Развитие реализма во французском искусстве XVII в. (Жак Калло, Братья Ленен).



Реалистические течения во французском искусстве, идеологически связанные с более демократическими слоями французского общества, выдвинули в первой половине 17 века ряд крупных и разнообразных мастеров. Подавляющее большинство французских художников-реалистов были уроженцами провинциальных городов, многие из них сформировались и работали вдалеке от столицы. Это дает основание говорить об известном контрасте между придворным барочным искусством того времени и провинциальным реалистическим.
Жак Калло. Одним из первых встает на путь реализма крупнейший французский график 17 века — Жак Калло (1592—1635). В историю искусства Калло вошел исключительно как график. Созданное им огромное количество рисунков и гравюр отличается исключительным для того времени тематическим разнообразием. Хотя в искусстве Калло библейские сюжеты играют сравнительно большую роль, однако особенное внимание мастера привлекает современная действительность. Еще во Флоренции Калло выполнил свою первую графическую серию «Каприччи» (ок. 1617 г., 50 листов), в которой запечатлел самые разнообразные сцены и образы флорентийской жизни. К раннему периоду творчества относятся серии: «Нищие», «Горбуны», а также ряд листов, изображающих персонажи итальянской комедии. В работах Калло, одного из своеобразнейших и оригинальных художников прошлого, острая и живая жизненная наблюдательность сочетается с мастерством повествования, тонким юмором и подчеркнутой выразительностью образов. Последняя во многом обусловлена его мастерством в передаче движения. Характерным образцом ранних жанровых работ Калло может служить «Ярмарка во Флоренцию) — многофигурная сцена довольно большого формата. Для этого листа, как и для других подобных работ Калло, показательны панорамность в трактовке пространства и виртуозное мастерство в передаче толпы. Калло смело и уверенно оперирует большими массами фигур, вместе с тем его композиция характеризуется необыкновенным разнообразием мотивов и богатством отдельных деталей. Живость общего сочетается в них с остротой отдельных характеристик. Последняя в полной мере присуща и однофигурным изображениям Калло. Удлиненные пропорции фигур, несколько утрированные движения, вычурные силуэты роднят искусство Калло с традициями маньеризма, однако в основе его работ всегда лежит непосредственное наблюдение действительности, и реалистические тенденции оказываются в них определяющими. Калло очень оригинален и нов не только в выборе сюжетов, но и в технике. Он пользуется в основном техникой офорта, иногда комбинируя ее с приемами резцовой гравюры. Манера Калло свободна и разнообразна, его гравюры обычно отличаются большой живописностью и интенсивностью переходов светотени.
После переезда на родину искусство мастера становится все более серьезным и содержательным. Многочисленные жанровые композиции этого времени часто посвящены народной жизни и свидетельствуют о демократических симпатиях Калло и остроте восприятия темных сторон действительности («Нищие и умирающие» и др.). Центральными работами позднего периода творчества Калло являются две серии — «Большие и Малые бедствия войны» (1630-е годы), выполненные под впечатлением событий тридцатилетней войны, в частности вторжения французских войск на родину художника Лотарингию. Мастер с большим драматизмом и выразительностью рисует сцены мародерства, пыток, кровавых расправ — все бедствия, которые приносит война простому пароду — подлинному герою его листов. Гуманизм и демократизм Калло в трактовке военной тематики не имеют аналогий в искусстве его времени.
В поздний период творчества Калло обращается и к пейзажам, в которых достигает большой убедительности в передаче пространства и воздушной перспективы («Новый мост в Париже»). Реалистические пейзажи Калло являются важным этапом в развитии французского пейзажного искусства.

