Психологические знания в искусстве



Психологические знания обнаруживаются также в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и му­зыкальном искусстве, в театре и кино В них зафиксировано огром­ное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, худож­ника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуации трудно, а порой и невозможно воспроизвести в научной психологии.

Приоритетное значение в изображении человека в искусстве при­надлежит, конечно, художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911) считал хорошими психологами пи­сателей, историков, актеров. Он желал появления психологии, способ­ной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда уче­ниях о душе.

Существует деление писателей на философов (Л.Н. Толстой, Г. Гессе), социологов (О. де Бальзак, Э. Золя), психологов (Ф.М. Дос­тоевский, Ф. Кафка), которое подчеркивает особые акценты в твор­честве конкретного писателя. Однако во всех случаях осмысление человеческой психологии в произведении искусства достигается по­средством художественного изображения человеческой жизни.

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении пси­хологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафо­рически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Дос­тоевскому, А.П. Чехову).

Психологические знания в искусстве носят образныцхарактер. Искусство использует художественный образ как особый способ целостного представления человека. В нем ценности, мысли, предс­тавления, отношения, эмоции, действия выражаются в конкрет­но-чувственной форме. Писатели, поэты, актеры, художники отражают типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сюжетах, образах, действиях героев. «Какой художник, и какой психолог!» — говорила Жорж Санд о Льве Толстом. При этом она имела в виду его способности передавать в художественных про-

20


изведениях тончайшие движения человеческой души. Создавая пси­хологические образы, писатели используют свои наблюдения, раз­мышления, воображение, а также мудрость житейской психологии. Многие герои художественных произведений становятся наглядны­ми и убедительными образцами для описания человеческой психо­логии (например, Обломов).

Художники в живописных, графических работах отражают внут­ренний мир человека. Леонардо да Винчи, например, придавал ог­ромное значение «божественной науке живописи». Продукты, порождаемые ею, соединяют в единстве образное, логическое и прак­тическое. Живопись, по его мнению, должна быть не натуралисти­ческим копированием непосредственно зримого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего ду­шевного мира человека в живописи отражается чаще всего.

Здесь важно не только то, «что« изображают, но и то, «как» это делается. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях Искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и мир души других людей.

Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в ' образах, они носят описательный характер.Они не стремятся к объяс­нению (в отличие от науки), а только отражают, причем в форме, доступной непосредственному переживанию, о чем речь пойдет ниже.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.Они обычно не претендуют на системность в описании психической жизни лю­дей, но фрагменты придают особые впечатления и убедительность. Чаще всего это значительные поступки или переломные моменты, жизни человека, которые наиболее четко и ясно показывают особен­ности его характера. «Почти все литературные описания характеров • исходят из психологического допущения о том, что каждый характер имеет определенные черты, присущие именно ему, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни» (Олпорт, 1959 / 1982, с. 210). Причем эти описания даются в эмоцио­нально окрашенной форме.

Эмоциональность— еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве. В художественных произведениях описываются особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживаний персонажей Целостное и непосредственное изображение эмоциональ­ной жизни человека лучше всего достигается именно в искусстве. Без эмоций нет искусства. Произведение искусства обращено не к

21


рациональному изучению или практическому использованию, а к сопереживанию. Читатель «проживает» художественное произведе­ние: он со-размышляет, со-действует, со-переживает вместе с героем.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусст­ве — принятие и узнаваемость образовчитателем, зрителем, слуша­телем Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе отражение типичных особенностей внутреннего мира челове­ка, то это психологическое знание считается верным. «Никто никог­да не требовал от авторов доказательства того, что характеры Гамлета, Дон-Кихота, Анны Карениной истинны и достоверны Они умеют внушать доверие» (Олпорт, 1959 / 1982, с. 211). Успех писателя зави­сит от реакции читателей.

Успех психолога измеряется более жестким критерием, чем вос­торг читателя. Психология как наука располагает целым рядом пре­имуществ.

В то же время психологические знания, имеющиеся в искусстве, представляют большую ценность- Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки и кинофильмы являются основным способом пОзнания внутреннего мира человека.

