Творчество Жана Антуана Гудона. Связь искусства Гудона с идеологией просветителей.



Скульптор нового поколения. Он отвергает идеи и утонченные формы рококо. Обладатель трезвого ума и реалистического мышления, что способствовало преодалению условий старой манерной школы и риторических крайностей нового классицизма. Природа для него важнее каких-либо образов. Ученик Пигаля и академии в Риме, он много копирует и изучает древность. Но это становиться для него лишь опытом, а не давящим идеалом. Много участвовал в паталого-анатомических опытах, работал в римском анатомическом театре. Как следствие этого в 26 лет он создает «Экорше» -изображение мужской фигуры без кожи , с открытыми мускулами. Основательность технических знаний и внимание к за кономерностям природы – важнейшая основа будующей деятельности Гудона.

Расцвет портретного жанра приходит на революционный период. Убрав все атрибуты с лица и головы скульптор позволяет сосредоточиться на личности человека.

Один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета XVIII века, Гудон создал галерею ярких образов деятелей Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в них деятельное начало, незаурядность характеров: бюсты Жана Жака Руссо (гипс, 1778, Художественный музей, Шверин) и Оноре Габриеля Мирабо (терракота, 1791, Лувр, Париж), бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; терракота, Музей Фабре, Монпелье), бюст Наполеона I (терракота, 1806, Музей изящных искусств, Дижон).

Также создал памятник Джорджу Вашингтону (мрамор, 1788, установлен в 1796 в Ричмонде). Скульптурам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, прямая обращенность портретируемого к зрителю. Естественной простотой и лиричностью отличаются женские и детские портреты Гудона (“Портрет жены”, гипс, 1787, Лувр, Париж).

Терракотовый бюст французского философа Дени Дидро, исполненный Гудоном в натуральную величину, еще хранит следы рук скульптора, лепившего из сырой глины. Глаза Дидро устремлены мимо зрителя, подчеркивая границу между миром писателя и нашим. Подобно древнеримским бюстам, скульптура, для которой терракотовый бюст служил эскизом, имеет безупречно гладкую поверхность, однако менее тщательное моделло позволяет понять изнутри самый процесс воплощения художественной идеи в объемной форме. Гудон, самый знаменитый французский скульптор XVIII века, чуть не попал в тюрьму во время революции. Среди его работ преобладают портреты, в том числе некоторых великих людей его времени. Слава Гудона была такова, что американцы заказали скульптору статую своего полководца, Джорджа Вашингтона, в честь его победы в Войне за независимость в Северной Америке; скульптура стоит в Капитолии в Ричмонде, штат Виргиния.

Классицизм конца XVIII в. во Франции.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый)- стиль в европейском искусстве, особенностью которого было обращение к античному искусству как эталону и идеальному образцу. В XVII веке классицизм стал официальным искусством французской абсолютной монархии. Первоначально был оппозицией по отношению к пышному, эмоциональному и виртуозному искусству барокко, однако во второй половине 17 века черты барокко проявились в архитектуре Версаля. К началу XIX века классицизм выродился в холодный официальный академизм.

Представители:

- живопись: Никола Пуссен, Клод Лорен, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов.

- скульптура: Антонио Канова, Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос, Бертель Торвальдсен (Дания).

Вторая половина XVII столетия - время правления Людовика XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма, "великий век". В искусстве происходит процесс регламентации (формирования чётких художественных канонов и складывания иерархии жанров). Художественная деятельность оказывается в подчинении и под контролем со стороны королевской власти. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм.

 В изобразительном искусстве и архитектуре проявились следующие эстетические принципы:

- использование архитектурных форм и художественных образов античного искусства для выражения эстетических взглядов и политических идеалов XVII века и прославления французской монархии в лице Людовика XIV.

- стремление к скульптурной ясности форм, пластической завершенности рисунка, к простоте и уравновешенности композиции, склонность к отвлеченным идеализациям. Отсюда – популярность аллегорических образов. Аллегория (греческое allegoria - иносказание) - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Связь между идеей и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность, лиса – хитрость, заяц-трусость и т.д.). Аллегория в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для искусства средневековья, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

 

- в основу эстетики классицизма были положены принципы рационализма Р. Декарта и в искусстве Франции стал формироваться идеал героического человека и этика долга:
- в основе мира чувственно воспринимаемых явлений лежит некий мировой разум. Всякое явление в таком мире – нравственное, художественное, экономическое, политическое - должно протекать в полном соответствии с рациональным законом, который диктуется мировым разумом.
В применении к человеку это означало, что идеальный человек (в отличие от реального) должен подчинить все свои поступки всеобщему закону, который диктуется мировым разумом.

Такой человек должен:

- принести все свои индивидуальные интересы в жертву общественным, отказаться от личного счастья во имя исполнения морального долга.

- он должен быть абсолютно мужественным перед лицом испытаний во имя всеобщего блага и руководствоваться при этом принципом кристальной моральной чистоты, исключив любые колебания между долгом и чувством, любые сделки с совестью,

- он должен предпочесть всеобщее благо вместо личного, гражданский долг вместо родственного, как бы это ни было тяжело.


Один из лидеров классицизма, выдающийся французский художник Давид, показал на практике, что всё это значит. Когда во время Французской революции 1789-1794 годов один из близких ему художников обратился к нему с просьбой помочь в спасении от гильотины сестры, обвиненной в монархическом заговоре, и с этой целью ходатайствовать перед Робеспьером, Давид, пользовавшийся большим влиянием в революционном руководстве, с суровой твердостью ответил, что для него близкими являются республиканские принципы, что он непримипимый враг монархии и считает действия правительства справедливыми, и принципиально не будет просить главу государства о такой услуге.
- человек классицизма отличается от человека барокко не только отсутствием у него тяги к чувственным удовольствиям, но и характером самого героизма: мотивом героических поступков теперь является не жажда острых ощущений, а служение закону, установленному мировым разумом.

- Отсюда – основа художественного мировоззрения классицизма: "подражание разумному в природе", торжество разума и порядка над хаосом страстей и эмоций. Художественное произведение становится плодом исключительно разума и логики, а не чувств, не рождается стихийно, а выстраивается согласно заранее продуманному замыслу.

- эстетической ценностью может обладать лишь вечное, неподвластное времени. Поэтому традиционная тематика живописи: мифология, история, Новый и Ветхий завет.

 

- большое значение имеет общественно - воспитательная функция искусства, которое предлагает этические нормы, способные воспитать героя: стойкость и мужество перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общественному, страстей – долгу, самоотверженность, способность к подвигу.

 

Всё это отразилось на нормативных требованиях эстетики классицизма:

- строгая иерархия жанров:

- "высокие" - исторический, мифологический, религиозный. В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление о ней как об идеале гармонии и совершенства считалось эстетическим эталоном (идиллический и героический пейзаж).

- "низкие", или "малые" (пейзаж, портрет, натюрморт).

 

- основой живописного произведения классицизма становится мера, порядок и композиционная уравновешенность.

 

- В живописи главное значение приобрели логическое, последовательное развертывание сюжета, торжественная размеренная повествовательность, четкая передача объема с помощью светотени, подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).

- в пейзажах - четкая разграниченность планов, которая выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.

Теоретические каноны классицизма проводились в искусство основанными в Париже Королевскими Академиями - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

 

Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1931; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!