ВОПРОС. РУССКИЙ КОСМИЗМ: ФЕДОРОВ, ЦИОЛКОВСКИЙ, ВЕРНАНДСКИЙ.



Федоров Николай Федорович (1828 – 1923) пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все "из ничего", а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Ключевую роль в учении Федорова играла ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ. Воскрешение, по Федорову, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние не только всех людей, независимо от их звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т.е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидания чуда, а предполагает активную человеческую деятельность в этом направлении. Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом воскрешения. Наиболее фантастическая и утопическая часть его философской системы: разработка проекта воскрешения предков, которым предусматривалось выявление и собирание всех атомов и молекул, некогда входивших в состав умерших организмов. Концепцию "общего дела" Федоров не сводил к воскрешению предков. ОБЩЕЕ ДЕЛО - ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЕОБЩАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРИРОДЫ, УПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СИЛАМИ. Она, по мнению философа, имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект подразумевал психофизиологическую. Внешняя регуляция простирается от Земли ко всему целостному миру - Космосу. Она имеет три ступени:

– метеорическую, объектом которой является Земля,

– планетарную (солнечная система),

– всеобщую космическую (бесконечная Вселенная).

На последней ступени Федоров считал вполне возможным сдвинуть Землю с постоянной орбиты и отправить ее в космические просторы по сознательно прокладываемому курсу, т.е. превратить нашу планету в космический корабль - "Земноход".

Циолковский (1857 – 1935). Основатель российской космонавтики, жил в Калуге. Был убежден, что мы во вселенной не одни и человечество обязательно столкнется с другими цивилизациями. Абсолютно неживой материи не существует, в основе всего лежит «атом». Не верил в бессмертие души. Этическая задача человека: чтобы условия жизни поддерживали состояния атомов.

Вернандский(1863 -1945). Биолог и геолог. Создал учение о ноосфере – сфере разума – область планеты охваченная разумной человеческой деятельностью. Овладевая знаниями природы и техники, человек все больше преобразует окружающую среду согласно своим потребностям. Наука имеет цель к расширению.

 

ВОПРОС. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЫТИЯ.

БЫТИЕ – наиболее абстрактная и исходная философская категория. Бытие – все что существует в его взаимосвязях. Включает все то что существовало, существует. Проблема бытия поставлена другими древними философиями. Проблема субстанции ставится широко.

 

 

Философские учения:

1) материалистическое ( материя первична)

2) идеалистическая (духовное первично)

Проблема онтологии – проблема единства мира

1) монотеистическое учение – существование 1 единоначала

1. Идеалисты

2. Материалисты – опирались на данные естественных наук

2) дуалистическаое учение

3) политеистическое учение

Проблема упорядоченности мира. Детерминизм – мир упорядочен, в нем все причинно-обусловлено, взаимосвязано.

Индетерминизм – представители отрицают объективный характер явления.

Виды бытия:

1. Бытие вещей и состояний природы

2. Бытие человека

3. Бытие социального: общество как особая реальность.

4. Бытие духовного и идеального (сознание : индивидуальное – внутренний мир человека,

Общественное – искусство, наука, мораль,философия, религия.

 

 

ВОПРОС. МАТЕРИЯ, КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Этапы развития представлений о науке:

1. Наглядно-чувственные представления: в ранних греческих философских учениях под материей понималась вода, огонь. В античной философии 15 века до нашей эры появился Демокрит: все состоит из атомов.

2. Этап вещественно-субстратного представления. Наибольшего расцвета достигло в трудах Ламетри, Гальбаха, Руссо.

3. Философско-гносеологическое. Сформировалось в начале 20 века под влиянием научно технической революции, когда было открыто строение атома.

Материя обхватывает множество объектов и систем мира. Является субстанциональной основой свойств и типов движений. Материя характеризует материальное единство мира: в мире нет ничего, что не было бы определенным состоянием материи. Материя не сотворима и не уничтожаема, она бесконечна во времени и пространстве.

Свойства материи:

1. Структурность

2. Способность к самоорганизации

3. Движение

4. Способность к отражению, высшей формой которой является человеческое сознание

Соотношение материального и идеалистического:

В онтологическом аспекте материя является субстанцией (материальное, духовное зависит от нее). Человеческое сознание – результат длительного развития мира. Сознание предполагает наличие субстанциональной основы. Признают бессмертность души. Сознание и человечество призвано осмысливать материальный мир.

В гносеологии: сознание и материя противоположны , т.к.:

1. Духовное не обладает свойствами материального

2. Сознание наделено мощной преобразующей силой над материальным миром

3. Самосознание человека отличается от духовного развития мира

Идеальное обладает качественной характеристикой по отношению к материальному.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!