Старший брат — Антуан Ленен — писал главным образом небольшие по размеру групповые портреты или жанровые сцены из жизни крестьян и мелкой буржуазии. Он значительно уступает своим младшим братьям в профессиональном мастерстве, однако его искусство подкупает своей простотой и непосредственностью.
Средний брат — Луи Ленен — может быть назван в числе крупнейших французских художников 17 века. Своей известностью в наше время братья Ленен обязаны именно ему. В творчестве Луи Ленена ведущую роль играют жанровые сюжеты из жизни крестьян. Он справедливо считается создателем крестьянского жанра во французском искусстве. Для Луи Ленена характерны картины небольшого формата. Его композиции, как правило, малофигурны и отличаются четкой иостроенностыо и монументальностью. Они обычно очень спокойны, художник почти не вносит в них элемент действия. Сюжеты его картин обыденны и просты; он изображает крестьян отдыхающих («Крестьяне перед домом», Бостон, музей), собравшихся за скромной трапезой («Трапеза крестьян», Лувр) или занятых мирной бессдой («Фламандский интерьер», Лондон, частное собрание). В картинах Луи Ленена отсутствует всякое стремление к занимательности или анекдотичности. Его искусство серьезно, просто и вместе с тем торжественно и значительно. Никто из современников Луи Ленена не изображал крестьян так правдиво и точно. Художнику одинаково чужды и стремление к идеализации и сентиментальность, свойственные Тснирсу в изображении крестьянской жизни, и гротеск и шарж таких мастеров, как Браувер или Остаде. В основе искусства Луи Ленена лежит глубокое знание крестьянской жизни, которую он передает не только с большим сочувствием, но и с уважением. Не приукрашивая облик и быт крестьян, художник умеет подчеркнуть их достоинство и значительность. Утверждение моральной и художественной ценности простого человека является важнейшим вкладом Луи Ленена в художественную культуру Франции.
Работы Луи Ленена отличаются большими художественными достоинствами. Мастерство композиции сочетается в них с точностью рисунка и высокими качествами живописи. Его живописная манера характеризуется мягкостью и обобщенностью, а сдержанный колорит — тонкостью красочных сочетаний и богатством оттенков. В тех случаях, когда Луи Ленен изображает сцены в интерьере, он придерживается коричневатого колорита («Посещение бабушки», Эрмитаж), в сценах на открытом воздухе преобладает серебристая тональность. Следует отметить мастерство Луи Ленена в передаче света: трактовка светотени в его работах отличается разнообразием и мягкостью («В кузнице», Лувр). В поздних работах мастера возрастает интерес к пейзажу, что показательно, в частности, для одной из лучших его картин — эрмитажного «Семейства молочницы» (1640-е гг.). Небольшая по размеру, она отличается монументальностью композиции и удивительной цельностью построения. Компактная группа фигур — крестьян и ослика рисуется на фоне равнины. Уходящее вдаль пространство пронизано серебристым утренним светом. Природа и люди дышат мирным спокойствием'. Проникновенно раскрывает художник несложный, но по-своему привлекательный и ценный внутренний мир своих героев. С присущей Луи Ленену материальностью написаны и фигуры и натюрморт, а утонченное богатство сдержанного колорита предвосхищает колористические достижения французских живописцев 18 века.
Народно-демократическое в своей основе творчество Луи Ленена является высшим достижением французского реализма первой половины 17 века. Но во второй половине столетия его искусство оказалось глубоко чуждым господствующим художественным вкусам французского общества, и Луи Ленен был забыт вскоре после своей смерти. Непосредственных продолжателей и учеников он почти не имел, и лишь в 18 веке в творчестве крупнейшего мастера реализма Шардена получают развитие лучшие черты его искусства.
Младший брат — Матье Ленен — надолго пережил своих братьев, и его творчество претерпело заметную эволюцию. Начав с жанровых картин из крестьянской жизни, близких к работам Луи Ленена, но уступающих им по мастерству выполнения, он в дальнейшем становится мелочным бытописателем светского общества и одним из популярных портретистов середины века.
Развитие Матье Ленена от строгого реализма его старших братьев к идеализирующему, поверхностному, лишенному большого своеобразия стилю показательно для эволюции художественных вкусов французского общества в середине и второй половине 17 столетия.

Творчество Жоржа де Латура.

Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах. Для его картин характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

Сильное влияние караваджизма испытал и такой выдающийся мастер, как Жорж де Латур (1593 – 1652). В искусстве Латура нашли выражение самобытные черты складывающейся национальной французской живописи XVII века.

Латур создал несколько полотен жанрового характера, но главным образом писал картины на религиозные сюжеты. То, что он провел жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. В наивности его образов, в оттенке религиозного воодушевления, который можно уловить в некоторых его произведениях, в подчеркнутой статичности образов и в своеобразной элементарности художественного языка еще сказываются в какой-то степени отголоски средневекового мировосприятия. Латур любил писать картины больших размеров, где изображение нескольких крупных фигур обладает почти скульптурной объемностью. Пластичность их форм подчеркнута контрастами света и тени, поскольку почти все из известных нам произведений мастера передают ночное освещение. Свет у Латура приобретает особое значение. Рассеивая тьму, идущий широким потоком, он подчеркивает строгую простоту и лаконизм композиции; под действием света загораются, бросая теплые рефлексы на лица, глубокие, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Свет у Латура становится главным средством эмоционального воздействия картины, создает впечатление торжественного величия, глубокой содержательности происходящего. Между тем в его полотнах нет активного действия, искусство мастера словно следует спокойному естественному течению жизни. Образы Латура взяты из самой реальности, он пишет с натуры, запечатлевает облик окружающих его людей, возможно, своих детей. Многие из его картин на религиозные сюжеты кажутся трактованными в жанровом духе. Однако Латур стремится в каждом простом мотиве увидеть нечто возвышенное, важное, значительное, в явлениях жизни передать ощущение своеобразного таинства, и в этом волнующая особенность его искусства.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 999; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!