Подхода к пониманию сознания биологическое и социальное сознание и мозг сознание и среда



 Созна́ние— состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1].

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле[2]. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.3 подхода к пониманию природы сознания. Бытие как все реально существующее наряду с явлениями объективной реальности содержит явления субъективной реальности. Центральным компонентомсубъективной реальности является сознание человека. Кроме того, субъективная реальность включает бессознательные психические процессы. В целом субъективная реальность выступает как внутренний мир человека, в отличие от внешнего, объективного мира. В целом для идеализма характерно признание независимого существования сознания в виде субстанции или самостоятельной сущности, от которой зависит существование предметных форм мира. Объективные идеалисты (Платон, Аквинский, Гегель) утверждают, что сознание является частью или проявлением надприродной мировой духовной субстанции. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах, Авенариус) считают, что сознание выступает в качестве субстанциальной основы субъекта и определяет характер или существование материальных предметов и явлений. Материализм в целом всегда связывал существование сознания с материей, рассматривал сознание как свойство материи, указывал на связь между работой материального мозга и сознанием.

Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит говорил, что сознание состоит из особого сорта атомов, представляет собой соединение огня и воздуха, «теплое дыхание». Биологические и социальные предпосылки сознания. Выяснилось, что психика животных обладает только биологической природой, тогда как психике человека присущи и биологические, и социальные свойства. Биологическая природа человека предопределяет индивидуальный характер каждого человеческого существа, способности передаются по наследству. Тем не менее философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование, как, впрочем, и других философских вопросов, осуществлялось по двум направлениям – идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная философия и богословие. Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животных и человека. В силу этого обстоятельства иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Существенным моментом поведения и животных, и человека является память – важнейшее условие сознания. Закреплению памяти содействуют ранние формы обучения. Сознание и мозг. сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы. Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.

 

44) Отражение есть способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе. Отражение – это момент, сторона взаимодействия. Принято различать отражение в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе. Простейшим примером отражения в неживой природе является отпечаток следов на снегу или на песке. Песок воспроизводит в своей природе геометрические особенности того предмета, который оставил в нем отпечаток. Это пассивная форма отражения. Сознание возникает при переходе от биологической формы отражения к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Сознание по самой своей природе имеет социальный характер. Будучи высшей формой отражения, оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Оно является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщен­ного отражения объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, формирования у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

45)сознание и самосознание. Функции Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального. Одним из первых вопрос о самосознании в европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». В философии Средневековьяпроблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени, и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта, который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Функции сознания. Главной функцией сознания является познавательная, или отображающей, функция, то способность индивидуума получать знания об окружающем мире и о себе. Еще одной функцией сознания является функция аксиологическая (оценочная) Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения Своих потребностей и интересов Сознание, с одной стороны, является формой ю объективного отражения, формой познания действительности как независимой от человеческих стремлений и интересов. оценочная функция непосредственно переходит в функцию целеполагания (формирование цели) Способность к целеполаганию - это специфически человеческая способность, составляет кардинальную характеристику в в сознания Цель - это идеализированная потребность человека, которая нашла свой предмет. регулятивная (управленческая) функция На основании оценки факторов и Согласно поставленной цели сознание Регулирует, упорядочивает действия человека, а зат т тем и действия человеческих коллективов регулятивная функция сознания вплетена во взаимодействие человека с окружающей средой

 

46)Проблема познаваемости мира, Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, субьект и обьект познания

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение.

Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности

Гносеологический оптимизм.Оптимизм– в отличие от пессимизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны

Таким образом, позиция гносеологического оптимизма может быть сформулирована так: границ познанию не существует, человек в принципе может иметь верные сведения о любом явлении действительности.

К гносеологическому пессимизму относят скептицизм– направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания. Скептики отрицали возможность достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования нравственных норм,

Агностицизм– философское учение, которая отрицает познаваемость объективного мира, отрицает объективную истину, ограничивая роль науки познанием явлений.

Под субъектом познания понимают носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, которым может быть индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом.

Объектом познания обычно называют то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания выступают материальные и духовные явления, а также и сам субъект.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!