Четыре кабаллистических мира.



 

 

Каббала представляет мистическое течение в иудаизме. В ней сочетаются пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. “Проникая в Святыню Каббалы, исполняешься восхищением, видя столь логичную доктрину, столь простую и в то же время столь всеобъемлющую. Необходимый союз идей и знаков, освящение глубин реальности примитивными буквами, Триединство Слов, Букв и Чисел; философия простая, как алфавит, глубокая и бесконечная, как Слово; теоремы более полные и лучезарные, нежели пифагорейские; теология столь фундаментальная, что ее принципы можно перечесть на пальцах; Бесконечность, которая умещается в ладошке младенца; десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность – вот и все составляющие Каббалы. Они являются начальными принципами написанного Слова, отражения того произнесенного Слова, которое сотворило мир!” (Холл, 1992, Т. 2. С. 57).

Знакомство с учением Каббалы, изложенным в двух энциклопедических томах символической философии Холла, было достаточным, чтобы убедиться в близости ряда оснований каббалистической космогонии к излагаемой модели духовной Вселенной. Известны три величайшие книги: Сефер Ецира - Книга Творения, Сефер ха Зогар - Книга Величия и Апокалипсис - Книга Откровения. Остановимся на сравнительной оценке ряда моментов содержания первой книги, полностью приведенной в работе Холла. Для этого ниже приведены выдержки, позволяющие читателю в той или иной мере судить о сути учения Каббалы, касающегося возникновения и формирования системы миров.

“Каббалисты воспринимали Верховное Божество как Непостижимый Принцип, который может быть открыт только через процесс устранения всех его осознаваемых атрибутов в определенном порядке. То, что при этом остается, когда каждая познаваемая вещь устранена, есть АЙН СОФ, вечное состояние Бытия … Природу АЙН СОФ они символизируют кругом … Этот гипотетический круг включает в себя безмерную область непостижимой жизни, а ограничивающая эту жизнь окружность есть абстрактная и неизмеримая бесконечность …

Согласно этой концепции, бог есть не только Центр, но также и Площадь. Централизация есть первый шаг к ограничению … Круговая форма, приданная АЙН СОФ, означает пространство, замкнутое внутри кристального гипотетического шара, вне которого нет ничего, даже вакуума. Внутри этого шара – символического АЙН СОФ – происходит возникновение и уничтожение …

В процессе творения рассеянной жизни АЙН СОФ возвращается от периферии к центру и устанавливает точку, которая есть первая манифестация Единого … Когда Божественная Сущность таким образом возвращает границы круга к центру, Она оставляет за собой Бездну …Таким образом, в АЙН СОФ устанавливается двойная сущность … Первая – это центральная точка, исходная объективированная лучезарность вечно субъективированной жизни. Из этой лучезарности посредством тьмы вокруг нее, получающейся за счет лишения форм жизни, сгущается к центру первая точка, или универсальный зародыш …

На приведенной диаграмме (рис. 42) концентрические круги представляют сорок уровней вибраций (называемых каббалистами Сферами), которые являются эманациями АЙН СОФ … Сама природа АЙН СОФ разделена на три части, представленные пространствами между соответственно Х 1 и Х 2 , Х 2 и Х 3, Х 3 и А 1 … По мере того как Божественная Сущность концентрирует себя, кольца Х 2 и Х 3 становятся постижимыми … Таким образом, природа Верховного Существа рассматривается тройною, и из этой тройной природы силы и элементы творения были отражены в Бездну, оставшуюся от движения АЙН СОФ к Своему центру. Непрерывное движение АЙН СОФ по направлению к Своему центру результируется в точке в центре круга… Огромная область, оставленная АЙН СОФ при удалении в центральную точку Кетер, наполняется четырьмя концентрическим шарами,

называемыми мирами или сферами, и свет десяти сефирот отражается в каждом из них …

40 сфер творения из АЙН СОФ разделяются на четыре великие мировые цепи таким образом:

От А1 до А10, Ацелут, Безграничный Мир Божественных Имен.

От В1 до В10, Бриах, Архангельский Мир Творений,Созданий.

От С1 до С10, Ецира, Иерархический Мир Образований.

От D1 до D10, Ассиах, Стихийный Мир Субстанций.

Каждый из этих миров имеет десять сил или сфер – родительский шар и девять других, которые выходят из него в виде эманаций, каждый шар порождается предыдущим. На плоскости Ацилут … не проявившее Себя АЙН СОФ устанавливает свою первую точку или пятно в Божественном Море – трех сферах Х. Эта точка – А1 – содержит все создания внутри себя…

От АЙН СОФ исходит А1, Первая Корона, и имя первой силы Бога – Эхейех, что значит Я Есть (Это Я Есть) …

От А10 исходит В1, Вторая Корона, и при этом устанавливается Мир Бриах. Десять эманаций от А1 до А 10 называются основаниями всех созданий … Эти десять сил являются чистыми и совершенными излучениями, не опускающимися в низшие миры и не принимающими там форму, но отражающимися в субстанциях низших сфер. Из первого Мира Ацилут они отражаются во второй Мир Бриах. Поскольку отражение всегда теряет блеск исходного света, десять излучений Мира Бриах теряют часть своей бесконечной силы … Эти десять более тонких подразделений на самом деле являются силами Ацилут, отраженными в субстанции Мира Бриах … В Мире Бриах десять сфер света называются Архангелами Бриах…

