Культура и природа как объекты знания



Философские основания культуры

1) Аксиологические основания. Одна из потребностей, в ответ на которую формируется культура, – это неизбывная нужда людей в тщательной оцененности процесса и результатов человеческой активности.

2) Онтологические основания культуры. Прослеживание онтологических оснований выводит к тому аспекту метафизики культуры, где исследуется проявление начал сущего в области культуры.

3) Гносеологические основания культуры. Как явление ценностное и очеловеченное, культура основана не просто на познании, а на широком и глубоком постижении общественной жизни.

4) Философско-антропологические основания культуры. Одно из них состоит в необходимости для людей (за отсутствием готовой ниши в природе) трудиться и творить, создавая культурную предметность.

5) Социально-философские основания культуры. Все виды общественного детерминизма – географический, демографический, социально-экономический, технологический – определенным образом сказываются на конкретном облике культур по странам и регионам.

Культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.

Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации.

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многогчисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов. (ЭТО НАДО ВООБЩЕ?? ХЗ ЧТО НА ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС ПИСАТЬ)

 

40. Чем «науки о природе» отличаются от «наук о культуре»?

Есте́ственныенау́ки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку[источник не указан 37 дней] природных (естественных — от «естество», природа) явлений

Базовые науки: Астрономия, Биология, География, Геология, Физика, Химия

 

Кульутрные науки. В числе основных: Культурология, Культурные исследования, Культурная антропология, Философия культуры, Социология культуры и другие.

Культурология – наука о культуре (Россия) \ изучение культуры как культурной системы (европа)

Культурные исслдеования – междисциплинарная область исследования культурных процессов

Культурная антропология - изучениее многообразия человеческой культуры и общества и объяснение причин существования этого многообразия

социология культуры - исследование культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается

Философия культуры - специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры

 

Если попытаться сформулировать их концепцию в виде некоторых пар оппозиции, по которым природа отличается от культуры, а науки о природе - от наук о культуре, то общая картина будет выглядеть следующим образом.

По предметному основанию:

Если природа выступает в естествознании всегда в виде объекта познания, независимого от познающего его субъекта, то в гуманитарной области субъект сам становится предметом познания самого себя, и, следовательно, всякая попытка рассматривать его просто как объект (отвлекаясь от его внутреннего субъективного мира) обречена на провал.

Если природа внеисторична, то культура есть исторический процесс созидания все новых и все более совершенных и сложных форм значимостей и смыслов.

Если природа есть царство необходимых законов, то культура - продукт деятельности свободного человека.

Если в природе господствует причинность, причинные отношения и взаимодействия, то культура есть продукт деятельности человека, преследующего определенные цели и руководствующегося при этом определенными ценностями, нормами и идеалами.

Если, говоря теперь предельно общим языком, природа есть сфера бытия (сущего), то культура - это прежде сфера должного, ценностно нагруженного.

По методологическому основанию:

Если целью познания в естествознании является открытие и формулирование общих законов, то целью гуманитарных наук является познание индивидуальных, всякий раз уникальных в своей неповторимости явлений человеческой культуры.

Если главной операцией, с помощью которой постигаются конкретные явления природы в рамках естествознания, является их объяснение (как частных случаев общих законов), то главной операцией постижения явлений в сфере гуманитарного знания является их понимание, то есть раскрытие их культурно-исторического смысла методами диалога, эмпатии (со-чувствия, со-переживания) и герменевтики (истолкования, интерпретации).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!