруженной турко-курдской войны в 1924 — 1939 годах, самыми значимыми событиями которой были мятеж шейха Саида Пирана, Дерсимская резня и Араратское восстание. Несмотря на то, что центральное правительство жестоко расправилось со всеми этими бунтами, оно так и не смогло положить конец недовольству курдов, поэтому «курдский вопрос» стал извечной проблемой Турецкой Республики.

В конце сороковых годов ХХ века партийная система Турции подверглась серьезным изменениям, перестав быть однопартийной. Это открыло путь во власть политическим силам, не согласным с идеологией кемализма. Политики, не согласные с курсом правительства, могли прийти к власти только через участие в национальных выборах, поэтому они начали активно добиваться поддержки курдского населения страны. Политики смогли получить немало голосов, обещая курдам определенные уступки, в частности введение ограниченного религиозного образования в средних школах, так как для курдов, придерживающихся своих религиозных взглядов, этот имело особую важность. Многочисленное курдское население активно заявляло о себе в ходе выборов. Благодаря этому многие политические партии проявили к ним большой интерес, что не преминуло отразиться на политической обстановке в стране.

Курды вновь оказались в первых рядах турецкой политики в 1950 году, когда победу на выборах одержала Демократическая партия. Фактически, влияние курдов на политическую структуру Турции проявилось в той ключевой роли, которую они сыграли в победе Демократической партии. Оказав ей свою поддержку, курды содействовали переходу экономической системы Турции в либеральное русло, что, в свою очередь, увеличило их собственную экономическую активность. Благодаря победе Демократической партии некоторые курды стали членами национального парламента Турции и даже вошли в состав кабинета министров. Еще одним проявлением весомой роли курдов в тот период стал призыв политических кругов Турции к соблюдению прав национальных меньшинств, таких как зазы, грузины и алавиты.

Шестидесятые годы прошлого века были пиком холодной войны между двумя политическими блоками Востока и Запада. Важнейшие события этой войны затронули и такие крупные страны, как Иран и Турция. С начала 1960-х годов Советский Союз запустил в Турции свою пропагандистскую машину для экспорта коммунизма, в результате чего там появились различные левые партии и организации.

Поскольку коммунистическая идеология пропагандировала равенство, братство и борьбу с дискриминацией, советским агитаторам удалось привлечь на свою сторону значительную часть курдского населения Турции. Способствовало этому и то, что большинство турецких курдов были рабочими, поэтому в их среде коммунистические представления попали на благодатную почву.

Одним из важнейших результатов этого процесса для турецкого общества стало то, что, добившись признания своей самобытности, курды подтолкнули к левым взглядам и другие национальные меньшинства страны. Продолжая оказывать широкую поддержку левым партиям, в 1978 году на базе левой идеологии курды создали свою главную организацию под названием «Рабочая партия Курдистана» (РПК).

Следует подчеркнуть, что вся эта деятельность была направлена на поддержание собственной национальной идентичности, продвижение курдского языка и отвечала основным требованиям курдского народа.

В 1980 году турецкая армия учинила самый кровавый за всю историю Турции военный переворот. Его результатом стало то, что через два года президентский пост занял сам Кенан Эврен, который оставался в этой должности до 1987 года. Переворот привел к краху парламентского строя, в котором курды играли значительную роль, и приходу к власти «коммунистов, ненавидящих курдов», поэтому политическая ситуация в Турции стала эволюционировать в сторону национального радикализма, обострившего отношения между турками и курдами.

Радикализация турецкого общества была самым незначительным последствием курдского сепаратизма. Продолжая настаивать на разделе государства и самоуправлении, они перешли к террору, в том числе и с участием смертников, стали предпринимать партизанские вылазки. В ответ на это центральные власти отправили в Курдистан свои армейские подразделения, оснащенные тяжелым вооружением, что привело к еще большему числу жертв. В ответ на это курды продолжили свои партизанские атаки, а в мае 1988 года им удалось создать широкую коалицию из сил «Народного освободительного фронта Курдистана». Расширив фронт военных действий, они нанесли турецким властям такой удар, от которого трудно было оправиться. Именно поэтому в 1995 году в целях уничтожения РПК турецкая армия инициировала крупномасштабную военную операцию на севере Ирака, в которой приняли участие 35 тысяч солдат сухопутных войск. Тогда военным частям удалось продвинуться вглубь иракской территории на 40 километров. В результате данной операции была ликвидирована значительная часть военного потенциала курдов. После военной кампании 1995 года турецкая армия, опьяненная собственным триумфом, несколько лет подряд подвергала авиаударам и артобстрелам базы РПК на севере Ирака и таким образом вновь установила безопасность на части приграничной территории. В конце концов в 1999 году был арестован и приговорен к смертной казни лидер Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан. Впоследствии, однако, под давлением Европейского Союза, членства в котором тогда добивалась Анкара, приговор был заменен на пожизненное заключение, а после изменения Конституции Евросоюза смертная казнь была и вовсе запрещена в Турции.

