Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?



Когда было открыто, что мир существует в сознании человека, тогда возникло и представление о том, что такое знание. Знание о вещи– это когда вещь находится в нашем сознании, является содержанием сознания.

Наивный реализм.

У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне и независимо от сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон).

Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?

Материалисты: нужно доказать существование мира вне сознания.

Феноменалисты полагают, что мир существует в сознании, но нельзя узнать существует ли он вне сознания. Вот, что они говорят о знании: Что значит знать вещь? Это значит иметь её в нашем сознании Что значит знать о вещи вне сознания? Это значит знать о вещи, о которой я ничего не знаю. С точки зрения формальной логики эта позиция феноменалистов неуязвима.

Как опровергнуть? Допустить, что есть другие методы доказательства, кроме формальной логики. Пример. Открыли электрон, планету. Спрашивается: а до открытия они существовали? Если были, то были вне сознания человека.

Феноменализм и наука не совместимы. Либо феноменализм, либо наука. Выбирайте!

Проблема отношения вещей в себе и вещей для нас. Кантианское и материалистическое ее решение.

Кант. Никаких соприкосновений между этими мирами нет. Есть вещи только в себе либо только для нас. Всё, что нас окружает – это вещи для нас, поскольку мы их воспринимаем, они находятся в нашем сознании, мы что-то знаем о них. О вещах в себе мы не знаем ничего.

 

Материалисты. Наши ощущения восприятия – образы внешнего мира, значит содержанием ощущения восприятия является мир, значит мир существует не только вне сознания, но и в нём. Отношение мира в себе и мира для нас: вещи в себе могут входить в сознание и становятся вещами для нас. Теперь вещь в себе является одновременно и вещью для нас и вещью в себе. Процесс познания – превращение вещей в себе в вещи для нас.

Не всякая вещь для нас является вещью в себе. (Галлюцинации – вещи для нас; ангелы, демоны – для нас). Кстати, абсолютной грани нет между сущ. вне и в сознания. Пример: изобретение предмета.

 

«Вещь вне сознания» – 2 смысла:

1) Объективная вещь (Кант)

2) Объективная, пока ещё не познанная вещь (материализм). Итого – она перестаёт и не перестаёт быть в себе.

«Быть содержанием сознания» – 2 смысла:

1) Быть только в сознании (Кант).

2) Быть познанным (быть и там и там), познанная объективная вещь (материализм).

 

Совпадают ли те вещи, что и там и там? 1) да = суб. идеализм 2) нет = кантианство 3) и да и нет = материализм. Не совпадение по форме, но совпадение по содержанию.

Материализм о вещах в себе и вещах для нас. Познание как превращение вещей в себе в вещи для нас.

Материалисты: признают бытие мира в сознании. Наши ощущения восприятия – образы внешнего мира, значит содержанием ощущения восприятия является мир, значит мир существует не только вне сознания, но и в нём. Отношение мира в себе и мира для нас: вещи в себе могут входить в сознание и становятся вещами для нас. Теперь вещь в себе является одновременно и вещью для нас и вещью в себе.Процесс познания – превращение вещей в себе в вещи для нас.

Соотношение мира для нас и мира в себе.

см. вопрос 18. «Как философы открыли, что мир существует в сознании человека?»

Теория символов» Г. Гельмгольца.                 

Мюллер – физиолог, детально исследовал, как предметы внешнего мира воздействуют на органы чувств. Он состоит вот в чём: природа ощущений целиком определяется природой органов чувств. Эти ощущения несут информацию о строении органов чувств, а не о внешнем воздействии. Он обнаружил, что действуя разными агентами на зрит. нерв – ощущения одно и то же! Свети фонарём, режь, царапай, бей током – человек видит вспышку света.

Эту идею подхватил Гельмгольц. Он считал, что объективно существует внешний мир, предметы влияют на органы чувств вызывая ощущения и восприятия. Эти ощущения и восприятия не имеют ничего общего с предметами, их породившими. Они – не образы, а символы – условные значения, знаки. Мир является знаками, символами. Они говорят, что есть вн. предметы, но каковы они – хз. Скажем, мы видим предметы зелёными/красными. А на самом деле нет ни зелёного ни красного, есть только бесцветные ЭМ-колебания разных частот.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!