Интервью как метод и жанр. Технология интервью, его виды.



Термин «интервью» происходит от англ., interview, т.е. беседа.

По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п. Есть различия в технике проведения беседы.

Есть формализованное интервью, под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы.

В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания.

 В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. Костякомтипичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.

Блиц-опрос, или опрос на улице. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое.

Креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.

Интервью различают и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования.

Интервьюер должен обладать умением “сходиться с людьми”, располагающими информацией... – это первое требование.

Второе требование – тщательная подготовка к интервьюированию.

 

Начинать интервью рекомендуется с "разогрева" собеседника – вопросов, которые позволят разговорить его, найти с ним точки соприкосновения. Это могут быть вопросы об искусстве (если стены комнаты интервьюируемого украшены картинами), о домашних животных (если известно, что у него они есть). Иногда это "наивные" вопросы о профессиональной деятельности собеседника.

Добиться ярких ответов также помогают образные вопросы, возражения журналиста и прием "беременная пауза", когда журналист по окончании ответа не спешит задавать следующий вопрос, провоцируя собеседника на дополнительные высказывания.

После завершения интервью не следует выключать и убирать диктофон, так как в этот момент собеседник может сказать нечто гораздо более интересное, чем то, что было сказано в ходе интервью.

Перед интервью желательно собрать максимум информации по теме беседы, чтобы собеседник не мог манипулировать фактами и цифрами. Собеседники этим нередко пользуются как в "мягкой" форме, называя подлинные факты и цифры, которые им выгодны, и опуская те, которые им невыгодны, так и в "жесткой", переходя на откровенное вранье.

Критерий правды в интервью – не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям.

К приемам "создания искусственной неясности", которые могут применять интервьюируемые, относятся использование неконкретных слов, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса.

Прием "неконкретные слова" заключается в использовании терминов, под которыми каждый человек подразумевает что-то свое.

Прием "упущение действующих лиц" – это ссылка на неких абстрактных людей, например утверждение: "Все сознательные граждане нас поддерживают". Журналисту нужно сразу же уточнить, кто именно поддерживает собеседника и почему собеседник так решил.

Прием "связывание" предполагает соединение явлений, не имеющих отношения друг к другу.

"Неправомерное обобщение" – это использование слов "практически", "почти" и подобных им. Например, собеседник может утверждать, что долги по зарплате "практически выплачены", дедовщины в армии "практически нет".

"Переформулирование" – это изменение собеседником формулировки вопроса на более удобную ему, чтобы затем ответить на этот новый вопрос вместо вопроса журналиста.

Прием "ссылка на недопустимость вопроса" заключается в том, что вопрос журналиста объявляется неправомерным.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 984; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!