Десять Архангелов Бриах рассматриваются великими духовными существами, чей долг заключается в манифестировании десяти сил Великого Имени Бога, существующего в Мире Ацилут …Десять шаров силы Бриах будучи сами отражениями, отражаются в третий Мир Ецира, где они еще более ограничены в своем выражении и становятся духовным и невидимым Зодиаком, который находится за видимой лентой созвездий … В третьем мире с С1 до С10, шары становятся иерархиями небесных созданий называемых Хорами Ецира … От В10 исходит С1, Третья Корона …

От С10 исходит D1 Четвертая Корона, и Мир Ассиах устанавливается. Из Мира Ецира свет десяти сфер отражается в Мир Ассиах, наинизший из четырех миров. Десять шаров исходного Мира Ацилут принимают форму физической материи, и результатом является звездная система … Правителем четвертого мира является D1, называемый Огненным небом. Другими он именуется Первым Двигателем или Первым Движением. Из этого кружащегося огня проявляется материальный звездный зодиак, в противоположность невидимому зодиаку Мира Ецира …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 42. Диаграмма четырех каббалистических миров (Холл,1992)

 

Интерпретация приведенных цитат из учения Каббалы позволяет выявить две крайности. С одной стороны, явно прослеживается соответствие числа каббалистических миров и их определений числу и характеристикам подсистем рассматриваемой модели Вселенной Света, с другой – расхождение в концептуально важных моментах, касающихся возникновения и формирования космической системы созидания в целом. В последнем случае причина лежит в разном представлении природы Первоединого и роли первой точки в созидательном процессе.

Ранее мною было особо подчеркнуто, что вездесущность и беспредельность Первоединого исключают какое-либо движение с его стороны, несущее в себе принцип ограничения. Это Божество способно к самовыражению только за счет внутреннего напряжения, позволяющего ему сконцентрировать часть своего безграничного духовного потенциала в энергетической точке. Через такую точку Первоединый периодически выражает свою Абсолютную Единую Сущность. В этом плане действительно “АЙН СОФ может быть уподоблен великому полю плодородия земли, на котором произрастают мириады растений различного цвета, формы, запаха, и все же корни их уходят в одну и ту же темную почву, которая, однако, отличается от любой из форм, питаемых ею” (Холл, 1992. Т. 2. С. 71).

Наведенный положительный точечный заряд есть не что иное, как центр, которому суждено стать точкой отсчета изменений качественных и количественных показателей микро- и макропроцессов в развитии и функционировании Вселенной Света. Трансформация его в биполярную сферу светосилы, которая в двухмерной проекции есть круг, направлена на ограничение пространства созидания через отражение Протоматерией Света. Локализация процесса развития Вселенной в определенных границах позволяет существовать ей как замкнутой, автономной, саморазвивающейся системе, за пределами которой Протоматерия остается неизменной. Таким образом, формирование космической системы созидания идет от точки к периферии. В результате образуется кристальный шар напряжения – Мировое Яйцо, за пределами которого не ничто, а все тот же необъяснимый Первоединый.

Необходимо напомнить, что сама энергетическая точка пространственно, если так можно сказать, остается неизменной. Она является источником вибрации, благодаря которой от нее происходит эманация Абсолютного Света. Вовлекаемая в этот процесс Протоматерия, образует вокруг точки сферу приложения для силы действия. С концентрацией Света (Духовного Воздуха) сфера (сефира) под воздействием светосилы увеличивается в размере, перемещая на своей поверхности ослабевающий потенциал действия. В этом заключается смысл трансформации энергетической точки в силовой круг. Поэтому, когда речь идет о проявлении Вселенной, необходимо понимать, что не окружность круга формирует точку-центр, а наоборот. Да и как иначе, если в нашей повседневной жизни начертить циркулем окружность можно только относительно предварительно намеченной точки. Закон аналогии и в этом случае действует неукоснительно.

Совсем иной подход мы видим в концепции каббалистов. Символично, что в их учении также фигурирует кристальный шар. Однако в отличие от нашей модели он олицетворяет ограничение пространства самого АЙН СОФ, который в процессе творения возвращается от периферии к своему центру и путем концентрации лучезарности устанавливает в нем точку. В результате на всем пространстве от периферии к центру формируется система из сорока сфер, представляющих соответствующее число уровней вибрации. “Сила колец уменьшается по направлению к центру, потому что сила измеряется числом контролируемых вещей, а каждое кольцо контролирует кольца внутри себя и, в свою очередь, контролируется наружным кольцом” (Холл, 1992. Т. 2. С. 81).

Казалось бы, в таком своеобразном объяснении все логично, но это первое впечатление. При внимательном сопоставлении всех аспектов налицо явное противоречие. Возникает вопрос, каким образом становится возможным для АЙН СОФ концентрация и образование энергетической точки, если его вибрационная сила от периферии к центру уменьшается. Само понятие концентрации предполагает возрастание напряжения.

Еще одним противоречием сущности АЙН СОФ, на мой взгляд, является следующее высказывание: “И поскольку величайшая духовная твердость или прочность находится на окружности, величайшая материальная прочность или непостоянство – в центре диаграммы, а кольца уменьшаются по направлению к центру, то по мере уменьшения в силе они становятся все более материальными и субстанциональными …” (Холл, 1992. Т. 2. С. 81). Если встать на позицию каббалистического учения и признать существование центра АЙН СОФ, то усиление материальности по мере приближения к нему противоречит природе Божества. Центр всегда символизирует сущность той системы, которой он принадлежит, поэтому, концентрируя свою лучезарность, АЙН СОФ как безграничная первая причина дает бытие первому конечному, или ограниченному – точечному заряду светосилы Духа. От него, а не к нему должен осуществляться процесс ограничения пространства творения и в созданной в нем силовой системе Материя, будучи полярной, по отношению к Духу должна усиливать свой принцип противодействия к периферии. Несмотря на отмеченные расхождения каббалистическая система в своем описании миров удивительно близка к рассматриваемой модели статичной Вселенной Света. Для того чтобы убедиться в этом попробуем рассмотреть ее с привлечением сферической биполярной силовой системы как ключа к символизму каббалистической космогонии.