Психология творчества всегда интересовала ученых {Психология личности, 1982; Теплое, 1971 / 1985; Сироткина, 1998). Нужно по­мнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для расширения профессиональной психологической компетентности. Многие выдающиеся психологи нередко обращались к примерам из литературы, чтобы проиллюстрировать, а иногда и развить свои идеж

Особое значение искусство имеет в изучении личности. Одна из статей американского психолога Гордона Олпорта (1897—1967) так и называлась: «Личность: проблема науки или искусства?». В ней он поднимает ряд важных вопросов. Главный из них — вопрос об отно­шении психологии (и психологов) к художественной литературе. Олпорт считает, что психологи могут многому научиться у писателей. Это касается приемов тонкого психологического наблюдения и опи­сания, понимания конкретной личности в ее целостности, интереса к индивидуальности.

Горьким упреком в адрес некоторых профессиональных психологов звучат слова Олпорта о том, что они «в качестве профессионалов никогда в действительности не видели индивидуума; и многие из них надеются, что никогда его и не увидят» {Олпорт, 1959 / 1982, с. 213). Он критикует бездумное применение математических методов в психологии.

22


Действительно, психология как наука ищет общие закономер­ности. «Абстракция, которую совершает психолог в измерении и объяснении несуществующей «психики-в-общем», — это абстрак­ция, которую никогда не совершают литераторы. Писатели прекрасно знают, что психика существует только в единичных и особенных формах» (Олпорт, 1959/ 1982, с. 213). Как справедливо замечает далее Олпорт, мы сталкиваем'ся с основным разногласием между йаукой и искусством. Наука всегда имеет дело с общим, искусство-— всегда с особенным, единичным.

Поэтому взаимодополнение психологических знаний, содержа­щихся в науке и искусстве, безусловно, полезно. Как пишет Ол­порт, «если вы студент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте биографии. Если вы не студент, изучаю­щий психологию, читайте их, но интересуйтесь и работами по пси­хологии» {Олпорт, 1959 / 1982, с. 215).

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологичес­ких знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональ­ными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиоз­ное знание.Наука и религия — два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное по­знание души основано на вере и сопереживании. Термином «религи­озная психология» может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в.разных верова-' ниях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буд­дизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяс­нения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание,недоступное для боль­шинства людей. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

23


К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, ну­мерология, хиромантия, а также мистические, философские под­ходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р Щтайнера

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рацио­нального объясненияна основе научных принципов характерны эзо­терике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логи­ческому обоснованию.

1 Критерием достоверности эзотерических знаний для посвящен­ных является их соответствие постулатам тайного знанияи внутрен­няя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, не посвященных в тайное знание, глав­ный критерий истинности — вера и опыт переживаниясоответству­ющих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность.Они всегда предполагают опору на особое ирра­циональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоз­зрения как жизненной позиции невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводовпо­зволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и дос­тупными для конкретизации и связаны с многими частными случаями жизни. Наглядный пример тому — предсказания Нострада­муса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практич­ность.Они, как правило, содержат советы и рекомендации по опре­деленным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т п.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку люди устроены так, что желают знать свое буду­щее и получить совет компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Пред­мет ее изучения — «мистические переживания», «космическое со­знание», т.е. особые формы духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. «психологии за пределами лич-

24


ности») — так называемые измененные состояния сознания. Соглас­но идеям представителей этого направления в психологии прожива­ние рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценден-ции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром

Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений й переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихологиязани­мается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепа­тии, предвидения.Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказатель­ства достоверности этих знаний, не позволяет относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапси-хологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологические факты не удовлетво­ряют научным критериям проверки.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая вни­мания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называть­ся наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуа­ция стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапси-хологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170—172).

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также может существенно дополнить наши знания о психи­ческом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дру­жинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штай-нера, рассматривается порой в качестве важного направления пси­хологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с. 127).

25


Таким образом, мы видим, что типы психологических знаний достаточно многообразны. И каждый из них характеризуется своими особенностями,достоинствами и недостатками. Развитие психологи­ческого знания приводит порой к тому, что разные типы знаний взаимодействуют, взаимопроникают и взаимодополняют друг дру­га. Поэтому иногда трудно бывает отнебги современные концепции к одному из пяти перечисленных типов психологических знаний. ■ Так, например, на пересечении научной и религиозной психологии рядом авторов разрабатывается христианская психология (Слободчи-ков, Исаев, 1995; Начала христианской психологии? 1995).

Безусловно, взаимодействие разных типов психологических зна­ний может способствовать их расширению.

