Основные этапы создания телевизионной программы
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происходит обмен творческими идеями.
Работая над телепередачей, творческий коллектив всегда решает главные функциональные задачи:
– оперативный отклик на событие;
– способность запечатлеть его, где и в каких бы условиях оно ни происходило;
– умение передать событие в его естественном течении, «без грима»;
– готовность подчинить всю палитру используемых средств воплощению правды самой жизни.
Успешному решению этих задач способствует осознание каждым членом съемочной группы своей творческой роли и определение меры своего авторско-индивидуального участия в создании передачи на каждом ее этапе.
Написанный журналистом сценарий как литературная запись будущего экранного произведения:
– обсуждается с режиссером, оператором, звукорежиссером, художником;
– разрабатывается общая концепция пластического и звукового образа создаваемой передачи;
– на основании режиссерского сценария определяется композиционная структура;
– определяются роли и места действия каждого участника передачи, проводится предварительная работа с ведущим;
– подбирается необходимый изобразительный материал;
предварительный (досъемочный) монтаж передачи проводится на съемочной площадке, определяется расстановка осветительных приборов, телекамер, окончательно утверждается художественное оформление и элементы интерьера.
|
|
В этот подготовительный период над передачей работает вся творческая группа.
В съемочный период на передовые позиции выходит телевизионный оператор. Именно от него зависит конечный результат усилий всего творческого коллектива — создателя передачи, именно его глазами видит телезритель все происходящее на экране. Творческий характер профессии телеоператора проявляется в том, что он:
– работает на съемках под руководством режиссера, в тесном контакте с автором передачи, выступает как журналист, хорошо понимающий необходимость выразить авторскую идею с помощью видеоряда;
– в создании зрительного ряда проявляет свое видение снимаемого материала;
– демонстрирует владение культурой живописи;
– владея всем арсеналом технических средств, создает «картинку», эмоционально окрашенную и богатую смыслом.
Главные исполнители завершающего этапа создания телепередачи, монтажа — режиссер, журналист и монтажер. Задачи монтажа:
– творческое соединение всех компонентов телевизионной образности (изображение, слово, звук) в такой ритмический ряд, где все смысловые сцепления совпадают со зрительными;
|
|
– исключение «отрицательных монтажных эффектов», которые могут стать причиной нежелательного, не соответствующего авторскому замыслу воздействия на зрительскую аудиторию.
Организационные принципы радиовещания. Роль журналиста в производстве радиопрограмм.
Основы структурной организации информационно-музыкальных и чисто музыкальных радиостанций, принципы подбора персонала и сетки вещания определяются множеством разнообразных факторов, среди которых выделим следующие.
– Размеры потенциальной аудитории, т.е. количество, социальный и демографический состав населения, на которое ориентирована работа радиостанции.
– Выбранный тип вещания – многопрофильный, подразумевающий подготовку и выпуск в эфир передач разных направлений: информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных, развлекательных, – или локальный, когда четко определен один вид вещания для одной группы слушателей.
– Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радиостанции.
– Уровень технической оснащенности радиостанции. Постоянное обновление радиотехники и средств связи стало причиной столь же постоянной эволюции организационных структур вещательных организаций.
|
|
Структура крупных станций включает
- аппарат генерального директора, куда входит его секретариат, в том числе и пресс-секретарь, а на самых крупных станциях – целый отдел по связям с общественностью и четыре дирекции:
– административная дирекция – управление техническими службами, материально-техническим обеспечением, обслуживающим персоналом;
– программная дирекция, куда входят музыкальный и информационный директоры, продюсеры, ведущие программ, корреспонденты, обозреватели;
– коммерческая дирекция – отдел рекламы, группа рекламных агентов, консультанты по рекламе и др.;
– финансовая дирекция, объединяющая экономистов, бухгалтеров и других специалистов этого профиля.
