Некоторые древние символы и аллегории в свете



Рассматриваемой модели вселенной света.

 

 Следуя принятой установке на нахождение соответствия древних символов и аллегорий излагаемой космологической модели, рассмотрим эту проблему относительно биполярной системы, лежащей в основе Вселенной Света. Наряду с “Тайной Доктриной”, “Агни Йогой” и комментариями Дмитриевой (1992) материалом для настоящих исследований послужили сведения из работ Мэнли П.Холла (1992) “Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии” и Карла Г. Юнга (1997) “Алхимия снов”. Среди книг по мистицизму и оккультизму работа первого автора занимает особое место. В ней систематизированы обширные сведения тайных знаний, являющихся предметом мистицизма, восходящего к античным философским школам. Ее энциклопедический и документальный характер во многом облегчили мне задачу в поиске сведений по символической философии.

Не менее актуальной для решения поставленной задачи оказалась книга Юнга. Будучи психоаналитиком, этот автор помимо психотерапии занимался исследованиями архетипического смысла снов – той области, которая полностью относится в его терминологии к бессознательному – душе человека. Во время сна, когда сознание человека отключено, становится возможным посредством структуры бессознательного соприкоснуться с архетипом Мировой души.

Необходимо сразу отметить, что приводимые символы и аллегории свидетельствуют, что древние учения в основном отражают тайны Вселенной в ее двухмерном отображении. Это вполне объяснимо, так как такое объяснение соответствовало уровню сознания большинства людей того времени.

 

16.

Высшее энергетическое Триединство и

“Философский камень”.

 

Особое внимание заслуживает следующая выдержка из 5-го стиха IY cтанцы Тайной Доктрины: “И эти три, заключенные внутри круга, суть сокровенная четверица ” (Блаватская,1991. Кн. 1. С. 146). Здесь как дополнение к этой аллегории необходимо привести комментарий на нее в работе Дмитриевой (1992, Ч. 1. С. 292): “ Высшее Триединство, как доказал Пифагор, это вовсе не 3 и не Треугольник. Сокровенно (эзотерически) – это 4 и совершенный Квадрат, Тетрактис – символ Небесного Человека. Это - непостижимая Четверица, тайну, которой не разгадал никто. Это – “Квадрат без формы”. Кто может себе вообразить Его? Тем более что Квадрат есть… Треугольник внутри Круга”.

Двухмерная проекция фрагментов метафизической системы воплощения творящего Света позволяет увидеть скрытый смысл приведенных аллегорий (рис.7). Высшее Триединство в структуре рассматриваемой системы отражено в силовом треугольнике, который является таковым лишь потому, что двойственен по природе,– имеет свое зеркальное противодействующее отражение. В этом единстве двух противоположностей силовой треугольник в геометрической формализации представлен ромбом сопряжения сил истекающего и отраженного Света. Как известно, ромб и квадрат - равносторонние фигуры, входящие в группу параллелограммов. Шесть таких структурных элементов попарно через смежные стороны своими положительными субэлементами в пределах круга действия образуют силовые ромбы, у которых, в отличие от силовых треугольников, положительному полюсу противостоят два отрицательных.

Принимая во внимание, что на метафизическом уровне геометрические фигуры отражают структуру силового поля, видим, что в данном случае ромб есть не что иное, как силовой квадрат, вытянутый за противоположные углы по линии диагонали натяжения, представленной струной. Не имея характерной для этой фигуры формы, он совершенен, или идеален (от слова идея), так как в нем воплощен принцип полярности сил действия и противодействия, Духа и Материи. Такая биполярная система символизирует Небесного Человека. Наличие в ней синтезированной струны напряжения - главное условие к проявлению принципа сознания. В момент достижения равновесия потенциалов Цели и Идеи, положительного и отрицательного зарядов по струне распространится импульс осознания. Все это имеет место в природе физического человека. В нем также действует биполярная система, объединяющая душу и разум, надсознательное и сознательное. Употребление мною надсознательного вместо бессознательного не ошибка. Считаю все, что связано с душой как основой проявления тонкого внутреннего человека находится над его физической сущностью. Это касается также проблемы сознания – способности воспринимать первооснову сущего.

Возвращаясь к силовому квадрату, следует обратить внимание на рис. 7.а, чтобы осознать эзотерический смысл аллегории, отражающей связь этой фигуры с треугольником внутри круга. Действительно три силовых квадрата, описывающих окружность изнутри, своими струнами-диагоналями образуют треугольник напряжения. Через совершенный квадрат высшее энергетическое Триединство, воплощенное в силовом треугольнике, трансформирует свое проявление с силового уровня на уровень напряжения с образованием той же геометрической фигуры.