Не вызывает сомнения, что наведенный Первоединым точечный заряд действия есть Кетер – Первая Корона. В этой точке были сконцентрированы единицы созидательного потенциала Духа (“… содержит все создания внутри себя…”). Его вибрация стала источником эманации божественного Света. В результате, преодолевая противодействие Протоматерии, вокруг точки созидания происходит формирование сферы силы действия истекающего Света (рис. 43.а). Так возникал Мир Ацилут – Мир Божественных Имен – Божественных Единиц Потенциала созидания. В этом продвижении каждое смещение на одну единицу затраченного потенциала образует эквипотенциальные поверхности силы действия, которые в двухмерной проекции представлены расходящимися окружностями.

Это и есть система Сефирот, где “… каждый шар порождается предыдущим”. Однако в плане распределения силы в них мы видим обратную картину (рис. 3). Представление каббалистов, что “… сила измеряется числом контролируемых вещей …” (окружностей) не совсем соответствует природе этого атрибута бытия. Выше было акцентировано внимание на том, что проявление силы возможно только через противодействие. На метафизическом уровне это проявляется в формировании биполярной системы светосилы. Такая система не абстракция, а реальность, так как силы действия истекающего и противодействия отраженного Света имеют субстанциональных носителей. В динамике такой системы равновесие достигается за счет отдачи единиц потенциала действующей стороной и адекватного приобретения единиц потенциала противодействующей стороной. Следовательно, в сфере истекающего Света (Мире Ацилут) с увеличением числа эквипотенциальных поверхностей (Сефирот) величина порождающего заряда в точке приложения уменьшается к периферии. Да и как иначе, если происходит отдача. Поэтому в приведенном Каббалой определении речь должна идти о потенциальной силе отражения, которая увеличивается в процессе раскрытия сферы светосилы. Последовательное смещение отрицательного заряда от центра системы к периферии свидетельствует о нарастающей поляризации Духа и Материи.

Мы знаем, что возникновение сферы силы истекающего Света было бы невозможным без адекватного формирования в сферической симметрии двенадцати отрицательных зарядов силы отраженного Света. Если их объединить, то мы получим сферы Мира Бриах (рис. 43.2). Когда Каббалисты утверждают, что десять сил (десять эманаций единиц потенциала) Мира Ацилут отражаются в Мире Бриах, они правы, так как на метафизическом уровне

противодействие - есть отражение действия. Действительно благодаря силе отражения становится возможным проявление творящего принципа Света. В этом смысл Мира Бриах, “ … чей долг заключается в манифестировании десяти сил Великого Имени Бога, существующего в Мире Ацилут …”.

 Признавая Мир Ацилут основанием в проявлении (манифестации) остальных Миров, которые являются его отражением, каббалисты противоречат себе, когда утверждают схему последовательности возникновения их сфер, где B1 исходит от A10 , C1 – от B10 и D1 - от С10 (рис.42). Такая связь миров в процессе их возникновения может быть построена только на представлении однополярного проявления силы АЙН СОФ. Однако это не соответствует метафизике Света. Если, например, Мир Бриах является отражением Мира Ацилут, то их центры не могут совпадать. Они должны находиться по разные стороны плоскости отражения. В этом случае мы имеем дело с биполярной системой противодействующих сил, поэтому возникновение сфер Мира, объединяющего отрицательные заряды, должно происходить в сопряжении со сферами Мира истекающего Света.

 

 

Рис. 43. Каббалистические миры в структуре сферы Вселенной Света (а-д)

 

 

Представленные диаграммы (рис. 43.а, б) наглядно показывают, что в параллелограмме противодействующих сил возникновение сфер Мира Бриах происходит в сопряжении со сферами Мира Ацилут, но в обратной последовательности. С каждым импульсом положительного заряда (Кетер) и формированием сферы истекающего Света отрицательные заряды, смещаясь от центра созидания, увеличивают свою величину. В этом процессе истечения Света в Материю каждая очередная проявленная сфера Мира Бриах будет первой относительно полюса нарастающей силы противодействия. Это еще одна иллюстрация знакомого нам принципа метафизического роста напряжения изнутри наружу.

Третьей структурой в цепи причинно-следственной связи является сфера, объединяющая сферы отраженного света Мира Ецира (рис. 43.д). Одна из двенадцати единиц этого мира представлена в двухмерном изображении на рисунке 43.в. Мир Ецира - это продолжение Мира Бриах, так как в нем находят свое воплощение единицы потенциала отрицательных зарядов. Они являются зеркальным отражением Мира Ацилут. Поэтому формирование сфер отраженного Света Мира Ецира также находится в обратной зависимости к сферам истекающего Света. Становится понятным выражение: “ … Десять шаров силы Бриах, будучи сами отражением, отражаются в третий Мир Ецира, где они еще более ограничены в своем выражении …”. Действительно, если обратиться к параллелограмму противодействующих сил Света (рис. 3), то в точках их сопряжения величина проявленного в Мире Ецира потенциала отрицательной силы Мира Бриах будет в два раза меньше величины его зарядов, которые становятся “ невидимым Зодиаком ” из-за отраженного Света.

