Эмпиризм. Понятия апостериорного и априорного знания.



Априорное – знание, полученное без опыта.

Апостериорное – знание, полученное в опыте.

 

Эмпиризм – единственным источником познания является опыт, т.е. взаимодействие исследователя с внешним миром. Эмпирики считали, что априорным знание быть не может, только апостериорным. Те эмпирики, которые считали, что опыт – это чувственное знание, полученное в процессе воздействия внешнего мира на органы чувств человека, назывались сенсуалистами. С их точки зрения нет ничего в уме, чего бы не было в чувственном познании. Иногда эмпириков упрекали в том, что они недооценивали значение разума и всё сводили к чувствам.

 

Рационализм. Не отрицали значение опыта, но главный источник знания – разум. Существуют априорные знания (врождённые идеи) – человек рождается со знаниями в мозгу. И сам по себе разум может быть источником знания.

Рационализм имеет несколько смыслов.

1) Рационализм противостоящий эмпиризму (Разум – главный источник познания)

2) Рационализм противостоящий иррационализму (Разум имеет значение)

3) Рационализм противостоящий фидеизму (всё необходимо рационально обосновывать)

 

 Джон Локк (1632–1704). Локк – первый, кто детально разработал теорию сенсуализма нет и не может быть врожденных идей (против Декарта и Лейбница). Он считал, что душа - tabula raza. Все человеческое знание из опыта. Еще: Бэкон, Гоббс, Беркли.

Рационалисты: Сократ (прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя), Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель.

Ступени человеческого познания.           

1) чувственное познание

2) мышление (в свою очередь делится на рассудочное (рациональное) и разумное (интеллект))

Чувственным познанием мы управлять не можем, поэтому метода чувственного познания не существует. Существует только метод мышления. Материал для мышления поступает в рез. опыта; мышление не имеет прямого выхода к внешнему миру

Чувственное познание и его формы.

Чувственное познание– реакция человека на внешнее воздействие, и в круг вопросов философии, вообще говоря, не входит. Скорее, это физиология органов чувств и психология:) Где философский аспект? В вопросе: «Только ли чувство является источником знания»?

 

1) Ощущение – отражение отдельных свойств предметов. Но как таковых свойств в мире нет – есть только предметы, ими обладающие.

2) Восприятие – целостный образ предмета, комплекс ощущений, но не сумма. Во время восприятия создается энграмма – мозговой  отпечаток.

3) Представление  возникает при специальном возбуждении энграм, то есть образ мира возникает при отсутствии воздействия мира на органы чувств! При перевозбуждении – галлюцинации:)

Сенсуализм и его основные виды.

1. (общее для всех): восприятие, ощущения – источник знаний.

2. Что является источником ощущений? Природа ощущения, восприятия?

 

Есть 3 точки зрения:

1) Источник ощущений – предметы внешнего мира. Ощущение, восприятие – образы внешних предметов. Материалистический сенсуализм

2) Кроме ощущений ничего не существует, мир есть комплекс ощущений, что и составляет внешний мир. (Джордж Бекон, Беркли.) Субъективный идеалистический сенсуализм

3) Не можем знать ответа на вопрос об источнике ощущений. (Давид Юм). Агностический сенсуализм

Проблема природы ощущений и восприятий.            

Есть предмет восприятия (ПВ), есть восприятие предмета (ВП). Есть яблоко и восприятие яблока. Проблема – соотношение между восприятием и предметом. Предмет материален, восприятие духовно. Иначе говоря, вопрос о природе восприятия – это аспект ОвФ.

Предмет восприятия и восприятие предмета – это одно и то же или не одно и то же? Казалось бы, одно материальное, другое духовное, очевидно же эти понятия из разных плоскостей! Но всё же…

Восприятие есть копия образа предмета. Тогда что содержание восприятия? Предмет. А предмет объективен. Вытащенный пример: я и моя фотография.

В предмете есть объективное, не зависящее от восприятия содержания.

Если отождествить Восприятие Предмета и Предмет Восприятия – получим суб. идеализм. Семёнов считает, что на самом деле ВП и ПВ это одно и то же, но не ТОЛЬКО одно и то же. Если абсолютизировать другую сторону (что ВП и ПВ это абсолютно не одно и то же) – получим учение Беркли и Канта.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!