Кто знаком с космологической символикой, несомненно, в рассматриваемой биполярной системе увидит, что шестиконечная звезда из пространственных суперструн напряжения есть метафизическое проявление древнейшего знака, называемого “Звездой Давида” или “Печатью Соломона”. Вернее, это “Знак Вишну”, который, как отмечает Дмитриева, изучался в Индии задолго до возникновения еврейского народа. Этот автор дает следующую трактовку символу: ” Все элементы скрыто заключены в древнейшем знаке … Этот знак – эмблема Двух Начал физической Природы, двух аспектов ее развития и всех шести измерений (или шести направлений в пространстве)” (с. 96). Данное определение находит полное отражение в изложенной выше характеристике круговой биполярной системы созидания. Более того, она позволяет увидеть скрытый смысл метафизической природы этого символа, олицетворяющего биполярную систему напряжения двухмерного пространства. Два сопряженных супертреугольника, образующих этот знак, зеркально симметричны относительно друг друга. В каждом из них исходящие от центра системы три вектора силы действия имеют свое зеркальное отражение (продолжение) в другом треугольнике.

Корректируя определение Дмитриевой, необходимо отметить, что рассматриваемый символ отражает прообраз (архетип) системы, которой суждено, трансформируясь, воплотиться в мир и антимир, царства Материи и Духа (Света). В целом представленная система - это трансцендентное клише, которое в своем статическом напряжении отражает изначальные принципы и законы эволюции Вселенной. Среди них главенствует закон борьбы противоположностей как основополагающий принцип творения и совершенства. Два начала природы – Дух и Материя - через принцип полярности сил истекающего и отраженного Света нашли воплощение в двух сопряженных супертреугольниках напряжения. Наконец, трансцендентное клише - это воплощенная Идея силового круга, которая в концепции Платона предшествовала всем вещам. В ней два Света соединились в единое целое, формируя архетип созидания. Под его влиянием возникает активная созидательная сила – гигантская космическая мысле-форма.

На рисунке 38.д-к представлен ряд древних символов, которые не должны оставить наблюдательного читателя равнодушным, ибо все они, как и многие другие в работе Холла, имеют свое место приложения в рассматриваемой модели космической системы созидания. Магический знак на рисунке. 38. д - это символ элемента напряжения в метафизической системе. Он образован пересечением струны натяжения с равнодействующим вектором силы действия, охваченных дугой напряжения. Становится понятным, что крест в жизни - это не просто символ, а действующее на тонком уровне напряжение и пространственная защита.

Остальные знаки, взятые из работ Юнга (1997) и Уфимова (1997), пример мандального символизма. Как известно слово “мандала” обозначает ритуальный и магический круг, широко используемый в специальных церемониях на Востоке. Метафизическая природа его в полной мере отражена в рассматриваемой силовой системе. Нет необходимости перечислять, в каких деталях тот или иной символ совпадает с системой. То, что совпадение удивительно высоко, наглядно видно. Читателю предоставляется возможность самостоятельно провести сравнительный анализ по выявлению скрытых в примерах мандального символизма элементов структуры космической системы творения.

Затронув мандальный символизм, нельзя обойти вниманием исследования швейцарского психолога и философа-идеалиста К.Г. Юнга. Он развил учение о коллективном надсознательном, архетипы которого являются источником символов во время сна человека. Когда сознание отключено, образы надсознательного проявляются, неся в себе содержание души. Юнг пишет: “Душа – часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с ее элементами, архетипом – вопрос метафизики, на который нельзя ответить. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях”( 1997. С. 199).

Предпринятые мною первые шаги по моделированию системы созидания Вселенной Света и сопоставление полученных результатов с примерами мандального символизма позволяют сделать предварительное заключение, что энергетическая структура надсознательного в человеке несет в себе отпечаток того же изначального трансцендентного клише, как и для Вселенной. Косвенным подтверждением может быть сочетание мандал чакр (энергетических центров) человека, представленных на рисунках. 38.е-к, с космической мандалой – круговой биполярной системой светосилы (рис. 38.а-г). Единство принципов и законов развития всего сущего во Вселенной предопределено всепроникающим действием высшего энергетического Триединства. Связь надсознательного в человеке, его души, с Мировой душой возможна только через тождественность их структур и функций. Действительно, человек - микрокосмос. Не зря говорят, что познай себя и познаешь Вселенную.

Примечательно, что с содержанием книги Юнга “Алхимия снов” я познакомился, когда идея трансформации наведенного Первоединым точечного заряда Цели в сферическую биполярную систему была сформулирована и представлена графически. Поэтому близость взглядов на архетип надсознательного у людей и излагаемой модели космической системы стала для меня не просто совпадением, а подтверждением того, что истина одна, но приблизиться к ней можно разными путями. Для подтверждения этого рассмотрим ряд определений Юнга, которые в той или иной мере касаются вышеизложенных построений метафизической системы.

