Культуросообразность воспитания как методологический принцип поликультурного образования



Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) — видный немец кий педагог-демократ, общественный деятель, вождь германских учителей занимает видное место среди прогрессивных деятелей немецкой буржуазно демократической педагогики первой половины XIX века. Он последовательно боролся с реакцией в сфере культуры и просвещения, с догматизмом и рутиной в обучении, выступал в защиту гуманизма и равноправия людей и наций в образовании, стремился перестроить его на основе передовых идей его времени, вооружить народных учителей знаниями и педагогическим мастерством. Дистервег - продолжатель демократических идей педагогической теории Песталоцци и популяризатор его идей среди немецкого учительства. Свою научную программу сформулировал следующим образом: «Я пойду по стопам Песталоцци». Под влиянием идей Песталоцци, прогрессивных стремлений нарождавшейся буржуазии в городах Запада и нищеты рабочего класса в новых индустриальных центрах, а также педагогического и социального движения прогрессивно настроенных учителей, Дистервег пришел к убеждению посвятить свою жизнь воспитанию и обучению учителей народной школы и посредством этого стать воспитателем народа, жить для народа. Педагогические взгляды Дистервега были, для своего времени, несомненно, передовыми и оказали большое влияние на развитие национальной школы и педагогической мысли XIX в.

При этом Дйстервег указывал, что полного равенства в имущественном положении быть не может, точно так же как не может быть равенства в умственных способностях. Неравенство среди человечества, по его мнению, будет всегда, его создал сам Господь Бог, необходимо лишь уничтожить несоразмерности общественной жизни. «Об абсолютном равенстве, - писал он, - не может быть и речи.

Дистервег считал, что всякой действительной нужде необходимо помочь, и помочь так, чтобы появление ее вновь не было возможным, чтобы не было обеднения честных и деятельных людей, но лентяи, лодыри и бесполезный народ не должны жить в презрительном ничегонеделании и подлости, пользуясь добродушием или страхом перед ними лучших людей. Поэтому он требовал высшей справедливости, любви и гуманности по отношению к каждому порядочному человеку и строгости по отношению к бездельникам.

Большую роль в мирном преобразовании современных ему общественных отношений Дистервег отводил образованию, науке. Он писал: «Нет большей ценности, чем образование; все другое без него ничего не стоит»

Изучение современных источников по проблемам поликультурного образования показало, что одним из методологических принципов поликультурного образования является принцип культуросообразности. Он позволяет рассматривать образование как важнейший компонент культуры и основной канал ее трансляции в становлении личности учащихся как потребителей, носителей и создателей культуры.

Школа как средство демократизации общества в педагогической теории Дж.Дьюи

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ и педагог - один из основателей философского направления прагматизма, возникшего и полу чившего наибольшее распространение в 70-80-е годы XIX века в США. Джон

Дьюи справедливо считается выдающимся педагогом-теоретиком, заложившим базовые принципы прогрессивного образования, которые были воплощены в жизнь реформами второй половины XX в.

 

В современных условиях во многих странах мира одной из наиболее актуальных образовательных проблем является демократизация образования. В понятие «демократическая система образования» включаются такие критерии, как доступность образования всем гражданам, создание в учебном процессе условий для становления творческой и свободно мыслящей личности. При этом важным механизмом демократизации школы современные исследователи считают поликультурное образование.

Названные положения широко освещались Дж.Дьюи в работах «Школа и общество», «Школы будущего», «Демократия и образование» и др. Он выступал сторонником демократического устройства общества, позволяющего непрерывно улучшать социальные условия жизни людей в условиях нарастающего культурного плюрализма. По его убеждениям, идеал демократии выражался в устранении классовых интересов и замене их общей заинтересованностью в улучшении жизни всех слоев общества, в развитии отношений сотрудничества между всеми гражданами.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!