Никола Пуссен – основоположник классицизма во французской живописи.



Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер строгой, уравновешенной композиции. Одним из первых оценил изобразительные возможности локального цвета. Воплотил в своей живописи формулу классицизма:"благородная простота и спокойное величие", которая стала альтернативой формуле барокко - "благородная сложность и беспокойное величие".

Непроизвольно он испытывает и влияние Караваджо, которого как будто бы не принимал, однако следы караваджизма есть и в 'Оплакивании Христа' (1625 - 1627), и в 'Парнасе' (1627 - 1629).

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история. Новый и Ветхий завет. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык.

Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика, то, что на языке искусствоведов называется 'линеарно-пластическим началом', прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров.

Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармонический мир в себе, не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко. Таковы 'Смерть Германика', 'Танкред и Эрминия'. Написанная на сюжет поэмы итальянского поэта XVI в. Торкватто Тассо 'Освобожденный Иерусалим', посвященной одному из крестовых походов, картина 'Танкред и Эрминия' лишена прямой иллюстративности. Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма. Пуссен избирает этот сюжет, потому что он дает ему возможность показать доблесть рыцаря Танкреда, найденного Эрминией на поле брани, страстность и силу чувства Эрминии, отрезающей волосы, чтобы перевязать раны героя и спасти его.

Композиция строго уравновешенна. Форма создается прежде всего линией, контуром, светотеневой моделировкой. Большие локальные пятна: желтое в одежде слуги и на крупе лошади, красная одежда Танкреда и синий плащ Эрминии - создают определенное красочное созвучие с общим коричневато-желтым фоном земли и неба. Все поэтично-возвышенно, во всем царит мера и порядок.

Рококо – придворно-аристократический стиль.

Рококо - стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин "рококо" возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины - его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного "века" рококо становится "искусство как наслаждение", цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо

Рококо - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и другихстранах. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. С началом нового, XVIII столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 году короля-солнца Людовика XIV, в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги, предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Рококо - порождение исключительно светской культуры, ещё уже - двора, французской аристократии, тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее её развитие. Рококо (или рокайль - от названия орнаментального мотива) - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Развивалось главным образом в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в изобразительном искусстве. Рококо получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Рокайль (от фр. rok - скала, утес) - главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов - гротов деталями, имитирующими природные элементы - морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Этим объясняется происхождение название рокайль. В последствии этот термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину, камень. В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Рассмотрим подробнее столь необычный и своеобразный стиль в различных направлениях искусства.

Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Надо отметить, что художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Все, что невозможно выразить языком жеста, взгляда, позы, поворота, движения, ракурса, раскрывается средствами живописи, легким вибрирующим движением мазка, колорита, трепетного, мерцающего, зыбкого.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!