Проблемы бытия Элейцев и Демокрита



Элеаты считали, что есть только бытие, небытия нет. Такой вывод они делали, исходя из допущения тождества бытия и мышления (существует то, что мыслимо); поскольку небытие нельзя помыслить, то его и нет. По элеатам, бытие неподвижно, т.к. ему некуда двигаться, ведь оно могло бы двигаться только к небытию

Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества)

Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия)

Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота. Бытие состоит из элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие элементы бытия Демокрит называл атомовучении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги

Антропологический период, Этический релятивизм древних софистов

, Этический рационализм сократа

Антропологический период – классический (сократический), который датируется с середины V в. до н.э. до конца IV в. до н.э., когда центр внимания переносится с космоса на человека, делая его главным предметом своего исследова­ния и рассматривая как микрокосмос, пытаясь определить его сущность, а также обращает внимание на этико-социальные проблемы (софисты, Сократ и сократические школы). Поэтому этот период иногда определяют как «антропологический переворот» в античной философии. Появляются первые философские системы Платона и Аристотеля. В этот период формируются две магистральные противостоящие друг другу философские системы – «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм).

Этический релятивизм древних софистов

Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Некоторые софисты полагали, что нравственность является врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения.

Этический рационализм сократа

Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях.

Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». В споре рождается истина. Сократ определял стремление помочь своим слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми

Учение Платона о бытие, душе и познании

Он рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существование 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красота, истина) и мира «вещей» (слабое отражение мира идей, т.е. общих понятий). . Подлинное бытие по Платону мир идей. Он вечен, неизменен, абсолютен. чел-ка же окружает мир вещей и сам человек постоянно изменяется Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир — мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея», кот в обыденном языке обозначало внешний вид, образ, форму,

Учение Платона о душе. Душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна.
Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной.

Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она может переселиться в другое тело.
Алегория пещеры

Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени.

 

12)Метафизика Аристотеля,Учение о материи ,форме, причине, теология Аристотеля

Бытие-это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе. Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности. Итак, форма – действительность, материя – возможность.

Материя-«то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов

Форма -«то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог

Причина-Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.

Цель-«то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Теология Аристотеля Бог у Аристотеля – чистая мысль, причина, приводящая в движение весь мир.Мысль, занимающаяся сама собой, т.к. мыслит наиболее достойное. Бог Аристотеля – философский Бог. Форма форм и цель, к которой стремится мир.Противоположен как первая сущностная причина материальному началу, которое является совечным Богу. Полностью свободное существо – Бог.

Главная цель теоретического знания – благо.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 908; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!