Эвристичности - способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях проблемных.



Трактовка М. неразрывно связана с пониманием природы и задач философии, ее функций в культуре и науке.

Распространенными были попытки переинтерпретировать содержание и задачи М., отождествив ее с мировоззрением, с осмыслением тотальности опыта.

Подчеркивается также эвристическая роль М. в науке, которая выражается в формировании первоначальных моделей изучаемой реальности.

1) Переориентация постпозитивистской философии науки с логического анализа структуры знания на построение моделей его исторического развития привела к тому, что в ней стали обращать внимание на оценку М. в рамках философского историзма.

2) В работах Рассела первых двух десятилетий века, у раннего Витгенштейна было негативное отношение к традиционной М. при сохранении убеждения в том, что определенный узкий круг ее значимых проблем может быть решен с помощью новых логических средств.

3) Средний период развития аналитической философии отличался еще большим критицизмом. Широкое распространение получил взгляд на философию как на анализ, заключающийся в изучении значений слов, форм нашего мышления о мире и отношений между понятиями. Любое фактуальное, содержательное знание понималось как достигаемое эмпирическими, научными средствами. Поэтому философия ничего не может добавить к нашим знаниям о мире. Она может дать лишь "аналитические" истины, которые фактуально бессодержательны

4) С 60-х годов от такого узкого и четкого понятия анализа стали отходить, и аналитическая философия стала возвращаться к многим традиционным философским темам, в том числе к метафизическим вопросам. Так, Уиздом видел в М. и метафизических парадоксах проницательные предположения о том, как может быть использован язык.

5) Связь М. с категориальным анализом представлена в работах Кёрнера. В целом, от понимания М. как болезни мышления и языка аналитики перешли к позиции признания неизбежности М. и неустранимости ее проблем из философии и из анализа языка.

 

38. Язык как проблема философии ХХв.

Язык — это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Язык — необходимое условие и средство социализации индивида, а без социализации, т.е. без совместной жизнедеятельности с другими людьми, без усвоения социальных норм, правил, культуры, без освоения достижений, созданных трудом многих поколений, человек немыслим как человек. Наконец, язык выполняет целый ряд общественных функций. Одна из важнейших — коммуникативная, функция общения.

Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. Общая характерная черта данного направления - детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем.

Главные цели философии анализа - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки. Сторонники второго считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор.

Неореализм и лингвистический анализ (Дж. Э. Мур) Джордж Эдвард Мур (1873-1958) - английский философ, один из основоположников англо-американского неореализма и лингвистической ветви аналитической философии. Суть анализа - прояснение понятий и высказываний, а не открытие новых фактов о мире. Мур дал импульс аналитическому движению в философии.

Вслед за ним на эту стезю вступил Б. Рассел, внесший решающий вклад в формирование философии логического анализа.Наиболее серьезные и устойчивые его философские интересы были связаны с математикой и символической логикой. Важнейшие логические открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - обозначающие выражения, обеспечивающие информативность сообщений и связь языка с реальностью. В теории типов Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности.

На основе работ позднего Витгенштейна в 1930-1940-е годы в Великобритании формируется философия лингвистического анализа, или анализа обычного языка. Если на базе логического позитивизма были созданы добротные труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. Но в аналитической философии XX века мы находим и важные собственно философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Идеи аналитической философии наиболее сильны в англоязычных регионах мира.

Резюмирующим тезисом философского осмысления языка в XX в. мог бы стать тезис о том, что ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без пристального внимания к языку, без учета его роли, поскольку человек — “единственное существо, создающее себе проблемы посредством языка”.

39. Что такое культура? Культура и цивилизация. Чем культура отличается от природы в качестве объекта научного исследования?

Первоначально культура (от лат) «культивирование» - т.е. возделывание земли. Позже кульутра – все созданное человеком (материальное и духовное). Культура – мера человеческого в человеке как общественном существе.

Культура и цивилизация.

На раннем этапе развития человечества эти понятия не разделялись (родо-племенной строй) . Социальные достижения = достижения культурные.

Цивилизация – социокультурная общность, локализованная в пространстве и времени. Элементы:

1) Преобразованная человеком (окультуренная) природа

2) Человек, усвоивший культуру и способный жить и действовать в окультуренной среде

3) Совокупность общест.отношений как форм социальнйо культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Культура характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения и т.д. цивилизация – социальное бытие самой кульутры.

Природа

Природа – все сущее \ материя, взятая во всем многообразии форм \ совокупность условий существований человека и человечества

Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом философского осмысления.

1) Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала.

2) Средневековая христианская философия утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога.

3) В эпоху -Возрождения мыслители отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно).

4) учения о первоначалах и истоках общемировых и родовых форм сущего


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!