В 1920–1940-х годах радио стремилось быть «всем для всех». Именно в это время появился термин «широковещание», означавший вездесущность радио (доступность радио везде) и его всеохватность (широта охвата территории радиосигналом). Стратегию планирования такого вещания теоретики радио назвали горизонтальной.
В 90 гг. большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло на узкое, или специализированное, вещание, что в свою очередь породило стратегию вертикальногопрограммирования, при котором роль компаньона подразумевает полное соответствие стилю жизни определенного слоя населения. Такая радиостанция не может быть всеохватной, она должна выбрать аудиторию и заниматься только ее информационными, эстетическими, культурными и другими потребностями. Стратегию вертикального программирования многие теоретики радио связывают с понятием «формат».
|
|
Роль ж-ста в производстве радиопрограмм: Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней.
В некоторой степени выбор темы уже предопределен специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом. У каждой радиостанции – своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно.
Второй этап освоения темы – специализация радиожурналиста. Специализация, безусловно сужая круг затрагиваемых вопросов, позволяет в то же время глубже проникать в их суть, раскрывать их, что называется, с уже готовыми доказательствами и фактами в руках.
Определив тему и узнав задание, корреспондент «привязывает» все накопленное к данному реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:
– точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);
– пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;
– описание ситуации и обстановки, в которой придется работать;
– примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;
– определение жанра передачи, пусть даже предварительное;
– выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.
- проверить технику.
Свои особенности имеет работа радиожурналиста в прямом эфире.
Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности радио, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой слушателями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Именно здесь смыкаются или расходятся точки зрения, здесь возникает уже не радиовещание, а радиообщение, когда журналист-ведущий и радиослушатель – равные партнеры.
Прямой эфир – это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до аудитории. Главное в прямом эфире – передать ход и атмосферу события с максимальной близостью к реалиям. При подготовке к передаче в записи эта цель не исчезает, но появляется еще одна: журналист должен более глубоко проанализировать суть и значимость события, более четко обозначить его масштабность, а для этого непременно расширить круг ассоциаций события.
Еще одно немаловажное отличие работы «на запись» от прямого эфира заключается в более жестких требованиях к техническому качеству: то, что естественно и простительно в прямом репортаже, предстает как небрежность, а то и чистый брак в передаче, подготовленной в студии.
Авторская программа – радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера.. Отредактировать эту программу и решить, выпускать ее в эфир или нет, может только главный редактор (на «многопрофильной» информационно-музыкальной радиостанции) или программный директор (на «локальной»). Автор программы, с одной стороны, находится в более простой ситуации в отличие от ведущего эфира: он ограничен темой своей передачи, ему не надо знать обо всем понемногу, нужно разбираться только в своем вопросе. С другой стороны, его программа должна максимально заинтересовать слушателя, поэтому и готовиться к ней следует более тщательно. Автор должен сам подобрать для программы литературный материал, сделать его «разговорным», понятным человеку, не особенно разбирающемуся в данной проблеме. Нужно, чтобы слушателю казалось, что ведущий общается с ним, даже если он читает свой текст по бумажке.
Автор сам подбирает и музыкальный материал (который также должен легко восприниматься), договаривается с гостями, если это ток-шоу, обсуждает с ними тему предстоящего разговора, желательные и нежелательные вопросы и т.д. Иногда следует пообщаться и с постоянными слушателями, узнать, что им нравится, а что нет, что бы они хотели услышать в будущем – какую музыку, с какими людьми встретиться в эфире и пр.
Автору передачи желательно придумать «фирменную», только ему присущую манеру здороваться и прощаться со слушателями
«Полный Альбац» с Евгенией Альбац, «Код доступа» с Юлией Латыниной, «Табель о рангах» с Антоном Орехом- эхо москвы, «Вольный слушатель» с Андреем Биневым, «Серебряные нити» с Александром Данилиным – радио россии, «Создатели мифов» с Дмитрием Минчонком, «Мастера» с Дианой Берлин – голос россии.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1109; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!