Ценности полиэтнической культуры. Характеристика типов ценностных отношений



Этнические ценности — совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве наиболее специфичных, маркирующих его историческое и культурное своеобразие черт. Основанием для формирования системы этнических ценностей является исторический социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. При этом наиболее функционально эффективные и социально-приемлемые формы и технологии удовлетворения интересов и потребностей людей, способствующие повышению уровня их социальной интегрированности, аккумулируются в системе ценностных ориентаций данного сообщества, входят в его культурную традицию и т.п. К подобным этническим ценностям чаще всего относят некоторые черты национального характера, традиционные формы жизни обеспечения, бытовые обычаи и особенности национального этикета, особенности религиозности, элементы обыденного мировоззрения, национальной мифологии, черты народной художественной культуры и т. п. Этнические ценности пополняются культурными формами, сложившимися в сфере специализированных сегментов культуры: политической, экономической, правовой, военной, религиозной, художественной и пр. Это — традиции и символика национальной государственности, системы власти и социального уклада, конфессионал

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»... когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Ценностное отношение в психологии и философии, рассматривается и как ценностная позиция, возникающая в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена многоуровневой, основными ее элементами являются: 1) первичный слой желаний; 2) выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; 3) осознание, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; 4)превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций на других людей

 

Молодёжная субкультура и мультикультурализм

Современные молодежные субкультуры – это совокупность культур групп несовершеннолетних людей, различных по стилям, интересам, поведению, демонстрирующих неприятие доминирующей культуры. Самобытность каждой группы во многом зависит от социального класса, пола, интеллекта, общепринятых традиций морали, национальной принадлежности её членов, характеризуется предпочтением конкретного музыкального жанра, стиля одежды и причесок, сборами в каких-то местах, употреблением жаргона, - то, что формирует символику и ценности. Но надо отметить, что сегодня каждая группа не характеризуется строгой идентичностью, она может изменяться, иначе говоря, лица свободно переходят из одной группы в другую, смешиваются различные элементы из разных субкультур, в отличие от классических отдельных категорий.

Движущими силами возникновения молодёжных субкультур в современном обществе могут выступать:

· кризисный характер общества – наличие социальных проблем, связанных с нарастающей неудовлетворенностью больших групп молодых людей своими социальными позициями и, что еще более важно, ощущающих собственную исключенность из магистральных процессов общества;

· наличие конфликта поколений вследствие разрывов в развитии общества – когда между «детьми» и «родителями» возникает существенная ценностная дистанция;

· аномия – ослабление значимости социальных норм и ценностей, объединяющих все общество (отсутствуют четкие правила поведения);

· наличие в обществе массовых социальных движений за или против чего-либо, представляющих собой питательную среду для нонконформистского поведения, формирования групп и организаций;

· влияние иных культур. В частности, возникновение и развитие многих молодежных субкультур в СССР, особенно в 1960 – 70-е гг., было следствием культурного воздействия Запада и референтного характера западной культуры для значительного числа молодых людей СССР [102].

Механизм возникновения молодёжной субкультуры в рамках определённой территориальной общности, предполагает следующую последовательность действий:

· отвержение общепринятых регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих требованиям молодых индивидов;

· попытка построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками.

Мультикультурализм – многокультурность

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 912; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!