Предмет и основные понятия социологии культуры: репрезентативная культура, канон, традиция и  стиль.



.Социоло́гиякульту́ры (англ. Sociologyofculture), культу́рсоциология (нем. Kultursoziologie) — отраслевая социологическая теория, объектом изучения которой являются закономерности функционирования и развития культуры в обществе, а также складывание, усвоение, сохранение и дальнейшая передача культурных норм, идей, ценностей, образцов поведения, представлений, которые выступают в качестве регуляторов отношений между людьми, а также взаимоотношения общества и природы.[1]

Репрезентативная культура- культура в состоянии активного "социального оборота", реально воспроизводящая (репрезентирующая) жизнедеятельность того или иного социума. Содержание Р.К. образуют "все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием" . представляет "генеральное определение ситуации нашей жизни". Стержень и квинтэссенцию Р.К. образует социальное знание.

Кано́н— неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи[1] выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

Культурный канон — совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.

Понятие культурного канона довольно часто употребляется по отношению к литературе. Примерами литературного канона могут служить издававшаяся в советское время «Библиотека всемирной литературы» или список литературы, обязательной для изучения в школе.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.

Особенности моностилистической культуры: упорядоченность, иерархия, канонизация, экспертиза, упрощение, исключение чуждых элементов, телеология.


Современный российский социолог и философ Л.Г.Ионин выделяет два типа культуры - моностилистический и полистилистический. Можно сказать, что ключевыми для определения сущности этих типов культуры служат понятия единообразия и многообразия.

51.Моностилистическая культура, тяготеющая к единообразию и гомогенности,описывается Л. Иониным посредством следующих характеристик .

Иерархия.

В рамках моностилистической культуры всегда понятно, какая идея является истинной, а какая - ложной, кто имеет право выносить суждения и оценки, а кто - обязан учитывать эти мнения. Например, в рамках моностилистической культуры может существовать только одна истинная религия и о соответствии чьих-либо взглядов догматам этой религии могут судить только священники.

Канонизация.

В рамках моностилистической культуры существуют устоявшиеся формы культурной практики. "Канонинизируется", например, искусство. Художник обязан следовать определенной традиции. В качестве примера можно привести древнерусскую иконопись. Иконы писались разными авторами. Но, поскольку авторы следовали устоявшемуся образцу, все иконы в чем-то похожи. Русскую иконопись не перепутать, например, с религиозной по тематике, но совершенно иной по стилистике итальянской живописью эпохи Возрождения.

Упорядоченность.

Моностилистическая культура четко предписывает, где, кем и когда должны совершаться те или иные значимые культурные действия. Например, общаться с Богом нужно в храме, в определенное время. При этом порядок бо-гослужения, поведение его участников и даже их расположение внутри храма строго определено.

Тотализация.

Тотализация - это тенденция моностилистической культуры к "всеохватности", построению единой универсальной культурной формы, потенциально включающей в себя все, создающую общую систему интерпретации реальности во всех ее проявлениях. Примером могут служить мифологии первобытных народов - они включают в себя целостную интерпретацию универсума, охватывает все аспекты их бытия: от повседневных занятий до объяснения происхождения мира.

Исключение.

Понятие "исключение" Л.Ионин использует для обозначения тенденции моностилистической культуры отторгать те элементы, которые не вписываются в существующую систему представлений.

Упрощение.

Если вышеназванная "процедура" исключения невозможна, чуждый и непонятный элемент "упрощается" - т.е. происходит его интерпретация в известных и привычных терминах и формулах.

Официальный консенсус.

Подавляющее большинство носителей моностилистической культуры разделяют свойственные ей идеи, представления и верования, не подвергают их сомнению.

Позитивность.

Носители моностилистической культуры ориентированы на сохранение существующего положения дел и воспринимают его как естественное и правильное.

Телеология

Моностилистическая культура, как правило, предполагает наличие разделяемого всеми ее носителями представления о цели существования.

Например, моностилистическая советская культура ориентировалась на построение коммунизма.

Полистилистическая культура

Полистилистическая культура, узаконивающая принцип многообразия, - полная противоположность моностилистической. Ей свойственны следующие черты .

1. Деиерархизация

Отсутствие устойчивой иерархии как культурных смыслов, так и культурных экспертов.

Это выражается в, фактически, равноправном сосуществовании раз­личных точек зрения, стилей, мировоззрений, образцов поведения в рамках од­ной и той же культуры.

2. Деканонизация.

Отсутствие устоявшихся канонов культурной деятельности.

3. Неупорядоченность.

Полистилистическая культура не определяет четко место и время протекания тех или иных видов культурной деятельности. Торговля может происходить как на рынке и в магазине, так и "на дому" или в Интернете. Известный певец мо­жет выступать на главной "официальной" площади страны, а не в концертном зале, специально предназначенном для подобных целей.

4. Детотализация.

Полистилистическая культура лишена внутреннего единства, отличаясь край­ним разнообразием и даже противоречивостью своего содержания.

5. Включение.

Полистилистическая культура, в отличие от моностилистической, не исклю­чает ничего, она открыта для нового и неизвестного ранее. Эта черта способст­вует усложнению культуры и нарастанию ее внутренней противоречивости.

6. Диверсификация.

Сочетание в рамках одной культуры разнообразных стилей, ее усложнение.

7. Эзотеричность.

Л.Ионин противополагает эзотеричность полистилистической культуры - официальному консенсусу моностилистической.

Эзотеричность понимается здесь как тенденция образовывать замкнутые группы с культурными особенно­стями, отгораживающиеся от окружения, не допускающие в свой круг "посто­ронних".

8. Негативность.

Носители полистилистической культуры зачастую негативно настроены по отношению к существующим культурным смыслам или равнодушны к ним.

9 Ателеология

Полистилистическая культура не предполагает никакой цели существования ни для общества, ни для человека.

Общий вывод:
Естественно, в реальной жизни трудно найти "чистые" примеры моности­листической и полистилистической культур. Выше было сказано, что типологизация - это всегда идеализация, упрощение реальности. В реальности едва ли возможен как абсолютный моностилизм, так и последовательный полистилизм: первый привел бы к застою и вырождению, второй - к дезинтеграции и хаосу. Однако реальные культуры могут тяготеть к той или иной модели. Так, культу­ра советского общества явно тяготела к моностилистическому типу. К этому типу тяготеют культуры большинства древних цивилизаций. Современная же российская культура ближе к полистилистическому типу, как и культуры со­временных западных обществ.

Следует отметить также, что в рамках одного общества могут сосуществовать оба описанных типа. Существование полистилистической культуры не исклю­чает существования "анклавов" моностилизма, - например, в виде замкнутых религиозных или этнических сообществ.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!