Болонская академия братьев Карраччи. Творческие приёмы и методы работы.



Формирование и развитие искусства барокко в Италии 17в. Характер синтеза искусств.

Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»

Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. Барокко — это ещё век Разума и Просвещения.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил.художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично.

И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, но мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более непосредственное мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства

Представители:
- Живопись: Микеланджело да Караваджо, Аннибале Караччи, Артемисия Джентилески, Гвидо Рени (Италия), Эль Греко, Диего Веласкес (Испания), Антонис ван Дейк, Питер Пауль Рубенс (Фландрия), Рембрандт Харменс ванн Рейн, Вермеер Делфтский(Голландия).
- Скульптура: Джованни Лоренцо Бернини (Италия).

Формирование стиля барокко имело несколько причин:
1. Кризис идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в., ярко проявившийся в искусстве маньеризма.
2. Первая научная революция, изменившая привычную «картину мира» на рубеже XVI—XVII вв.
Изменяются представления о Боге. Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Становится популярным механистическое мировоззрение. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.
- Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689),
- Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. «Многообразие восприятия повышает уровень сознания» — примерно так говорит философ Готфрид Лейбниц.
- Галилео Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611),
- Антоний Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.
3. Движение Реформации, на какое-то время подорвавшее авторитет католицизма и приведшее к созданию ордена иезуитов, началу контрреформационной реакции и постепенному возрождению католической церкви.
Возникает так называемое «иезуитское барокко» — мистическое, иррациональное по духу и иллюзорно-натуралистическое по форме. Оно получило распространение в Италии и Испании, в Польше, Западной Украине, Прибалтике и Беларуси. Иезуиты строили костелы и коллегиумы (иезуитские школы) по образцу римских, иногда прямо по чертежам, присланным из Рима. Влияние их на местных художников также было велико.
Основные особенности стиля барокко в изобразительном искусстве :
- Идеи Барокко проникали и в живопись, прежде всего связанную с архитектурой.
Плафонные росписи — излюбленный вид искусства Барокко. Их главная задача — создание мистического ощущения пространства, в котором теряются привычные представления о реальной протяженности, специфике объема, цвета, света и плоскости. В барочных интерьерах плафон из завершающего элемента превращается в некое подобие иллюзорного, безграничного, уходящего вверх пространства.
- Для эстетики барокко характерны усложнённая, часто запутанная, композиция, плотные контрастные цветовые массы, неожиданные ракурсы, сложные позы и движения, любовь к изображению движения, пластики, вечной изменчивости, иллюзорности мира.
- стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.
- игра на контрастах и противопоставлениях, напряженность, динамичность образов,
- религиозное барокко: склонность аффектациям, стремление к изображению сильных страстей, чудес и мученичества, склонность к увлечению мистическими и сверхъестественными сюжетами
- реализм и демократизм в светской живописи. Новый персонаж- человек из народа, простолюдин, свободный, с чувством собственного достоинства.

Болонская академия братьев Карраччи. Творческие приёмы и методы работы.

Карраччи (Carracci), семья итальянских художников 2-й половины XVI - начала XVII веков.

На рубеже 16-17 веков в связи с общим культурным изменением и как реакция на маньеризм складывается академическое направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, так называемой Болонской Академии. Основатели (братья Карраччи) стремились к широкому использованию ренесансного наследия, призывая к изучению натуры. Школа эта эклектическая: в конце XVI стол.все роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Карраччи не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе все их лучшие качества. Копируя и сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к возрождению искусства — это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджо с энергией Микеланджело, строгость линий в картинах Веронезе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству". Таково было основное положение новой школы. Академия была открыта в 1585году и была прообразом поздних художественных академий; в академии преподавали: перспективу, анатомию, историю, рисование античных слепков, живопись. Но она подходила к изучению художественного наследия с идеалистических позиций, утверждая достигнутое ранее непревзойденным идеалом. В основе подражания ренесансным художникам лежали принципы изучения натуры. Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев, Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом, касался всего того, в чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики в доказательство правильно понятых уроков учителя воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала Академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т. е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский эклектизм сам по себе не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что благодаря своей методе художественного образования школа Карраччи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства. "Вот почему, — говорит Lanzi, — болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она, изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать их"


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!