Радиовещание в системе СМИ. Тенденции развития современного радиовещания.
Специфика радиовещания. Радио – уникальное средство массовой информации, обладающее огромным потенциалом в информировании и развлечении. Ни газеты, ни телевидение, ни даже Интернет не предоставляют аудитории таких широких возможностей для самовыражения и непосредственного участия в создании медиа-продукта, не оказывают такого значимого влияния на развитие воображения слушателей, как радио. И в то же время именно радио оставляет слушателю наибольшую свободу в принятии решений, формировании собственного мнения и обозначения собственной позиции, так как в ряду других СМИ не имеет столь мощного орудия для манипулирования как видеоряд.
Уникальность радио – в его мобильности. Недаром львиная доля аудитории многих радиостанций – это автомобилисты и их пассажиры. Одной из тенденций последнего времени стало расширение спектра радиостанций именно для автолюбителей.
В системе современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Оно обладает такими ресурсами, которые дают возможность даже без подготовки выходить в эфир в момент совершения события. Этот факт позволяет использовать радиовещание для освещения наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений во всех сферах жизни. В этом смысле радио опережает и прессу, и телевидение, и Интернет.
Акустическая природа радио. Радио – это звучащая картина мира. Радио позволяет слушателю самому генерировать образный ряд. Как и книга, радио способствует развитию воображения, оказывает позитивное влияние на процессы ассоциативного мышления.
|
|
Новые технические возможности позволяют радио становиться не только аудиальным, но и визуальным средством массовой информации. На сайтах многих радиостанций появляется видеотрансляция эфира и другие визуальные материалы.
Следует отметить, что сегодня приоритетными для радио становятся рекреативная, рекламная и информационная функции. Обилие музыкальных станций и разнообразие музыкальных форматов демонстрирует отношение современной аудитории к радио, прежде всего, как развлекательному средству массовой информации. В свою очередь радиостанции реализуют преимущественно свои рекламные бизнес-цели. Просветительские, эстетические и социальные функции в этом смысле отходят на второй план.
Тенденции развития радио. Важнейшей тенденцией развития современного радиовещания можно, пожалуй, назвать конвергенцию СМИ. Все типы информационного содержания (текст, графика, аудио, видео, фото) в различных сочетаниях друг с другом создают единый медийный продукт, доступный на просторах Интернета. Это сопровождается появлением новых интерактивных форм общения с аудиторией. Современные радиостанции одними из первых средств массовой информации увидели для себя в конвергенции массу преимуществ и активно пользуются ее плодами. Использование мультимедийного контента - это своего рода отказ радиостанции от собственной акустической идентичности, что неизбежно приводит к изменению способов контакта с аудиторией и потере некоторых уникальных особенностей именно радийного аудиального взаимодействия со слушателем. С другой стороны, мультимедизация радио – это расширение круга возможностей, в том числе, по привлечению нового сегмента аудитории, вообще не слушающей радио в традиционном эфирном варианте.
|
|
Визуальность часто называется ведущей характеристикой мультимедийности. Таким образом, можно говорить о том, что радио приобретает «картинку», устраняя тем самым свой главный «недостаток».
Основные тенденции развития современного радиовещания:
- конвергенция СМИ;
- мультимедизация;
- гипертекстовость;
- интерактивность;
- прямой эфир;
- высокая роль ведущего;
- разнообразие форматов.
Особенности работы над телевизионным текстом. Сценарный замысел – основа телепрограммы.
|
|
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сценария или сценарного плана, по которому будет работать съемочная группа, — предварительный, но очень важный этап телевизионного творчества. И он полностью зависит от уровня профессионального мастерства тележурналиста. Рождение журналистской темы всегда связано с изучением журналистом жизненного материала и мысленным воплощением его в будущее экранное произведение.
Автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная композиция и творческое кредо.
Телесюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Информационный видеосюжет занимает центральное место в новостных программах всех телеканалов. И хотя жанр этот не считается сложным и не требует особого профессионального мастерства, журналисты, работающие в информационных службах, обязаны знать и уметь использовать специфические методы и приемы создания экранных информационных сообщений.
|
|
Автор сюжета работает профессионально, если он:
– излагает факты;
– всегда знает больше, чем излагает;
– показывает разные точки зрения, оставаясь при этом «над схваткой»;
– знает три основных требования к сюжету:
- содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности,
- каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны,
- сюжет должен быть интересен от начала до конца.
Критерии ценности события, отраженного в теленовостях:
–близость темы новости к потребителю информации (все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями);
– известность кого-то или чего-то (все то, что по тем или иным причинам может получить признание или популярность);
– своевременность (определение актуальности сообщения в контексте сегодняшнего дня);
– воздействие новости на аудиторию по ее возможным последствиям;
– масштабность новости по степени се важности, весомости и общественной значимости;
– конфликт в самом широком толковании этого слова;
– необычность (непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни);
– персонификация (акцентирование внимания аудитории на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей, объяснение событий или проблем «через человека»).
Способы подачи фактов:
–«жесткое» информирование — краткое, точное, сжатое сообщение о фактах;
– «мягкие» новости — акцент на подробности или интересную деталь (при пониженной значимости события, когда отсутствует или ослаблен информационный повод).
Условно можно выделить видеосюжеты двух типов:
–без сценария (показ традиционного по форме официального события);
– сценарный (авторский): идея и образ замысла — от журналиста, сюжет как «монтаж аттракционов» — от оператора.
При подготовке авторского сюжета работа журналиста состоит из следующих этапов:
– выбор и утверждение темы;
– изучение объекта съемки и первичный сбор информации;
– написание синопсиса (синопсис — краткое изложение содержания сюжета, ответы на вопросы: о чем сюжет? кто герои? какие точки съемки?), необходимого для самого автора, для верстки программы, для общения с оператором;
– участие в съемке, монтаже и написании текста.
Требования к сценарию сюжета:
–изложение материала в хронологическом порядке;
– отказ от подробностей;
– привязка текста к изображению;
– тщательный выбор звуковых фрагментов и подводок к ним.
Особенности текстов видеосюжетов:
–вербальная часть видеосюжет не дублирует зрительныйряд;
– устный комментарий видеоряда;
– отсутствие описательности;
– на 100% видеоряда должно быть 60-70% текста;
– использование паузы как приема художественной выразительности;
– недопустимость ситуаций, когда видеоряд локальный, а текст — глобальный; когда текст локальный, а видеоряд — глобальный; когда видеоряд и текст ярки и конкретны, но не совпадает их стилистика; когда существуют противоречия между изображением и текстом; когда включенные в сюжет интервью воспринимаются как антитеза или тавтология содержания сюжета.
Чтобы каждый сюжет был интересным для зрителей:
– обязательно думайте о первой фразе и первом эпизоде, а также о драматургии сюжета в целом (появляется логика, понятная и вам, и зрителю);
– абстрагируйтесь от принятых штампов и от собственных предыдущих решений, пытайтесь увидеть материал глазами зрителей;
– ищите удачный финал, снимайте разные варианты и выбирайте лучший;
– не перегружайте сюжет фактической информацией;
– появление в эфире некачественного видеоряда допускается только в случае исключительности зафиксированного события;
– для любого актуального сюжета необходимо иметь снятые интервью;
– подбор видеокадров должен быть продиктован двумя принципами: показ основных элементов события и изобразительный ряд более общего характера;
– планы общего характера и точные планы используются на альтернативной основе;
– закадровый текст должен быть написан в стиле разговорного литературного языка.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4190; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!