Специфика эллинистической философии. Основные школы и проблемы.



Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода:

1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников, функционируют Академия и Ликей.

2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм.

 

Философия эпохи эллинизма характеризуется рядом особенностей, отличающих её от философии античной классики. Античная философия началась с преобладания физической проблематики, в классический период физика и этика были в системах Платона и Аристотеля уравновешены между собой. В эллинистический период изучение природы окончательно отодвигается на второй план и подчиняется этике как способу достижения благой жизни. Даже занятия естествознанием, как стало представляться, были предназначены для того, чтобы дать душе покой, избавить её от страхов

были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360— 270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

По Пиррону, философ — это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления.

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом.

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

Стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности.

 

Средневековая европейская философия. Антитеза мира и бога. Основные принципы и проблемы христианской философии.

Развитие европейской философии в средние века было тесно связано с разработкой обоснованием христианского вероучения. При этом были выдвинуты положения, имевшие существенное значение для последующей эволюции философской мысли.

Философия средневековья – теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия , которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия , прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называетсякреационизмом. (creatio — творение, создание).Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм.Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога.
Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точ­ка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существу­ющее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопреде­ленность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его.

 

15. Возрожденческая философия. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, и эстетизм Философии возрождения.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

. В пантеизме Бог утрачивает свой внеприродный характер и сливается с природой,

благодаря чему последняя обожествляется и приобретает разумные черты и

одушевленность.

Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

 

 

16. Проблема метода познания в философии Р. Декарта и Ф. Бэкона. Рационализм и эмпиризм.

Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом.

условие реформы науки — очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре — четыре вида «идолов» или «призраков».

1. «Идолы рода» — препятствия обусловленные природой человека. То есть из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, с трудом различаем запахи и т.д. Современная наука избавляется от этих идолов с помощью приборов.

2. «Идолы пещеры» — ошибки вследствие субъективных предпочтений (симпатий, антипатий). Так Бэкон назвал их из-за Платона. Платон сравнивает нас с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене.

3. «Идолы рынка» — препятствия из-за общения с использованием слов (старые слова сохраняют и старые представления). Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов.

4. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые некритическим усвоенным ложным мнением. От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов.

Р. Декарт (1596-1650)родился в семье французского дворянина. В то время молодежь уезжала учиться в передовую страну — Нидерланды, так же поступил и Декарт.

Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

1. «тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;

2. «разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;

3. «мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;

4. «составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Рационализм - философское направление, признающее разумосновой

познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи

естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно

рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источниказнания и критерия его истинности.Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное

естествознание, считало источником знания, прежде всего, научно

организованный опыт или эксперимент.

 

 

17. Проблема субстанции в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Рационалисты считали, что эмпирический опыт имеет изменчивый, неустойчивый характер.С помощью ощущений человек воспринимает мир в зависимости от обстоятельств, и поэтому надежды следует возлагать на ум. Основной чертой философского мировоззрения Р. Декарта был дуализм. Д. допускает существование двух независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженной субстанции".

Д. сопоставлял материи с протяженностью, пространством, считая, что качества предметов, которые воспринимаются чувствами, объективно не существуют.

Б.С. развил материальную сторону учения Декарта противопоставляя дуализма материалистический монизм - философский взгляд, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи или духа. С. считал, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является первопричиною самого себя. С одной стороны природа образующей, а с другой - созданной.

По Лейбницем весь Вселенная состоит из множества субстанций - монад. Монада - это единица, простая суть. Учение о монадах он обосновывал, исходя из следующих положений: 1) субстанция есть начало всего существующего и отличается абсолютной простотой и неделимость, 2) она обладает способностью к действию и самостоятельностью. Лейбниц отмечал неразрывность духовного и материального, подчеркивая, что монады являются носителями материального, но это проявление второстепенный по отношению к их духовной сущности.

 

18. Проблемы общественного устройства в философии Французского Просвещения.

Одной из характерных особенностей мировоззрения просветителей было их стремление материалистически объяснить общественную жизнь, окончившееся неудачей предпринятых попыток. В истолковании истории и социальной действительности французские материалисты, а тем более деисты, остались идеалистами.
Просветители стремились описать человека материалистически, усматривая его сущность в естественных потребностях, страстях, стремлении к полному счастью.
Свойственное большинству французских просветителей и их последователей прославление человеческого разума выгодно характеризует их по сравнению, например, с Юмом.
Выражением стремления материалистически истолковать общественную жизнь был просветительский натурализм..
Отсюда учение французских просветителей сворачивает с материалистического пути на идеалистический: психологизм все более отдаляет общество от природы в сферу новых абстракций,—«статуи» Кондильяка, «робинзонады» Гельвеция, «общественного договора»

19. Критическая философия И. Канта.

У Канта пространство и время перестают быть формами сущности вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возможности априорного синтетического суждения в теоретическом естествознании

являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания

понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое

из опыта. Категории не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны.

По Канту ни ощущения ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с

понятиями.

Вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории

рассудка, ни эти три закона не составляют определения самих вещей в себе.

Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Ноумен - это не объект чувственного

созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. Разум направлен на рассудок и с опытом совсем

не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из

высших этических законов.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4964; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!