Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.         



Субъективный идеализм – Дж. Беркли, Фихте. В основе мира – сознание субъекта– человека. Мир существует как сознание каждого конкретного человека, как комплекс его ощущений и восприятия. Весь мир существует только в сознании субъекта. Объекта как такого нет, как и нет объективного мира вне сознания человека. Солипсизм– («солюс» – один, единственный, «ипс» – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим в его сознании.

Трудности субъективного идеализма в том, что он не может объяснить познание и раскрыть соотношение между миром в себе и миром для нас. Как отличить фантазии человека от того, что есть на самом деле? Субъективный идеализм не даёт ответа на этот вопрос.

Так же не понятно куда деваются вещи, которых человек не видит в данный момент и откуда они берутся, когда он открывает глаза.

Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.         

Согласно этой точке зрения в основе мира лежит некое объективное сознание(мировой разум, абсолютная идея, абсолютный дух...), существующее само по себе. У ОИ существует 2 сознания: один дух абсолютный(объективный дух ) и еще человеческий дух(субъективный дух). Среди компонент систем объективного идеализма – объективный мир.

Мир существует независимо от субъективного духа, но, в отличие от материализма, зависит от объективного сознания, он так или иначе есть его порождение.

Проблема гнесеологии. Объектиные идеалисты являются монистами, потому что объективный мир есть порождение объективного сознания. У ОИ появляется понятие объективного сознания. Откуда оно? Есть такое объективное сознание – знание, накопленное человечеством за всю его историю.

Проблема онтологии. В основе всего лежит не чье-то конкретное сознание, а сознание вообще, существующее отдельно и самостоятельно, независимо от нашего сознания. Оно вечно и порождает мир человека и его сознание. Есть два вида: у Платона – существуют два мира: мир идей и мир вещей, причем первый подчинен второму; у Гегеля – существует абсолютная идея, как единое целое, эта идея творит мир вещей и существует в нем. Т.е. мир единичен (монизм).

Агностицизм, или феноменализм.

Агностицизм– («агностос» – недоступный познанию) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Феноменализм – философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость вещей. Феноменализм ведёт или к субъективному идеализму или к агностицизму.

Юм (агностик, феноменалист) выбрал не материализм и не идеализм, а третий, компромиссный путь – эмпиризм. Юм хотел завершить эмпиризм, развить его до конца. И он это сделал. Юмутверждал, что нет и не может быть врожденных идей. Источником знаний является чувственный опыт. На вопрос «А что же тогда является источником ощущений» Юм отвечал, что он не знает. Сравним предмет и его восприятие. Мы знаем предмет только через его восприятие. Следовательно, мы не можем сравнивать предмет и восприятие, или предмет и предмет, мы сравниваем одно восприятие с другим. Мы заколдованы в кругу восприятий и не можем из него вырваться. Мир мы знаем только через восприятия. Юм утверждал, что существует только мир наших ощущений. В философии нет места объективному миру.

Обыденное и концепциальное знание. Проблема источника концепциального знания. Предлагаемые решения.

Знание – результат. Познание – процесс.

Существует два вида знания: житейское и концепционное.

Откуда берется знание? Вначале – познание для дела, потом как вид деятельности - наука. Важнейший признак научного знания – системность (бытовое знание стихийно). Теория – система понятий. Но есть и ненаучные системы понятий (теология, богословие). Любая система понятий – концепция. Отсюда концептуальное знание. До средневековой науки концепционное знание было заключено в теологии и религиозной философии.

 

Источники концептуального знания

1) авторитеты, предшественники, священное писание

2) разум

3) опыт. Под опытом понимали практическую деятельность, в ходе которой человек получал новое знание. А во-вторых – это умение человека пользовать этими знаниями. То есть опыт – это не только знания, но и умения. Итак, опыт мог показать ошибочность и авторитетов и выводов.

 

Пьер Абелляр первым поставил под сомнение авторитеты (показывая что они друг другу противоречат). Потом Бекон, сформулировавший положение о 3х источниках знания (авторитеты, разум, опыт) и показал, что на первом месте в области науки не могут стоять авторитеты и разум; только опыт оправдывает себя. Далее в эпоху возрождения авторитеты подверглись жесточайшей критике, опыт выдвинулся на 1й план. (Пьер Рамус – диссертация – «Все, что сказал Аристотель – ложно») В конце концов возник эмпиризм – «опыт – единственны источник любого знания».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1633; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!