Глава 2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКИХ



ЗНАНИЙ

2.1. Психологические знания в античности

Психологические знания имеют древнюю историю. Их накоп­ление происходило в разных науках и сферах человеческой дея­тельности — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. Трудно установить точно, когда психологичес­кие знания начали применяться на практике. С древнейших времен знания о душе были связаны с религиозными и культовыми обря­дами. Практический опыт знания души человека, становился свое­образным источником психологических «услуг»... Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существова­ли в обществе всегда {Климов, 1992, с. 6).

Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (в Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме.Древние философы выражали понятием «душа» причину жиз­ни, дыхания, познания. В китайских и индийских медицинских ис­точниках содержался целый ряд интересных психологических наблюдений и выводов; в индийских философских школах можно было найти много глубоких психологических размышлений.

В Древней Греции наиболее известные описания психических яв­лений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксаго­ром, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем.

Согласно учению Гераклита(530—470 гг. до н.э.), все вещи — суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организ­ме и есть душа — психея. Она рождается из водного состояния и в него возвращается. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из вла­ги. Вновь возвращаясь во влажное состояние, она гибнет (цит. по Ярошевский, 1976, с. 33).

Демокрит(460—370 гг. до н.э.) думал, что душа — это матери­альное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных,

30


легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пы­тался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Анаксагор(500—428 гг. до н.э.) считал мир, состоящим из бес­численного множества качественно различных частиц. Их движе­ние упорядочивается благодаря уму. Термин «ум» («нус») был одной из главных категорий древнегреческой философии, которая ха­рактеризовала упорядоченность и закономерность процессов при­роды и человеческого поведения.

С именем Гиппократа(ок. 460—377 гг. до н.э.) обычно связывают учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме четырех жидкостей («соков») — крови, слизи, желчи желтой и желчи черной. Эту точку зрения принято на­зывать гуморальной (от греч. — жидкость). На этой основе выделялось четыре типа темперамента: холерический (с преобладанием желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхоличес­кий (с преобладанием черной желчи), сангвинический (с преобла­данием крови).

Одним из самых замечательных мыслителей Древней Греции был Сократ(470—399 до н.э.). Об этом философе, ставшем на мно­гие века идеалом бескорыстия, честности и независимости мыс­ли, знают только со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал, а только вел диалоги с учениками и гражданами, по­буждая их к поиску истинных знаний. Смысл деятельности Сокра­та состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и привести его от неопределенных представлений к логически яс­ному знанию предметов. Обсуждался широкий круг «житейских по­нятий» о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Он имел в виду анализ поступков, нравственных оценок и норм чело­веческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению чело­века к самому себе как носителю интеллектуальных и нравствен­ных качеств.

Два великих древнегреческих мыслителя IV века до н.э. — Пла­тон и Аристотель создали системы, которые на протяжении мно­гих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологи-ческую мысль человечества.

Древнегреческий философ Платон(428—348 гг. до н.э.) в сво­их трудах много внимания уделял изучению души. В них он дал

31


классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и разумной. Преоб­ладание той или иной части души у человека объясняло его инди­видуальность. Процесс мышления Платоном понимался как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процес­сы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутрен­ней речи и активность мышления в процессе познания. Основные идеи Платона о природе души и ее отношениях с телом изложены в его работе «Федон», которая в древности называлась «О душе». Платону приписывают учение об общих понятиях как неких со­вершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.

Другим выдающимся мыслителем, внесшим большой вклад в развитие психологических знаний, был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель (384—322 гг. до н.э.), ученик Платона, но отвергший теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в кото­ром было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем пси­хологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мне­нию Аристотеля — это способ организации живого тела. Душа считалась присущей всем живым организмам (в том числе расте­ниям). Аристотель предложил научное объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.

Крупнейшими философами Древнего Рима, изучавшими мир пси­хических явлений, были Лукреций и Гален.

Лукреций(ок. 99 — ок. 55 гг. до н.э.) использовал термин animus (дух) для обозначения особо тонкой материи в отличие от anima (души). Animus — это «душа души», которая выполняет все прояв­ления психической деятельности. Будучи разновидностью мате­рии, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинить

32


себе тело, состоящее из более грубой материи (цит. по Ярошевский, 1976, с. 47).

Знаменитый римский врач Гален(129—199) при анализе нервно-психической деятельности использовал понятие «пневма». Он разграничивал «психическую» пневму на периферическую (ею наполнены нервные каналы) и центральную, непрерывно движу­щуюся в мозгу. В описаниях психических явлений у Галена появля­ется понятие, близкое к современному понятию «сознания».

В целом за тысячу лет в античной философии появилось мно­го интересных психологических идей и фактов. Причем некото­рые древние философы были и естествоиспытателями. Их суждения и гипотезы основывались на наблюдаемых фактах, на изучении организма.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 633; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!