Монтаж как неотъемлемая часть творческого и технологического процесса обработки звукового материала. Виды монтажа



Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому, естественно, использует прием монтажа. Монтаж в радиожурналистике является не только творческим процессом. Он обусловливает характер всего процесса, определяет создание структурных форм. Вся радиопрограмма дня монтируются из отдельных элементов.

Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который представляет собой «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, характере человека». Функциональное назначение монтажа заключается в совокупности технических приемов, при помощи которых не только соединяются два разрозненных звуковых фрагмента некоего действия в единое целое, но и создается иллюзия достоверности происходящего.

В связи с этим обнаруживается креативная функция монтажа: слушатель становится соавтором творческой бригады в создании радиообраза. Таким образом, монтаж выполняет функции в двух основных ипостасях: – чисто технической, подчиненной технологическому процессу, завершающему производство радиопродукции; – эстетической (т.е. монтаж — наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств радио, способ художественного мышления и образного воплощения темы, идеи произведения). Умелое использование имеющегося звукового ряда делает радиоматериал более динамичным, придает многозначность художественным образам, отсюда возникает правдивое отображение происходящих событий и характеров людей, участвующих в событиях.

Виды монтажа.В процессе работы над передачей автор обращается чаще всего именно к тем стилеобразующим средствам, которые способны стать организующим началом эмоциональной среды данного конкретного радиосообщения. А наибольшие возможности в этом смысле предоставляет акустический монтаж - технический процесс, позволяющий соединять на пленке отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты радиосообщения в целостную композицию; система взаимосвязей содержания и звуковой структуры – систему, выполняющую функцию драматургической конструкции. Наиболее простым и, очевидно, потому и наиболее часто встречающимся в практике видом монтажа является – параллельный монтаж,где объединение событий различных по времени и месту происходит главным образом в зависимости от желания автора; звуковые фрагменты сами по себе не имеют директивной власти с точки зрения последовательности их включения в ткань радиосообщения. Параллельный акустический монтаж не требует четко выстроенной звуковой монтажной фразы. В отличие от него последовательный монтажкак раз и заключается в построении четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения. При последовательном акустическом монтаже особое значение приобретает смысловой и звуковой контрапункт, ассоциативным ходом возбуждающий фантазию, чувства и разум слушателя.

Метод акустического коллажа - т.е. соединение разнофактурных звуковых элементов.

Реверберация– с помощью пульта управления процессом звукозаписи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объемность, эффект «эха». Этот прием часто используется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа, на какой-либо фразе журналиста или звуковой детали события.

Прием «буратино»как выразительное средство был открыт выдающимся режиссером отечественного радио Розой Иоффе. Она установила, что убыстрение или замедление хода магнитофонной пленки может из «технического брака» превратиться в сильнейший художественный прием, который и был реализован при записи детского радиоспектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (отсюда и название этого приема).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!