Четвертой структурой в последовательной цепи формирования миров являются геометрические фигуры и тела напряжения, ограничивающие проявленное пространство напряжения (рис. 43.г). Это Мир Ассиах, в котором задействованные потенциалы (сферы) Мира Ацилут через свое отражение в сферах Мира Ецира находят воплощение в пространственных светоносных струнах натяжения (“…принимают форму физической материи… ). Являясь синтезом Мира Ацилут и Мира Ецира, в нем нашло воплощение равновесие первого великого противостояния сил Света и Тьмы, Духа и Материи, мужского и женского начал, плюса и минуса. В динамическом аспекте оно выражено в формировании сдвоенных круговых спиралей встречной циркуляции светосилы. Поэтому Мир Ассиах “…именуется Первым Двигателем и Первым Движением ”. Образно говоря, это мир метафизических зеркал, где “…среди кружащегося огня ” в двенадцати точках максимальной силы сокращения струн (фокусах линз Света) (рис. 21) “проявляется материальный звездный зодиак…

 

22.

Дерево сефирот.

 

 

Большой интерес представляет дальнейшее развитие взглядов каббалистов на существо архетипа Вселенной. Рассмотренная выше диаграмма четырех миров, объединяющая 40 последовательных, сменяющих друг друга сфер творения АЙН СОФ, были сгруппированы в четыре дерева Сефирот (рис. 44.а ), каждое из которых “… состоит из десяти шаров лучистого великолепия, построенных в три колоны … Эти деревья одни и те же в каждом из четырех миров, но сила, заключенная в каждом из шаров, проявляет себя различным образом в зависимости от субстанции каждого мира …” (Холл, 1992. Т. 2. С. 85-86).

В представленной диаграмме четырех деревьев Сефирот авторы секретной философии изображали Божественного Адама, из субстанции которого была образована Вселенная. Располагая десять божественных шаров в определенной последовательности, каббалисты рассматривали их как члены и органы прототипического Адама, с которыми они соотносили числа и части Вселенной. Этими десятью Сефирот были: 1 – Кетер (Корона), 2 – Хохма (Мудрость), 3 – Бинах (Понимание), 4 – Хесед (Милосердие), 5 – Гебурах (Жестокость), 6 – Тиферет (Красота), 7 – Нецах (Победа), 8 – Ход (Слава), 9 – Есод (Основание), 10 – Малхут (Царство).

Для того чтобы прояснить метафизический смысл Сефирот, следует с некоторым сокращением привести их описание, данное в работе Холла. Этот автор, касаясь эманаций Кетер, “… которые утверждают себя как три триады Творящей Силы, называемые в Сефер ха Зогар тремя головами с тремя лицами … ” (с. 87) приводит следующую выдержку из “Изиды” Е. Блаватской:

“Этот (Кетер) был первым из Сефирот, содержащим в себе другие девять Сефирот или разумов. В своей всеобщности и единстве они представляют архетипического человека, Адама Кадмона, который в своей индивидуальности или единстве есть все еще дуальное, двуполое существо … Таким образом мы получаем три троицы, каждая из которых содержит ”голову”. В первой голове … мы находим Сефиру (Кетер), первого андрогинна, на вершине треугольника, испускающего Хахаму (Хохму), или мудрость, мужскую и могущественную активность … и Бинах, Разум, женское и пассивное могущество… Эти три вершины образуют первую троицу или “лицо” Сефирот. Эта триада испускает Хесед, или Милосердие, мужское и активное могущество, или силу, называемую Эль, из которой проистекает Гебурах, … женская пассивная сила. Из союза двух этих сил получается Тиферет … Духовное Солнце, известное под именем Элохим. Таким образом формируется вторая триада … Она, в свою очередь, испускает мужскую силу Нецах … , которая испускает женскую пассивную силу Ход … От этих двух получается Есод, Основание, которое есть могучая живая сила Эль-Хай. Таким образом, получается третья троица, или “голова”. Десятая Сефира является скорее Дуадой … Первая “голова” называется Интеллектуальным миром; вторая голова является Чувственным миром, или же миром Восприятия; третья голова есть Физический, или Материальный мир ” (Холл, 1992. Т. 2. С. 7-88).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 44. Четыре дерева Сефирот (1 – Кетер, 2 – Хохма, 3 – Бинах, 4 – Хесед, 5 - Гебурах, 6 – Тиферет, 7 – Нецах, 8 – Ход, 9 – Есод, 10 – Малхут) (Холл, 1992)( а); силовой треугольник Света: 1 – положительный заряд (Кетер), 2 – равнодействующая силы истекающего Света (Хохма), 3 – равнодействующая сила отраженного Света (Бинах), 4 – составляющие силы истекающего Света (Хесед), 5 – составляющие силы отраженного Света (Гебурах), 6 – точки сопряжения сил истекающего и отраженного Света (Тиферет), 7 – сила натяжения пространственной струны (Нецах), 8 – сила сокращения пространственной струны (Ход), 9 -точка фокуса линзы Света (Есод), 10 – отрицательный заряд (Малхут) (б)

 

Прежде чем попытаться каждой сфере Сефирот, соответственно приведенным характеристикам, найти место приложения в структуре силового треугольника как двухмерного отображения одного из двенадцати лучей творения Веленной Света, необходимо остановиться на ряде противоречий, которые, на мой взгляд, возникли после трансформации еврейскими исследователями системы четырех миров в дерево Сефирот. Из проведенного выше анализа следует, что у ранних каббалистов представление о начальной фазе возникновения Вселенной сводилось к возникновению четырех миров, представляющих трансцендентную силовую систему, посредством которой произошло самовыражение АЙН СОФ. При этом трансформация его созидательного потенциала была отражена в сорока концентрических кругах, отражающих соответствующее число уровней вибрации, сила которых уменьшалась к центру системы.