Арест Оджалана и согласие турецкий властей с требованием ЕС отменить его смертную казнь усилили международное давление на РПК. В результате этого в 2003 году партия в одностороннем порядке объявила о прекращении военных действий и завершила конфронтацию с центральной властью.

С 2005 года начались открытые и закрытые переговоры турецкого правительства с РПК. В итоге в конце 2012 закончились многодневные переговоры с Абдуллой Оджаланом, и в дни Ноуруза (Нового года по иранскому календарю) он послал обращение к курдскому населению Турции, в котором объявлялось о перемирии между Рабочей партией Курдистана и турецким правительством.

В результате этого в отношении национального вопроса часть населения Турции стала придерживаться более радикальных взглядов. Фактически, в Турции, где целый ряд десятилетий диалог с курдами находился под запретом, начались переговоры с ними на высшем уровне, а правительство даже начало предоставлять им некоторые привилегии. В итоге некоторые представители турецкой общественности пришли к мнению о том, что их правительство, увязшее в сирийском кризисе, позволяет ущемлять национальное достоинство самих турков.

Как бы то ни было, необходимо отметить, что важнейшим последствием заключения мира с курдами для Турции стала радикализация части ее населения и сомнение в приверженности центрального правительства национальным интересам страны. Признаки этого можно увидеть в ходе последних протестов турецкого населения против политики правительства премьер-министра Реджепа Эрдогана и Рабочей партии Курдистана. Такой расклад все больше склоняет курдов к мысли о том, что от переговоров с центральной властью не будет никакой пользы, поэтому необходимо вновь обратиться к практике вооруженной борьбы за независимость, подкрепляемой курдским национализмом.

Иранский Курдистан по представлениям курдов охватывает четыре иранских провинции – Курдистан, Керманшах, Западный Азербайджан и Илам, курдское население которых составляет от 6 до 7 млн. или 7 - 9% от всего населения страны. Курды проживают также в северном Хорасане и в северо-восточном Иране, крупных административных центрах (Тегеране, Сенендедже и др.). По вероисповеданию значительная их часть является суннитами, но среди курдов есть и шииты, адепты шиитских сект (али-иллахи), езиды, суфии и пр.

В Иране курдская проблема была не так накалена, но она постоянно обострялась с начала 60-х под влиянием социально-политической напряженности, возникшей в стране в ходе «белой революции» и событий в соседнем Иракском Курдистане. В 1967-1968 под руководством ДПИК (Демократическая Партия Иранских Курдов) вспыхнуло восстание в районе Мехабада, Бане и Сердешта, продолжавшееся полтора года и жестоко подавленное.

Несмотря на поражение, ДПИК не пала духом и развернула активную работу по выработке новой программы и устава партии. Был провозглашен основополагающий лозунг «демократия - Ирану, автономия - Курдистану», а тактика партии предполагала сочетание вооруженной борьбы с политическими методами, которые были нацелены на создания единого фронта всех оппозиционных диктаторскому режиму сил.

Для курдов, как и для всего иранского народа, эта «революция», в которой они не смогли проявить себя самостоятельной политической силой, способной отстоять свои национальные требования, обернулась контрреволюцией, диктатурой имама Хомейни и его приверженцев и преемников. Даже в религиозном аспекте этот режим средневекового типа была опасен для интересов курдского меньшинства, в подавляющем большинстве суннитского. Хомейни отрицал наличие в Иране национального вопроса, в том числе, конечно, и курдского. Новая власть решительно отвергла проект ДПИК об административной и культурной автономии для курдов.

