Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.



Тоталитарный режим

- это система насильственного политичес­кого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и дажебытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в це­лостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером. Авторитарный режим

- это неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автоно­мию личности и общества в неполитических сферах. Демократический режим

- это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.

 

39)проблема происхождения человека.основные концепции антропосоциогенеза. В философии человек оказывается проблемой для самого себя. Важное значение имеет вопрос о происхождении человека, который, несмотря на высокий уровень современных научных знаний, остается до сих пор нерешенным. Принято выделять две широкие концепции: 1. Естественное происхождение человека (и сознания), 2. Сверхъестественное происхождение. Концепция второго типа опирается на религиозные концепции, и поэтому в своих основаниях не имеет строгих знаний и фактов. Естественная концепция происхождения человека и сознания связана с развитием наук о человеке и в ее основании находится убеждение, что человек (не как отдельная особь, а как род) произошел в процессе природной эволюции без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. Эволюция – это постепенное изменение одного состояния в другое при сохранении преемственности между ними, в данном случае между предчеловеческим и человеческим состояниями, между которыми существуют общие и отличительные свойства. Эволюция происходит под влиянием механизмов естественного характера, вырабатывающихся в ее ходе: естественный отбор, борьба за существование, наследственность и изменчивость. Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы.


40)природа человека и его сущность.биологическое и социальное в человеке.биологизаторства и социологизаторства. Природа человека — это уникаль­ное в своей противоречивости единство материального и духов­ного, природного и социального. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения«сущего».Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам — миру свободы и миру необходимости. Человек, как писал Э.Фромм, находится и внутри, и вне природы, он «впервые является жиз­нью, которая осознает самое себя»2. сущность человека — это результат его свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему его собственным существованием, его «природой». Сущность человека — это не совокупность определен­ных качеств, которыми определенный индивид можетзавладетьнавсегда.Биологическое и социальное в человеке.Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также внерв-но-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Подпсихическим понимается внутренний душевнодуховный мир человека его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.дСоциальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируютлишь крайние полюсов многообразии человеческих свойств и действй.Психологическая наука дает богатый экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что лишь вусловиях нормального человеческого общества возможны существование и развитие нормальнойчеловеческой психики и что, напротив, отсутствие общения изоляция индивида ведет к нарушениямсостояния его сознания, а также эмоциональноволевой сферы. Таким образом, идея человекапредполагает другого человека или, точнее, других людей. Причины биологического характера определяют индивидуальнеповторимые особенности людей: наборгенов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертываниесвойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица ивообще весь телесный облик. Еще Аристотель определял человека как "политическое животное", тем самымподчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологическийвид, а в первую очередь субъект общественных отношений.Уже с момента своего рождения человек неостается наедине с самим собой, в четырех стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ковсем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека внеобщества так Же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухойпесок.Итак, человек, представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического исоциального уровней, которые формируются из двух природногои социального, наследственного иприжизненно приобретенного. Критика биолог-ва и социолог-ва. Биологизаторство, или преувеличение, абсолютизация роли биологических факто- ров в жизни человека, проявилось в концепциях расизма, социал-дарвинизма, мальтузиан- ства и неомальтузианства. Биологизаторские идеи включала появившаяся в начале ХХ века евгеника (от гр. eugenēs – породистый) – учение об улучше- нии породы, в данном контексте – «породы» человека. Одним из первых идеи евгеники высказал англ. антрополог Ф. Гальтон (1822-1911). Он доказывал, используя биометриче- ские данные (по измерениям животных и людей), что дети богатых родителей являются более ценными в сохранении и передаче полезных для жизни качеств (и в этом смысле - «породы»). Неравенство людей (народов, рас) Гальтон объяснял их наследственными раз- личиями, т.е. действием биологических факторов. Биологизаторские идеи включает созданная в конце ХХ века учёными Э. Уилсоном (Вильсоном; амер.) и М. Рьюзом (из Канады) социобиология. Э. Уилсон ранее написал труд «Биофилия» (буквально – любовь к живому, к жизни). В качестве одного из создате- лей социобиологии Уилсон полагает, что гуманитарные знания являются разделами био- логии, а художественная литература исследует поведение человека как биологического вида. Другой соавтор социобиологии – М. Рьюз ранее издал монографию «Философия и биология» (она переведена на русский), в которой биологическое считал возможным све- сти к физико-химическим взаимодействиям и объяснить ими. Социологизаторство. Важность социального (общественного) для многих мысли- телей заслоняла роль биологического в обеспечении нормальных условий жизни людей. Преувеличение или абсолютизация роли социального и духовного в жизни людей, представ- ление о самодостаточности общественных отношений для объяснения специфики челове- ческого сообщества составляют сущность социологизаторских концепций, подходов, ориентаций. Можно выделить несколько основных направлений социологизаторства. 1). В идеологии тоталитарных режимов. Слово «тоталитарный» (фр. totalitaire; англ. totalitarian) означает полное подчинение государству всех форм и сфер общественной жизни, включая идеологию. 2). В религиозных учениях. Любые религиозные учения, призывающие жить для вечной жизни после смерти, («за гробом»), пронизаны идеями по сути своей социологиза- торскими. Это, в первую очередь, пренебрежение к миру земному, как юдоли страдания и печали, временному месту испытаний для людей. Каждому человеку надо преодолевать соблазны и стремиться попасть в рай, заслужив милость Бога суровым аскетизмом и пра- ведной жизнью. 3). Социологизаторство в кибернетических представлениях о будущем обществе, в котором ведущую роль станут играть полуфантастические существа типа киборгов или машины, превосходящие людей и заменяющие их. антиутопия противопоставляется прежним литературным утопиям. Слово «утопия» выде- лило жанр литературы о вымышленных ситуациях Оно произошло от названия книги англ. мыслителя эпохи Возрождения Т. Мора «Утопия…», которое буквально означает – место, которого нет (у автора книги утопия была островом). Утопии в новом жанре стала проти- вопоставляться ситуация реально возможного технократического будущего. В нём преж- ние эмоции, порывы страсти, чувство прекрасного, «голос совести», вдохновение и другие человеческие переживания стали терять прежнее значение, заменяясь точным расчётом необходимых действий с помощью «умных машин».