Не считая отличия моего взгляда на число уровней вибрации в каждом мире и их взаимосвязь, представление каббалистов о четырех мирах как о силовых сферах с равным числом энергетических уровней совпадает с выделением в сферической биполярной системе светосилы того же числа подсистем с равным числом эквипотенциальных поверхностей. Таким образом, если иметь в виду, что десять сфер (Сефирот) в каждом мире отражают последовательную цепь уменьшающихся по силе уровней вибрации, то никакой иной кроме прямой связи между ними не может быть. Тем не менее, каббалисты сгруппировали их в определенной зависимости в систему шаров, где каждый шар имеет свое, отличающееся от других шаров, определение. Для того чтобы прояснить эту ситуацию, обратимся к силовому треугольнику (рис. 44.б) и с помощью его осуществим метафизическую интерпретацию описания дерева Сефирот. Для этого промоделируем еще раз основные моменты формирования космической биполярной системы светосилы.

Наведенный Первоединым точечный заряд действия (Кетер) (1) становится причиной истечения Света – проявления Хохмы (2), активного мужского начала. Заключенный в этом принцип отдачи (действия) – есть принцип мудрости Того, от кого он исходит. Однако это только часть двойственной природы Первоединого, проявление которой стало возможным через вовлечение пассивной составляющей – Протоматерии. В ее противодействии через отражение Света активное мужское начало соприкасается с пассивным женским могуществом – Бинах (3). На метафизическом уровне в сущности женского начала заложен принцип восприятия – принцип разума, ибо нельзя осознать без противодействия. На уровне возникшей биполярной силовой системы в первый момент мужская активность и женская пассивность проявлены как равнодействующие векторы. “Следовательно, Хохма (Мужская Мудрость) и Бина (Женское Сознание или Разум) представлены, как создающие совместно – принцип активный и принцип пассивный” (Блаватская, 1997. Т. 4. С. 110). В них оба начала только определили свои возможности в проявлении действия и противодействия. На этом завершается формирование первой триады.

Если придерживаться действия закона причинно-следственной связи в формировании рассматриваемой биполярной системы, то установленная триада даст начало проявлению второй каббалистической триаде, так как в силу вступает закон разложения равнодействующих векторов противодействующих сил истекающего и отраженного Света на составляющие вектора. Ими становятся мужская сила Хесед (4) и пассивная женская сила Гебурах (5), представленные соответственно векторами составляющих сил действия и противодействия. Из союза этих сил в точках сопряжения возникает Тиферет (6) – Духовное Солнце. Оно своим излучением направляет созидательный потенциал в иную (нейтральную) плоскость творения – в создание пространства напряжения.

Как следствие, синтезом первых двух триад будет третья триада, воплощенная в пространственной струне натяжения. В ней получают свою дальнейшую трансформацию активное мужское и пассивное женское начала, становясь силой натяжения Нецах (7) и силой сокращения Ход (8). Через формирование пространственной струны в статическом напряжении достигается равновесие между силами действия и противодействия. Однако за этим стоит живая сила Эль-Хай – токи светосилы, которые берут свое начало из точки Есод (9) - основанием (вратами) в переходе к физическому миру (рис. 20). Оставшаяся десятая Сефира представляет точечный заряд противодействия. Это Малхут (10) – символ могущества Царства Материи.

Практически полное соответствие между аллегорическим описанием Сефирот и функциональным значением элементов силового треугольника Света позволяет сделать вывод, что посредством дерева Сефирот каббалисты по-своему отражали особенности трансформации созидающей силы Айн Соф. Три последовательные фазы этого процесса представлены тремя триадами, основу которых составляют силы истекающего и отраженного Света. Этим самым они признавали существование принципа поляризации изначальной светосилы. Более того, из описания второй и третьей триад прослеживается эзотерический смысл двух других метафизических принципов в проявлении созидательного потенциала – принципа разложения противодействующих сил истекающего и отраженного Света на составляющие и принципа равновесия между ними за счет перевода потенциала сопряжения в нейтральную плоскость с формированием пространственной струны напряжения. Три принципа Триады лежат в основе формирования 12 лучей Света, творящих сферу вселенной. Их энергетическая структура в двухмерном измерении представлена силовым треугольником. Его действие неизменно с переходом от одного энергетического уровня к другому. Следовательно, каббалистичекое дерево, отражающее трансформацию силы Света, должно состоять не из шаров различного уровня вибрации, а из элементов, образующих биполярную силовую систему. Если это принять к сведению, то дерево Сефирот не может повторяться в каждом мире творения (сферах проявления двуначальной светосилы), а должно быть единым, пронизывающим их. При этом десять элементов созидающей силы будут распределены следующим образом:

В сфере действия (Мир Ацилут) утверждаются положительный точечный заряд (Кетер) и векторы силы истекающего Света – Хохма и Хесед. Сфера противодействия (Миры Бриах и Ецира) станет местом проявления отрицательного точечного заряда (Малхут) и векторов силы отраженного Света - Бинах и Гебурах. В пределах метафизической линзы Света (Мир Ассиах), связывающей первые две сферы, элементами будут сила натяжения (Нецах) и сила сокращения (Ход) пространственной струны с точкой сопряжения составляющих (Тиферет) противодействующих сил и фокусом напряжения (Есод) в центре.

Особое место в силовой системе занимают точки сопряжения составляющих противодействующих сил. Являясь не только местом приложения этих сил, но и точками проявления силы натяжения пространственной струны, они принадлежат сразу трем сферам воплощения двуначальной светосилы. В процессе раскрытия системы созидания они своим движением устанавливают границу трех пространств - двух непроявленных пространств истекающего и отраженного Света и проявленного пространства напряжения, поэтому с полным основанием можно сказать, что это мирообразующие точки.