 

Рис. 38. Фрагменты структуры космического поля светосилы (двухмерное отображение) (а-г); магический знак (д); мандалы чакр человека (Анахта, Муладахра, Манипура, Янтра) (е-и); мандала Шри-Янтра (к)

 

Начнем с трактовки этим автором символизма Триады в алхимии. Здесь вопрос касается разницы между понятиями тройки и четверки. “Между тремя и четырьмя существует изначальное противопоставление мужского и женского, но четыре –

символ полноты, а три – нет. Тройка в алхимии обозначает полярность, поскольку как одна триада всегда предполагает другую, так высшее предполагает низшее, свет – тьму, благо – зло. В терминах энергии полярность означает потенциал, и пока существует потенциал, есть возможность течения, потока событий, так как напряжение противоположностей разрушает баланс. Если представить четверку как квадрат, разделенный на две половины диагональю, получается два треугольника, вершины которых указывают в противоположных направлениях. В переносном смысле можно сказать, что если полнота, символизируемая четверкой, разделяется на две половины, она порождает две противоположные триады… Так рождается триада, которая, как мы знаем, - не только из сказок, но из всей истории символизма, - подразумевает другую, противоположную триаду; иными словами, возникает конфликт” ( Юнг,1997. С. 233).

Приведенные цитаты, несомненно, близки к характеристике силового треугольника как к структурной единице круговой биполярной системы, где господствует принцип зеркальной симметрии. Полнота, символизируемая четверкой, касается изначальной неразрывной связи сил истекающего и отраженного Света, нашедшей свое воплощение в системе, представленной четырехугольником – параллелограммом сопряженных сил. В невозможности существования действия без противодействия заключен ответ на вопрос Юнга: “…что может означать оппозиция между тремя и четырьмя или что означает тройка в сравнении с полнотой ?” (с. 233). В алхимии это известно как аксиома Марии: “… из трех выходит одно как четвертое”…, – что означает, что тройка рождает четверку и этим сразу рождает целостность” (с. 236). С позиции излагаемой мною концепции на метафизическом уровне целостность заключается в образовании замкнутой биполярной системы, где в двухмерном отображении положительный и отрицательные полюса светосилы сопряжены через две зеркально симметричные триады, олицетворяющие действие двух противоположностей – Духа и Материи. Благодаря проявлению силы истекающего Света через свое отражение Материей стала возможной поляризация светосилы Первоединого с образованием биполярной системы.

Правомерным будет другой вопрос Юнга в продолжение выяснения связи между тройкой и четверкой: ”… как, согласно символизму, тетрада может быть тем же, что и триада?” ( с. 236). Здесь подразумевается проявление полярности четверки. Ответ лежит в существовании иерархии элементов связи в структуре силовой биполярной системы. Как уже отмечалось, объединение смежных силовых треугольников приводит к образованию силового квадрата, который в своей положительной части представлен ромбом, вписанным в круг, а в отрицательной части – двумя сопряженными треугольниками. Но это еще не максимальное проявление полноты. Выход на более высокий уровень обобщения связей приводит к образованию из диагоналей напряжения ромбов, вписанных в силовой круг, двух супертреугольников. Они в своей зеркально сопряженной связи образуют шестиконечную звезду – высшее метафизическое проявление целостности круговой биполярной системы. От силовой триады через квадратуру круга к триаде напряжения – такова двухмерная схема проявления полноты энергии Света.

К этой полноте стремились алхимики в своей попытке воплотить идею “философского камня”. В работе Юнга по этому поводу приводится следующее определение “Философского разариума”: “ Вне мужчины и женщины проводится круг, и из него извлекается квадрат, а из квадрата треугольник. Опиши вокруг треугольника круг, и обретешь философский камень ” (с. 84). С привлечением рассматриваемой космической системы становится возможным интерпретировать эзотерический смысл этой идеи, которая на протяжении многих веков будоражила умы многих в попытке приблизиться к космическому источнику энергии. Круг вне мужчины и женщины необходимо понимать как вне положительного и отрицательного зарядов, которые на метафизическом уровне соответствуют мужскому и женскому началам. На рисунке 38.а видно, что этот круг объединяет точки сопряжения противодействующих сил и является следствием поляризации и разложения их равнодействующих на составляющие. Извлечение квадрата и получение из него треугольника – это один из методов средневековой философии камня, направленный на построение энергетической системы со всей полнотой связи ее элементов

Графические построения на рисунках. 38.а, б позволяют уяснить скрытый смысл приведенной выше аллегории. Становится понятным значение квадратуры круга, объединяющее, казалось бы, несовместимые на первый взгляд фигуры – круг и квадрат. Здесь необходимо помнить, что философия алхимии касалась метафизики, где царствует геометрия противодействующих сил истекающего в Материю и отраженного ею Света – их пространственных преобразований. Поэтому искомые круг и квадрат – это элементы целостной силовой системы, где последняя фигура в аспекте ромба описывает по треугольнику изнутри окружность, формируя круговую опору в ее напряжении. Вот почему, согласно алхимикам, квадратура круга ”…соответствует круглой форме камня или его совершенной простоте” ( Юнг, 1997. С. 120).

