Толерантная культура личности



Связь общечеловеческой, отечественной культуры и национальных культур

Современное человечество, насчитывающее тысячи народов, почти 200 государств, более пяти миллиардов землян, является только одним из почти двух миллионов видов растений и животных. Биомасса человечества составляет одну пятитысячную от общей массы всех живых существ. За время существования рода людского сменилось около тысячи поколений (если принять за продолжительность жизни каждого из них примерно шестьдесят лет). Среди всей этой огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковы, каждый имеет свои неповторимые особенности. Между людьми существуют не только индивидуальные, но и групповые различия: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т.д. Что же объединяет столь разных, людей в единое человечество? Прежде всего, единая общечеловеческая культура, возникающая на основе целостного мира. Целостность мира -- это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов, появившаяся как следствие развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

Рост целостности мира предполагает принятие общих ценностных предпосылок. Без них любое взаимодействие невозможно, ибо разные системы ценностей разъединяют людей, не дают возможности понять друг друга.

Таким образом, современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, движении защиты прав личности, гуманизме, творческом развитии личности, распространении научного знания и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среде.

XX в. знает две модели создания гуманитарной монокультуры унифицированного типа, отрицающего многообразие существующих в мире культур:

· Первая модель основана на абсолютизации классовых ценностей и идее мировой пролетарской революции (сталинизм);

· Вторая -- на утверждении господства одной национальной культуры, одной нации и одного государства -- тысячелетнего рейха (германский фашизм).

В этих случаях идея общечеловеческого характера современной культуры осознавалась миллионами людей в своеобразной отрицательной форме -- в результате отождествления групповых ценностей с общечеловеческими, части культуры -- с ее целостностью. В этом случае возникала извращенная форма социального движения, превращения культуры в антикультуру.

Движение к общечеловеческой культуре, снимающее первоначальное противопоставление «мы -- они», -- непростой процесс. Противоречие это нельзя решать за счет отбрасывания других взглядов, точек зрения, культурных позиций. Такой путь бесперспективен, он возвращает человечество во времена варварства,

Общечеловеческая культура -- это наилучшие формы, образцы художественно-поэтической, научной, производственной деятельности, единые способы мироощущения и мировосприятия жизни и действительности, выработанные разными народами, поколениями, на основе которых человечество сейчас строит единую цивилизацию Земли, где нет места классовой и расовой ненависти, попрания прав человека и народов, нищеты и неграмотности, экономического и культурного колониализма. Конечно же, эти образцы культуры и сейчас являются идеалами, ориентирами в построении единой цивилизации.

Становление общечеловеческой культуры не следует понимать как принятие всеми членами международного сообществе определенной, общей системы ценностей, т.е. унификации культур. Речь, прежде всего, идет о росте взаимосвязи региональных и национальных культур. Они становятся взаимосвязаны, так как изменение в одной оказывает влияние на остальные. Культурные достижения в тех или иных регионах в условиях возрастающей глобальной целостности получают все большее распространение. Мы вступаем в принципиально новый этап глобализации гуманистических ценностей.

В основе формирования единой планетарной цивилизации лежит все возрастающая интенсивность различного рода связей -- коммуникационных, политических, экономических, культурных. В результате возникает новое системное качество -- общечеловеческая культура, усиливается взаимосвязь различных стран, народов, кризисные и антикультурные явления, происходящие в одном секторе единой цивилизации, отражаются и на других регионах. В то же время наблюдается более интенсивная глобальная взаимосвязь, когда культурные образцы, научные достижения, произведения искусства, новые формы социальной или политической жизни транслируются и усваиваются в течение достаточно короткого времени по всему цивилизованному пространству. Это отнюдь не означает, что происходит некая унификация культурных норм, способов видения мира. Естественно, что любая нация, социальная группа принимает из системы общекультурных человеческих связей только то, что соответствует духовному настрою их уровня развития, уровню развития возможностей. Кроме того, появляется мощная тенденция к сохранению собственной идентичности национальной культуры.

Конечно же, современная цивилизация не означает механического соединения различных локальных цивилизаций и культур. Этот процесс носит сложный и противоречивый характер. Достаточно вспомнить мощное воздействие на современную западную культуру производственной культуры Японии и других стран Ближневосточного региона. Оказалось, что производственные формы деятельности, основанные на культуре этих стран, имеют достаточно много преимуществ по сравнению с традиционными западными ценностями. Проблема взаимного усвоения культурных ценностей современными культурами, глобализации культуры является сейчас одной из наиболее важных.

 

Толерантная культура личности

Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Собственно вопрос о толерантности – это, прежде всего вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различия и единство.

Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

По мнению американского психолога, толерантная личность в самом общем виде представляет собой человека, который дружелюбно относится к людям вне зависимости от групповой принадлежности каждого из них. Кроме того, толерантная личность обладает рядом отличительных характеристик. Олпорт представил 15 черт, присущих толерантной личности:


Расположенность к другим.

Снисходительность.

Терпение.

Чувство юмора.

Чуткость.

Доверие.

Альтруизм

Терпимость к различиям.

Умение владеть собой.

Доброжелательность.

Умение не осуждать других.

Гуманизм.

Умение слушать.

Любознательность

Способность к сопереживанию.

«толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2044; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!