Вопрос. СИНЕРГЕТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ.



Синергетика – научная дисциплина 20 века, изучающая процесс самоорганизации в сложных открытых развивающихся системах. Термин синергетика от латинского – совместное действие (синергия).

Основатель: Пригожин, Хакен

Принцип синергетики: самоорганизация материи, спонтанное формирование сложных систем.

Процессы сложных систем делятся на: процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния. Характеристики: равновесность, линейность. Процессы протекающие в открытых системах в которых при определенных условиях из хаоса могут возникнуть упорядоченные структуры. Характеристики: неравновесность, нестройность. Их называют диссипативные структуры. Спонтанно происходит самоорганизация систем. Развитие – переход от одного порядка к другому. Происходит постоянное взаимодействие порядка и хаоса. Пригожин «порядок из хаоса» - порядок и хаос заменяют друг друга, все вместе это выражает внутреннюю активность. Большинство систем – открытые живые системы, имеют сложный характер, развитие характеризуется нелинейностью.

 

 

Вопрос. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ В МЕДИЦИНЕ.

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи причинной обусловленности явлений. Все в мире взаимосвязано, имеет причину и следствие.

Индетерминизм – методологическая позиция, в которой отличается характер причинно-следственных связей. Фатализм – причина определяет причину с жесткой необходимостью, случайность полностью отрицается. Телеология – учение о целевом характере причинности. Причинность одна из важнейших категорий. Беспричинных явлений не существует. Причинность связана с категориями времени. Причинность – категория для обозначения генетической связи явлений при которой одно явление причинно, при наличии определенных условий с необходимостью порождает и вызывает к жизни другие явления , следствия.

Признаки причинности:

1.причина порождает следствие

2.однонаправленность временная ассиметрия

3.необходимый характер при определенных условиях

4. пространственная и временная непрерывность

Причины материальные и идеальные, информационные и энергетические. Причина порождает следствие или несколько причин порождают одно следствие; одна причина вызывает несколько следствий. Причина предполагает наличие условия и повода. Условия – внутренние связи и внешние факторы, при которых возможно развитие причин.

Повод – явление которое не вызывает следствия , но срабатывает как пусковой импульс, развязывает действие всего причинного комплекса.

 

 

ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. АГНОСТИЦИЗМ.

АГНОСТИЦИЗМ – учение в гносеологии отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества.

Представители: субъективные реалисты, позитивисты, материалисты. Истину трактуют как опытную подтверждаемость, результат соглашения между учеными, логическая справедливость.

Пример агностицизма: философия Канта. Кант утверждал, что мир есть вещь в себе. Мы познаем явления, формирование явлений зависит от организации нашего разума. Трансцендентальное сознание – выдвинутый им термин. Пространство и время – формы восприятия мира.

Физиологический идеализм. Близок к философии Канта. Выдвинут в 19 веке Мюлером, который выдвинул положение о специфическом положении органов чувств, которые играют роль в восприятии ощущений.

Теория иероглифов.  Выдвинул Гемгольц: чувственные впечатления есть отметки качеств внешнего мира, знаки истолкованию которых мы учимся на опыте.

Конвенционализм.  Возник в 20 веке. Научная теория и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Гносеология – изучает всеобщее, которое характеризует познавательную деятельность человека, так и особенности познания в разных видах деятельности.

Виды знания и познания:

1. научное знание – характеризует точность, эмпирическую подтверждаемость

2. художественное познание – выражается в художественных образах

3. религиозное знание – знание о Боге Ичеловеке

4. практическое знание – некоторые знания получают в общении с людьми достигшими успеха.

Эпистемология – теория научного познания. Психология, физиология, кибернетика, история культуры, социология – изучают познание.

2 точки зрения на познание:

1.реалитическая

2.агностицизм – учение , сущность вещей не познаваема, познаем лишь явления. Кант полагал , что мир вне нас, в себе, он влияет на нас. Мюллер и Гемгольц выдвинули теорию о специфической энергии органов чувств, которые вызывают ощущения, связывают их специфической энергией. Ощущение это знание о действительности. Субъект – источник целенаправленной активности , носитель предметно-практической деятельности оценки и познания. Общество – это универсальный субъект, так как в нем объединены субъекты всех других уровней, вне общества нет познания и практики. Объект – то ,что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая , познавательная и оценочная деятельность.

Предмет – то как субъект видит этот объект.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!