Разногласия уже весной 1979 переросли в вооруженные столкновения между силами курдского сопротивления и правительственными войсками, усиленными отрядами жандармерии, полиции и исламских штурмовиков. Летом 1979 бои между курдскими повстанцами и карателями происходили почти по всей территории Иранского Курдистана. ДПИК установила контроль над большей его частью, включая крупные города. В некоторых из них была установлена власть курдских революционных советов. Курдский религиозный лидер Эззедин Хосейни объявил даже джихад против центрального правительства. Одновременно руководители иранских курдов

неоднократно призывали Тегеран к переговорам о мирном урегулировании конфликта и проведении в населенных курдами районах социально-экономических и политико-административных реформ. Правительство делало вид, что готово пойти на переговоры, но на самом деле готовилось к расправе над курдами. Осенью 1979 правительство, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, развернуло решительное наступление на курдских повстанцев и сумело оттеснить их в горы, где они начали партизанскую войну.

В результате ДПИК раскололась, чем воспользовались иранские власти, которые к середине 1980 закончили установление своего контроля практически над всей территорией Иранского Курдистана.

В 80-е годы курдское движение в Иране и Ираке переживало тяжелые времена. Ирано-иракская война (1980-1988) создала для него крайне неблагоприятную обстановку. Военные действия частично шли на территории Курдистана, курды несли немалые людские и материальные потери. Кроме того, обе воюющие стороны пытались заручиться поддержкой курдского населения противника, что служило и Тегерану, и Багдаду предлогом для антикурдских карательных мер (в том числе и таких вопиющих как упомянутая газовая атака в Халабдже). К началу 1990-х общая ситуация в Курдистане была крайне сложная и напряженная.

В 80-х, воспользовавшись войной с Ираном, режим Саддама Хусейна свел на нет все уступки, которые он прежде вынужденно сделал курдам. Автономный район стал полностью подвластен Багдаду. Проводились драконовские меры по изменению национального состава автономии и по выселению курдов из пограничных деревень. Тотальный характер принял террор против всех курдов, заподозренных в антиправительственных действиях и настроениях. К началу 90-х годов, когда захват Кувейта Ираком в августе 1990 вызвал очередной острейший кризис на Ближнем Востоке, Иракский Курдистан был накануне нового крупного выступления курдов.

В Иране как при жизни Хомейии, так и после его смерти в 1989 г. курдское автономистское движение жестоко подавлялось; оно могло функционировать только в подполье и в эмиграции. Однако щупальцы террора доставали его повсюду. Так, в июле 1989 г. иранскими спецслужбами в Вене был убит генеральный секретарь ДПИК А. Касемлу, в сентябре 1992 г. от тех же рук в Берлине погиб новый генеральный секретарь ДПИК С. Шарафканди. Организуя эти покушения, исламское руководство Ирана сорвало начавшийся было переговоры с курдскими националистами об автономии Иранского Курдистана.

К середине 2008 г. напряженность в зоне турецко-иракской границы, где ситуация порой доходила до открытых боевых столкновений, несколько ослабла в связи с тем, что при посредничестве США турецкому руководству удалось договориться с военными о прекращении военной демонстрации в Турецком Курдистане. В качестве альтернативы была выдвинута концепция экономического развития этого региона.

Обсуждение курдского вопроса на международной арене позволяет выявить две основные проблемы в преодолении конфликта. С одной стороны, положение курдов - это внутренне дело стран, на территории которых они проживают, а по международным нормам вмешательство во внутренние дела других стран недопустимо. С другой стороны, сегодня курды поживают ан территории четырех сопредельных государств, следовательно, курдская проблема становится международной, хотя бы в масштабе данного региона.

Помимо этого проблемы этнических групп, которым отказывается в праве на национальное самоопределение и которые подвергаются гонениям и геноциду, как и происходит с курдами, становятся международными проблемами, и их необходимо рассматривать в аспекте борьбы за права человека.

Однако на сегодняшний день курдское освободительное движение не достигло степени политического единства, необходимой для выступления на международной арене на более или менее унифицированной политической платформе. А без этого сложно добиться истинного разрешения данной проблемы, когда она могла бы решаться на международном уровне.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!