Лоренцо Бернини – мастер высокого барокко. Скульптурные работы Бернини.



БЕРНИНИ, ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО (Bernini, Giovanni Lorenzo) (1598–1680), итальянский скульптор, архитектор и рисовальщик. Родился в Неаполе 7 декабря 1598 в семье флорентийского скульптора Пьетро Бернини; в 1604 семья переехала в Рим. Джан Лоренцо учился у отца, а также изучал античную и современную итальянскую скульптуру и произведения Микеланджело. В 1619–1625 работал по заказам семейства Боргезе (эти произведения хранятся на вилле Боргезе в Риме). На всем протяжении своего творческого пути он пользовался покровительством пап и аристократии как в Италии, так и за ее пределами. В 1665 мастер был приглашен во Францию Людовиком XIV для перестройки Лувра. Несмотря на то, что его проекты не были осуществлены, они сыграли значительную роль в распространении стиля римского барокко в других странах.

Типичные для творчества Бернини задачи и пути их решения демонстрируют произведения, выполненные им для собора св. Петра (1657–1666). Огромный киворий над алтарем отмечает центр пространства интерьера главного храма католического мира. Бернини применил для его украшения золото и другие драгоценные материалы. Роскошь и великолепие должны были служить прославлению престола св. Петра. Статуя св. Лонгина господствует в отведенном для нее пространстве благодаря характерному приему, использованному скульптором: формы и складки драпировок подчинены энергичному диагональному движению

Среди архитектурных произведений Бернини: площадь св. Петра, палаццо Киджи-Одескальки, вилла Барберини и церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1658). Для них характерен крупный масштаб, эффектные драматические контрасты и соотнесенность здания с окружающей средой.

 

Особенности художественной культуры Фландрии

17 век был временем создания национальной художественной школы живописи Фландрии. Как и в Италии, господствующим направлением здесь стало барокко. Однако фламандское барокко во многом существенно отличается от итальянского. Барочные формы наполнены чувством клокочущей жизни и красочного богатства мира, ощущением стихийности силы могучего человека и плодоносящей природы. В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем это было в Италии, получают развитие реалистические черты.
Особенности художественной культуры Фландрии — жажда познавания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность — с наибольшей полнотой выразились в живописи. Фламандские живописцы запечатлели в своих полотнах опоэтизированную чувственно-материальную красоту природы и образ цельного сильного человека, исполненного здоровья, неиссякаемой энергии.

Задача украшения родовых замков, дворцов аристократии и богатого городского патрициата, а также католических храмов способствовала широкому распространению в живописи мощного декоративизма, основанного на колористических эффектах.
Период расцвета национальной культуры и искусства Фландрии охватывает первую половину 17 в., он обусловлен особенностями ранней буржуазной революции конца 16 в. Северные провинции Нидерландов, завоевавшие в борьбе против испанского владычества независимость, образовали Голландскую буржуазную республику. Феодальное дворянство южных провинций Фландрии вместе с крупной буржуазией пошло на компромисс с испанской монархией — во Фландрии сохранялся испанский протекторат, господство католической церкви, феодальные порядки. Торговое значение городских коммун ослабело, хотя они не утратили экономической роли и оказывали воздействие на формирование национальных черт народной фламандской культуры.
Поражение освободительного движения в Южных Нидерландах не смогло остановить роста экономики страны. Пробудившаяся в ходе революции духовная энергия народа создала почву для мощного подъема творческих сил, что обусловило бурный расцвет фламандской культуры и искусства. Фландрия — страна крестьянства — славилась возникшими еще в средневековье своеобразными формами народной праздничной культуры, в которой ярко проявлялся культ природы, стихийных могучих сил человека, связанных с прославлением плодородия. Массовые карнавальные действа, свадьбы, игры, празднества бобового короля были излюбленными в народе. Они порождали образы и темы, ставшие типичными для фламандской живописи 17 в., оттеснявшими религиозную живопись с ее догматическим католическим содержанием.

Живопись
В начале 17 в. во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко.
Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 в. стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

8, П.П.Рубенс, как глава фломандской школы живописи.
(28 июня 1577 — 30 мая 1640)
Стал создателем стиля, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Один из его величайших поклонников, художник Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Особенности рубенсовского барокко:
- любовь к изображению крупных тяжелых фигур в стремительном движении, создание на полотне эмоционально заряженной атмосферы.
- резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски.
- стремление к переработке итальянских впечатлений в духе местных фламандских художественных традиций.
- театральность композиций, драматизм, бурное движение, яркие цветовые контрасты.
- жизнеутверждающий реализм, преобладание чувства над разумом, сильных страстей над логикой и рассудком.
- в отличии от испанского барокко - отсутствие мистики и экзальтации, зато - почти языческий культ тела, физической силы, страстность, упоение природой, прославление национального типа женской красоты: светловолосая голубоглазая брабантка с пышными формами.

Особенностью творческого метода Рубенся является слияние традиций разных школ:
1) традиции старонидерландских мастеров 15-16 века (работа на досках, использование белого грунта)
2) традиции южных итальянцев – изучает живопись Тициана, Тинторетто, Микеланджело, интересуется современными мастерами – Караваджо.
Рубенс – большой знаток античного искусства, обладал широким творческим диапозоном: писал картины на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, портреры и пейзажи. Здесь работы разного типа, характера и назначения - монументальные алтарные образы и небольшие «кабинетные» картины, проекты сложных декоративных ансамблей.
Особенность его художественного метода являлось совмещение реального и идела.
Новые изобретения – композиционные приемы и мотивы.
Женщины Рубенса.

Величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм.
По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения.
Почему они такие пышные? - Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать. Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела. Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.
Мифологическая тематика:
1. Отбор наиболее динамичных сюжетов – похищения, сражения, нападения сатиров на нимф, вакханалии, охота на львов, поэтизация чувственной стихии.
2. Мифологические образы приобретают земную, чувственную достоверность («Персей и Андромеда»): яркий пример высокого мастерства Рубенса.
Пейзажи
чувство реализма и постоянное жизнеутверждение, передача подлинно народного восприятия природы в лучших традициях Питера Брейгеля Мужицкого: пристальное внимание к деталям, восприятие природы как храма, сотворённого Создателем.
Алтарные образы.
Среди них выделяются триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста», написанные для Кафедрального собора Антверпена.
«Водружение креста».
Парадный барочный портрет
величие передаётся позой, костюмом, деталями обстановки, а так же – тонкий психологизм (автопортрет 1637-1640г., портрет камеристки инфанты Изабеллы 1625 г.).

Стеновский период
В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный приблизительно в 20 милях к югу от Антверпена. Живя в замке, он очень полюбил писать местные пейзажи. Живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 706; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!