41) человек, индивид,личность. Социальная,асоциальная и внесоциальная концепции личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид -это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являютсяпротивоположными как по объему, так и по содержанию. Личность- это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не толькообщие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человекаличностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человекасоциальных качеств, его социальная самобытность. В понятие "личность" обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Человек формируется в конкретном историческом времени исоциальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность каксоциальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразныхфакторов. Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то,чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессекоторой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидомопределенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осу-ществлять свою жизнедеятельностьадекватным для данного общества способом. Поскольку социализация носит динамический характер, толичность - это всегда процесс, это постоянное становление.Социальная, асоциальнаяи внесоц концепции личности. Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

1. В социологической концепции личности Ч.Х. Кули (1864-1929 нашла отражение теория зеркального "Я",в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.

Ч.Х. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Концепция асоциальности понимается противоречиво, так как общество может восприниматься только как единое целое. То, что называют асоциальным, может являться таковым только по отношению к обществу. Эта концепция, довольно часто, применяется для произвольного отчуждения групп, которые определяют себя как преобладающее большинство.

42)личность и общество. Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Свобода - одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п. Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой-то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например, опаздывая на работу, потому что "хотелось еще поспать, а без меня все равно ничего не случится", мы подводим начальника отдела. Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Волюнтаризм - это признание определяющего значения воли над проявлениями духовной жизни человека. Воля считается слепым, неразумным или сверхразумным (божественным) первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. Будучи крайним выражением этического релятивизма, волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни общества.

Действовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с мнениями и интересами других людей выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их или судьбой, или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека, ибо отрицаются всякие альтернативы жизни. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, равно как и для всевозможных социальный утопий.

Но человек в обществе свободен, причем не только духовно, но и в самой практике. Свобода - это самостоятельное распоряжение человеком своим существованием, выбор собственного жизненного пути и самоопределения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!