Аналитические и художественно-публицистические жанры на радио



Условно можно выделить три группы жанров радиожурналистики:

-информационные жанры (их задача – сообщение фактов);

-аналитические жанры (интерпретация жанров);

-документально-художественные (образно-публицистическое раскрытие фактов и явлений действительности).

Радиокорреспонденцию у микрофона, как правило, читает сам автор. Именно авторское чтение придает фактам, о которых идет речь, личностную окраску, усиливая эмоциональное воздействие на аудиторию. Слушатели понимают, что о событии им рассказывает непосредственный очевидец, и это увеличивает их доверие к материалу. В корреспонденции должны присутствовать след. элементы: кто? Что? Где: когда? + ретроспектива - предыстория события, прецеденты, статистика, мнения экспертов, участников, очевидцев, высказывания в прессе и т.п., попытка ответить на вопрос - почему?, ситуация на сегодняшний день и прогнозы развития. 

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей («Табель о рангах» с Антоном Орехом, «4 минуты с театром» с Ксенией Лариной - «Эхо Москвы», «Акценты»-голос России) и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу (например, в информационно-аналитическую) Часто используется модификация жанра – реплика – «Реплика Матвея Ганапольского или Сергея Бунтмана»- «Большая инф. программа «Эхо»).

Беседа. Своеобразие радиобеседы, ее эстетические и структурные признаки обусловлены тем, что в отличие от интервью, репортажа и комментария здесь используется только одно выразительное средство радиожурналистики – звучащая речь. Одна из разновидностей «Беседы за круглым столом» – широко используемая в вещании передача, которая ведется в форме ответов на вопросы радиослушателей. Вопросы могут присылаться в письмах на адрес редакции, но чаще их задают слушатели прямо во время передачи по телефону, установленному в студии. Этот способ общения с аудиторией получил название интерактивного вещания. «Полный альбац» с Евгенией Альбац , «48 минут»– «Эхо Москвы», «Час вдвоем», «Вольный слушатель» - радио России.

Прямым развитием этого вида радиопрограмм стали распространившиеся в отечественном вещании в 90-е годы ток-шоу. Тематика ток-шоу может быть практически любой по характеру: остро-злободневной, касающейся взрывных проблем политики, экономики, культуры, спорта; развлекательной или просветительной (к ток-шоу впрямую примыкают радиоигры и викторины. Еще одна модификация жанра – беседа со слушателями – «Код доступа с Юлией Латыниной», «У микрофона Михаил Веллер» – радио России.

Радиообозрение– это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места. Содержанием радиообозрения могут быть самые разные по содержанию компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и зарисовки, а также фрагменты из художественных произведений, звукозапись которых или произведена по трансляции из концертных и театральных залов, или сделана специально в радиостудии. Необходимо выявить и выстроить в своем тексте логические связи, которые соединяют факты истории с современностью, коллективные устремления с самовыражением той или иной личности, частные события с общими тенденциями, характерными для разных слоев населения, т.е. он должен помочь слушателю за отдельными фактами увидеть и почувствовать многосложные жизненные процессы. «Культурный багаж», «Фигаро здесь, Фигаро там»- радио россии, «Грани недели» - эхо Москвы.

 

Особенности информационных жанров на радио и телевидении

Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности, для удовлетворения ожиданий, запросов аудитории и звучат в эфире различные типы информационных программ:

– информационные – выпуски новостей

– информационно-аналитические;

– информационно-тематические;

– экстренные (специальные)

В эфире звучат материалы следующих инф. жанров:

Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. На основе радиосообщений строятся все выпуски новостей. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события. В первую очередь это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: общественно-политическая и социальная жизнь страны, наиболее значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут новости, отражающие те стороны жизни людей, которые определяют его собственное бытие: проблемы образования, здравоохранения, воспитания детей, преступности, цены на товары и услуги. Самые важные характеристики радиосообщения – оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность и конкретность.

В эфире звучат радиосообщения разных видов. Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10–15 секунд. Это своего рода расширенный лид. Более развернутоесообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей, содержит некоторые пояснения, примеры и обычно длится 30–40 секунд. Особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории.

Информационные жанры на ТВ отличаются от радийных визуальным дополнением к тексту. Так, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), интервью, отчёт.

Значит, заметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи; вопрос с места – ответ с трибуны. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.

Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. Текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. Здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд.

В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, “направляет” беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы. Лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом.

Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений или мнений. Нередко журналист знает о предмете разговора не меньше (а то и больше) собеседника. Но важно, чтобы определенная информация прозвучала именно из уст последнего. Интервью-портрет - разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Иногда его называют экспресс-интервью ввиду краткости: 1-2 вопроса. Это, по сути, своеобразный телевизионный опрос общественного мнения.

Репортажна ТВ выглядит выгоднее, здесь достигается максимальный эффект присутствия за счёт того что зритель не только слышит, но и видит всё происходящее. Телерепортаж максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортажеавтор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события.

Отчет. Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видео, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 920; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!