Выявив аналогию между элементами силового треугольника Света и системой каббалистических Cефирот, можно констатировать, что количество деревьев Сефирот должно определяться не количеством миров (сфер проявления потенциала созидания), а числом направлений раскрытия сферы Вселенной. Так, в двухмерном варианте их должно быть шесть, расположенных в круговой симметрии относительно общего центра (Кетер). В этом случае они представляют ветви мощного единого дерева.

 

23.

Буквы творения.

 

 

В Книге Творения говорится, что Вселенная была сотворена “ … в 32 таинственных шага мудрости (науки) тремя Серафимами: Числами, Буквами и Звуками, которые пребывают в Нем, едином и неделимом” ( Холл, 1992. Т. 2. С. 61). Десять из них – это 10 первочисел, остальные – 22 буквы еврейского алфавита. Выяснив, что первочисла, соотносимые со свойствами (шарами) дерева Сефирот, соответствуют десяти элементам силового треугольника (рис. 44.б), попробуем посредством двухмерной модели космической системы созидания дать метафизическую интерпретацию остальным 22 каббалистическим Путям Мудрости.

Знакомство с содержанием текста в работе Холла, передающего основные черты книги Сефер Ецира, позволяет прийти к заключению, что 22 буквы – это элементы, посредством которых десять первочисел (свойств) каждого из шести силовых треугольников объединяются в единую биполярную систему, представленную шестиконечной звездой – символом божественного Человека (Адама Кадмона). С тем, чтобы обосновать их местоположение в рассматриваемой системе (рис. 45), обратимся непосредственно к Книге Творения, приводя с сокращением необходимые для этого описания.

“Десять Сефирот (десять свойств Невыразимого Единого) и двадцать две буквы являются Основаниями всех вещей. Из этих 22 букв три называются Матерями, семь – Двойными и двенадцать - Простыми  ”(с. 61).

Рассмотрим в указанном порядке каждую из трех групп букв.

“ Он выбрал три согласных ( I , H , V ) из простых букв – тайна, относящаяся к трем матерям, или первым элементам … ( A , M , Sh ): воздуху, воде и огню (Эфиру). Он запечатал их духом Своим и образовал из них Великое Имя, и тем самым запечатал вселенную в шести направлениях…

. Из первых основных букв … (M) – немой звук, воде подобный, … (Sh) шипит, как огонь, и … (A) – примиряющее дыхание между ними….

Первые три элемента (материнские буквы…) напоминают весы, на одной чаше – добродетели, на другой – пороки, и язык уравновешивает их.

Эти три Матери … заключают в себе великую, удивительную и неизвестную тайну, запечатанную шестью крыльями (или элементарными окружностями): бинарными (активные и пассивные) воздухом, водой и огнем…

Бог вызвал и установил три Материи, … сочетал, взвесил и перемешал их, образовав ими три Матери … во вселенной, в году, в человеке …

Три Матери во Вселенной …таковы: воздух, вода и огонь. Небеса были созданы из первозданного огня (или эфира) … земля … из первозданной воды …и атмосферный воздух – из воздуха первозданного, или духа, который установил между ними равновесие…

Бог положил букве … (A) господствовать в первозданном воздухе, царствовать в нем и, сочетав с двумя другими, запечатал воздух во вселенной, умеренную погоду – в году, и грудь – в человеке …

 Он положил букве … (M) господствовать в первозданной воде, царствовать в ней и, сочетав с двумя другими буквами, запечатал землю во вселенной (включая сушу и море), холод – в году, и живот – в человеке…

Он положил букве … (Sh) господствовать в первозданном огне, увенчать его и, сочетав с двумя другими буквами, запечатал небеса во вселенной, тепло в году и голову – в человеке …

Бог установил противоположности: добро против зла и зло против добра. Добро идет от добра, зло – от зла…

Существует три отдельных состояния: положительное (наполненное добром) и отрицательное (наполненное злом), а третье – равновесие между ними …” (с. 62-67).

Из сказанного выше становится очевидным, что в символизм трех материнских букв каббалисты вкладывали идею проявления изначального и неизменного космического закона борьбы противоположностей, который лежит в основе созидания Вселенной и всего сущего в ней. Соотнося эти буквы с такими близкими для нас понятиями как огонь, вода и воздух, они пытались в аллегорической форме раскрыть природу трех первоэлементов творения и тем самым акцентировали внимание человека на то, что это не просто абстракция, а пусть метафизические, но реальные основания бытия. В этом плане философская система Каббалы полностью согласуется с предлагаемой моделью космической системы созидания.

Три материнские буквы-первоэлемента в метафизической системе (рис. 45.а) представлены как силы действия V(Sh), силы противодействия H(M) и уравновешивающим их напряжением I(A). Мы знаем, что эти три формы проявления двуначальной светосилы имеют своих носителей – активный Дух в аспекте истекающего Света, пассивную Протоматерию в аспекте отраженного ею Света и синтезированное ими основание для равновесия – пространственную светоносную струну натяжения. Все это стало возможным благодаря наведению Первоединым точечного заряда действия и последующей поляризации элементов Света (“Бог вызвал и установил три Материи,… сочетал, взвесил и перемешал их, образовав ими три Матери….”).

 В действии истекающего Света проявляется духовный огонь, которому противостоит сила его отражения Протоматерией. Из жизни мы знаем, что потушить пламя огня можно водой. Каббалисты, возведя этот материальный аналог на метафизический уровень, символизировали им противодействующее пассивное начало как первозданную воду. Таким же образом пар, возникающий при соединении воды с огнем, можно ассоциировать с первозданным воздухом для обозначения пространства напряжения.