Все вышесказанное относительно идеи “Философского камня” рассматривалось по отношению двухмерной проекции модели духовной Вселенной. С переходом к ее трехмерному измерению – сферической биполярной силовой системе проблема метафизического камня алхимиков получает свое полное освещение. Хорошо видна вся красота божественного светоносного камня двуначальной силы (рис. 6, 15). Его квадратура определена вписанным в него кубом напряжения, представляющим в своей структуре кристалл трансцендентного алмаза. В целом перед нами в статическом напряжении во всей полноте представлена энергетическая система вселенной Света (Духа). Она является каркасом, который станет основанием для проявления физического мира.

С проблемой целостности, рассматриваемой Юнгом при трактовке снов, связано понятие центра жизни и реальности. Причем особо подчеркивается, что в основе всего лежит симметрия противоположностей. “ Симметричность – ответ на конфликт 22-го сна (выравнивание движения влево). Каждая сторона должна в совершенстве уравновешивать другую как образ в зеркале, и образ “центра”, очевидно, обладает способностью отражения – это стекло ( vitrum ), кристалл или поверхность воды” (с. 121). Это в полной мере согласуется с моделью метафизической системы Вселенной, Света, структура которой в геометрическом и числовом выражении зеркально симметрична относительно центра созидания.

В ней особое внимание заслуживает ромб как геометрическое воплощение связи симметричных противоположностей. Вот как об этом сказано в подписи к рисунку с изображением Марии Пророчицы, где она “ … указывает на символ соединения верха и низа – вода из двух сосудов, зеркально расположенных в небе и на земле, сливается, образуя ромб…” (c. 112). Учение Марии обращается к теме алхимической свадьбы, откуда следует фраза: “ Камедь Марии с камедью в законном браке ”. Юнг дает следующее пояснение: “ Первоначально слово “камедь” или “гумми-арабик” … использовалось как тайное имя для обозначения трансформируемой субстанции в связи с ее свойствами липкости … Эта субстанция как жизненная сила сравнивается … с мировым клеем, который является посредником между духом и телом и союзом их обоих. … “философский человек” состоит из “четырех природ камня”. Три из них земные, но четвертая – это “вода камня”, а именно вязкое золото, которое называется красной камедью, и которым окрашиваются три земные природы ... камедь – четвертая природа; она двойственная – мужская и женская – и в то же время одна…” (с. 112,113).

Связывая воедино “камедь”, “философского человека” и “четыре природы камня” и отождествляя их с рассматриваемой метафизической системой, попробуем найти в ней места приложения этих элементов алхимии. Необходимо помнить, что данная система является результатом процесса поляризации Духа и Протоматерии – вывода их за счет истекающего и отраженного Света из нейтрального относительно друг друга состояния в полярное. Структурной двухмерной единицей такой трансформации является силовой треугольник Света, который в аспекте ромба представляет один из шести элементов круговой биполярной системы. Принцип биполярности в такой системе, определяющий полноту и целостность, символизирует небесного или философского человека. Как на уровне структурного элемента, так и на уровне всей системы можно выделить четыре природы, или группы элементов силовой связи. Три как результат первого отражения (проявления) Света: точечные положительный и отрицательные заряды, векторы сил действия и противодействия, дуги приложения противодействующих сил. Четвертая – результат второго отражения с формированием в нейтральной плоскости сдвоенных кругов циркуляции Света и как следствие пространственных струн натяжения. Она есть синтез первых трех и на уровне системы образует магнитное напряжение, пронизывающее как “вода” пространство светосилы.

Таким образом, “камедь” на метафизическом уровне символизирует второй, более высокий уровень субстанционального проявления Света, формируя пространство напряжения; и как жизненная сила становится тем одним, которое “ … объединяет три как четвертое и таким образом производит синтез четырех в единое ” (с. 113). Пространство напряжения в архетипе Вселенной – эта та статическая сила Света, которая объединяет миры духовный и материальный. В этой неразрывной связи Дух и Материя в процессе материализации займут полярное относительно друг друга положение в конструктивно иной динамичной системе.

Приведенные примеры лишь малая часть из того числа аспектов, рассматриваемых Юнгом в отношении архетипов внутреннего человека, которые в той или иной степени имеют свое отражение в представленной биполярной системе духовного мира. Мне еще не раз придется обращаться к взглядам этого выдающегося психолога-аналитика в подтверждение их близости к излагаемой метафизической картине возникновения Вселенной Света.

 

17.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!