Однако чем теснее становится их сотрудничество и взаимодей­ствие, тем реальнее становится ошибка отождествления и смешения этих «жанров» психологического знания, приводящая вместо взаи­модополнения к взаимной подмене (Веккер, 1981, с. 58).

Каждый из этих типов психологического знания оправдан, поле­зен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве.Однако взаимная подмена жанров или, говоря словами Н.П. Акимо­ва, «жанровый оползень» (цит. по Веккер, 1981, с. 58) в науке, как и в театральной сфере, может вводить людей в заблуждение относи­тельно адекватных форм и способов познания.

Следствием таких «жанровых оползней» становится полная пута­ница людей в том, кто такой психолог и что такое психология, когда целителя Кашпировского отождествляют с психологией, ког­да психолога сравнивают со священником в церкви, когда «психо­логия», проповедуемая в различных сектах, смешивается с научной и практической психологией.

В строгом смысле слова психолог — это человек, который про­фессионально занимается психологией в теоретическом или практи­ческом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обу­чает психологии.

Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться про­фессиональной психологической работой.

Владение психологическими знаниями других типов может обо­гатить профессиональный опыт психоло~га. Например, как писала

26


Ю.Б. Гиппенрейтер, «отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первый, прикасаясь ко вто­рой, черпает из нее силу» {Гиппенрейтер, 1996, с. 18). Но опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.

Литература

Веккер Л.М. Психические процессы. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — Т. 3. - 326 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М.:ЧеРо, 1996.-336 с.

Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто / Пер. с англ. — М.: Агентство «ФАИР», 1997. — 656 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. — 2-е изд. — М.: Мир, 1996. - Т. 1. - 496 с. (гл. 2 и 3).

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 152 с.

Донцов А. И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая соци­альная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 2-е изд. — М: Смысл, 1996.-С. 7-21.

Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. — 1995. - № 3. - Т. 16. - С. 44-52.

Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психоло­га // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1992. -№3.-С. 3-12.

Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации пси­хологического знания (1995) / Психология профессионала. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. - С. 246-250.

Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психоло­гический журнал. — 1995. — № 1. - Т. 16. — С. 170—172.

Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов / B.C. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. — М.: Наука, 1995. — 236 с.

Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

27


Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психоло­гия личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 208—215.

Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

Рицпь М. Парапсихология: факты и мнения / Пер. с нем. — Львов: Инициатива; К.: Ника-центр; Вист-С, 1999. — 368 с.

Сироткина И.Е. Литература и психология: Из истории гумани­тарного подхода // Вопросы психологии. — 1998. — № 6. — С. 75—85.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии // Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-кон­сультантов: (Проблемы адаптации западного опыта) // Психологи­ческий журнал. — 1994. — № 6. — Т. 15. — С. 121—127.

Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художественной ли­тературы // Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педа­гогика, 1985. - Т. 1. - С. 306-312.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. — 3-е изд. — М.: Высш. шк., 1990. — 415 с.

Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхож­дение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 20—30.

Ярошевский М.Г. История психологии. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1976.-463 с.

Контрольные вопросы

1. Когда появилось в научной литературе слово «психология» ?

2. Какие группы психических явлений изучает психология?

3. Назовите явления, которые относятся к познавательным психи­
ческим процессам ?

4. На какие две группы делятся познавательные процессы?

5. Приведите примеры эмоциональных явлений.

6. Какие психические явления участвуют в регуляции деятельности
человеком?

7. Приведите примеры психических состояний.

8. Приведите примеры психических свойств человека.

9. Какие психические явления характеризуют межличностные отно­
шения человека ?

28


10. Всегда ли человек осознает свои психические явления ?

11. Перечислите пять основных типов психологических знаний.

12. Какие психологические знания называются житейскими ?

13. В чем заключается главный критерий истинности знаний жи­
тейской психологии?

14. Перечислите характерные особенности житейских психологических
знаний.

15. Назовите основную цель научной психологии.

16. На что опираются знания научной психологии?

17. Перечислите особенности научно-психологических знаний.

18. Назовите основную цель практической психологии.

 

19. Что является критерием достоверности знаний в житейской
психологии?

20. Перечислите особенности знаний практической психологии.

1 21. Перечислите особенности психологических знаний в искусстве.

22. Что является критерием истинности психологических знаний
в искусстве?

23. Какие знания относятся к иррациональной психологии ?

24. Перечислите особенности знаний иррациональной психологии.

25. Каких людей можно назвать психологами по профессии?

I


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1991; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!