Три первые буквы, или три формы проявления космической светосилы в двухмерной метафизической системе формируют биполярный силовой треугольник, соединяющий круг силы действия и круг силы противодействия. В целом эта структурная единица действительно представляет сверху вид чашечных весов (рис. 45.а). Если при этом помнить, что в противодействии положительной силы Духа и отрицательной силы Материи олицетворяется противостояние добра и зла, то на одной чаше уравновешенных метафизических весов будут добродетели, а на другой – пороки.

В той части изложенного выше текста каббалистического учения, где говорится, что Бог, положив материнским буквам господствовать в первозданном воздухе, воде и огне, а, сочетав их между собой, запечатал во вселенной воздух, землю и небеса заложен следующий метафизический смысл. Если соотносить рассматриваемые буквы с тремя элементами силового треугольника, то в процессе раскрытия двухмерной системы шесть таких структурных элементов через точки сопряжения силы действия V(Sh), силы противодействия H(M) и силы натяжения пространственной струны I(A) будут формировать три взаимосвязанных пространства в пределах метафизических линз Света. Эти главные элементы проявления в космической системе, как нам известно, образуются за счет частичного взаимного проникновения круга истекающего и кругов отраженного Света. Сегменты в пределах линз, принадлежащие кругу действия Света (Духа, первозданного огня) представляют небеса. Другие сегменты, принадлежащие кругам противодействия отраженного от Материи (первозданной воды) Света, образуют землю. Пространство, образованное фокальными плоскостями линз напряжения, которые в двухмерном отображении своих срезов воспринимаются как струны натяжения шестиугольника, представляет первозданный воздух.

 

 

Рис. 45. Каббалистические буквы творения в структуре поля светосилы сферы Вселенной Света (а-г)

 

Рассматриваемая модель Вселенной Света позволяет приоткрыть покрывало над тайной, запечатанной “шестью крыльями” (или элементарными окружностями). Шесть кругов силы противодействия, сопряженных с общим для них кругом силы действия, действительно можно представить как соответствующее число метафизических крыльев. Эти биполярные структуры объединяют через пространственные струны напряжения (воздух) активное (огонь) и пассивное (воду).

В цитате, где указывается на образование из трех первоэлементов (материнских букв) груди, живота и головы человека, несомненно, речь идет о Божественном Андрогене, олицетворяющем космическую биполярную систему созидания. Но мне представляется, что этой аллегорией каббалисты преследовали также цель указать на неразрывную связь природы физического человека с его космическим аналогом – на повсеместное действие жизненного принципа борьбы противоположностей в достижении равновесия между ними. Жизнь человека убедительно доказывает это. Как мы знаем, голова предназначена творить мысли, которые, будучи побудительной причиной, заставляют человека действовать. Иное предназначение имеет живот, вернее желудок. Излишнее наполнение его материальной пищей приводит человека к состоянию, когда не только нет желания действовать, но и мыслить. В этом случае нарушается равновесие и как следствие наблюдается ненормальное дыхание.

Функциональное соответствие указанных частей человеческого тела элементам, слагающим структуру силового треугольника Света, показано на рис. 45.а. Круг падающего Света с положительным зарядом олицетворяет голову Божественного Человека. Она является источником излучения гигантской космической мыслеформы созидания. В противоположность ей круг отраженного Света с отрицательным зарядом формирует живот. Между ними срез метафизической линзы – это грудь, наполненная ритмом космического дыхания.

Теперь приступим к интерпретации семи двойных букв, о сути которых можно вынести представление из приведенной ниже цитаты:

“Семь двойных букв … (B, G, D, K, P, R, Th) служат образцами мягкости и твердости, силы и слабости …

Семь двойных букв означают также противоположности …

Семь двойных букв указывают шесть измерений ( высоту, глубину, Восток, Запад, Север и Юг) и Священный Храм в центре, который поддерживает их всех.

Двойных букв семь, а не шесть, они в числе семь, а не восемь; поразмысли над этим фактом, углубись в него, раскрой его скрытую тайну …

Он положил букве Th господствовать в милосердии, венчать его, сочетал ее с другими и из них образовал Юпитер, седьмой день в году и рот в человеке …

Семью двойными буквами Он устроил семь земель, семь небес, семь дней …

Семь разделены на три против трех, и одна между ними (равновесие) …” (с. 64-65, 67).

На первый взгляд определения семи двойных букв близки к характеристикам материнских букв. Прослеживается та же идея показать действие изначального принципа борьбы противоположностей в созидании Вселенной Света. Однако если в сравниваемом случае он рассматривается в отношении трех первоэлементов, формирующих структуру силовую единицу, то в данный момент его необходимо соотносить с двухмерной системой в целом. Это следующая ступень в проявлении двуначальной силы Первоединого. На уровне системы указанный принцип трансформируется в принцип поляризации, являющийся основным механизмом достижения круговой симметрии в построении. Такое проявление творящей силы символизировано каббалистами в семи двойных буквах.

 Сопоставляя их с особенностями структуры круговой биполярной системы на рисунке 45.б приходишь к выводу, что первые шесть двойных букв должны быть соотнесены с силовыми треугольниками. Казалось бы, этим исчерпывается возможность нахождения места в рассматриваемой системе для седьмой буквы (Th), но это первое впечатление. Понимание того, что образование силовых треугольников как дугообразующих структур, есть следствие противостояния между силой наведенного положительного заряда и силой шести, проявленных в круговой симметрии отрицательных зарядов, дает основание связывать последнюю букву с полюсами системы. В этом заключается смысл предупреждения, что “двойных букв семь, а не шесть, они в числе семь …”.

 Символ седьмой двойной буквы действительно “… господствовать в милосердии…”, так как она приурочена к положительному заряду Первоединого (“ Он положил букве Th … венчать его …”), дающему силу созидания, силу Духа. Будучи в центре системы, она является общей вершиной для сопряженных силовых треугольников и таким образом сочетается с остальными буквами. Относительно нее шесть букв действительно расположены “…три против трех …” , а она “… между ними (равновесие)”. 

 В сопряжении с шестью своими отражениями (отрицательными зарядами) седьмая буква (положительный заряд) трансформирует свой потенциал через силовые треугольники в шести направлениях, формируя систему шести измерений. Она является точкой отсчета для них - “ Священный храм в центре, который поддерживает их всех”. То, что среди измерений приводятся высота и глубина свидетельствует о заложенном в теории каббалистов представлении трехмерного пространства на ранней фазе возникновения Вселенной. Это полностью согласуется с рассматриваемой двухмерной проекцией космической системы, так как направления указанных измерений соответствуют сторонам шестиугольника напряжения, который при переводе системы в трехмерное измерение трансформируется в куб.

Дав оценку семи двойных букв, необходимо дать метафизическое пояснение смысла образования Первоединым семи земель, семи небес и семи дней. Моделирование процесса возникновения Вселенной Света показало, что трансформация наведенного точечного заряда действия в силовой круг стала возможной благодаря проявлению закона разложения равнодействующих векторов противодействующих сил истекающего и отраженного Света на составляющие вектора. При этом проявление круговой симметрии при равенстве противодействующих сил предопределило шесть секторов или “дней творения” в раскрытии двухмерной системы созидания. Седьмым днем является точечный заряд действия, от которого все началось и к которому все вернется.

Интерпретацию возникновения небес и земель необходимо начать с напоминания, что эти символы на метафизическом уровне связаны со сферой истечения Света (Духа) и с сопряженными с ней шестью сферами его отражения Протоматерией, которые через свои центры объединяются окружностью в единую Первозданную Землю. В результате частичного проникновения их друг в друга, как мы знаем, формируются линзы Света, в пределах которых происходит синтез элемента натяжения пространства. В двухмерном измерении мы имеем дело со срезом фокальных плоскостей напряжения, которые отделили от сферы истечения Света и сфер его отражения шесть сегментов небес и шесть сегментов земли. В этом заключен эзотерический смысл созидания Первоединым семью двойными буквами (силовыми треугольниками) семи небес и семи земель.

Об оставшихся 12 простых буквах (H, V, Z, Сh, T, I, L, N, S, O, Tz, Q) из 22 таинственных шагов творения можно судить по приводимой ниже выдержке из книги Сефер Ецира.

“Простые буквы соответствуют двенадцати направлениям: восточная высота, северо-восток, восточная глубина, южная высота, юго-восток, южная глубина, западная высота, юго-запад, западная глубина, северная высота, северо-запад, северная глубина. Они устремлены в бесконечность и представляют рук вселенной..

После того как эти простые буквы были задуманы, определены, взвешены и перемешаны Богом, Он образовал из них двенадцать знаков Зодиака во вселенной, двенадцать месяцев в году и двенадцать главных органов в теле человека …

Он заложил в них противоречие, разделил их на отделения и выстроил из них как бы стену. Он вооружил их и направил войной друг на друга …” (с. 66-67).

С учетом интерпретации трех материнских и семи двойных букв двухмерная метафизическая система созидания позволяет судить, что в аллегорическом описании простых букв скрыт еще один аспект в последовательной цепи проявления высшего энергетического Триединства. Он касается закона разложения равнодействующих векторов сил истекающего и отраженного Света на составляющие вектора и как следствия - перевода потенциала сопряжения в нейтральную плоскость с образованием пространственных струн натяжения. С этими элементами напряжения системы соотносятся двенадцать простых букв (рис. 45.в). Двенадцать направлений – это двенадцать двунаправленных относительно нейтральных точек векторов натяжения шестиугольника.

Если семь двойных букв отражают полярность и число возможных направлений раскрытия точечного заряда действия в силовой круг (рис. 45.б), то 12 простых букв символизируют раскрытие пространства напряжения относительно равнодействующих векторов. В пределах шести секторов пространственные струны формируют шестиугольник напряжения (“… разделил их на два отделения и выстроил … стену ”), совмещая в себе векторы сил натяжения и сокращения, находятся в противодействии сами с собой (“Он вооружил их и направил войной друг на друга”).

Формирование струн, несущих в себе принцип натяжения по прямой линии, определяет геометризацию напряжения в пределах силовой сферы с использованием угла как элемента замыкания пространства, что как, уже выше было доказано приводит к образованию трехмерного куба. В каббалистическом учении через 12 простых букв символизирована его двухмерная проекция – шестиугольник, поэтому он отражает в себе названия стран света и элементов третьего измерения – высоты и глубины. При переходе от двухмерного к объемному трехмерному измерению рассматриваемые буквы в метафизической системе будут соответствовать двенадцати ребрам-струнам напряжения куба (рис. 45.г).

 В аллегории “ Они устремлены в бесконечность и представляют руки вселенной ” отражены шесть метафизических крестов-распятий, перекладинами которых являются буквы-струны (рис. 45.в). В сопряжении этих вселенских рук распята в пространстве напряжения двуначальная светосила Первоединого – распята по кругу, чья окружность не имеет ни начала, ни конца.

 

24.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!