Жестикулярная выразительность определяется темпо-ритмическим движением рук.



Одним из ярких средств выражения отношения субъекта к теме общения, к слушателям является жестикуляция. Как показали исследования, особенности движений рук при говорении человек почти не осознает, так как привычка жестикулировать -компонент автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

В деятельности педагога жестикуляция полифункциональна. При ее посредстве он реагирует на характеристики ученического ответа, оттеняет ту или иную мысль своего объяснения, выражает отношение к нарушению учебной дисциплины, осуществляет управляющее воздействие, привлекает внимание, усиливает выразительность своих эмоций и чувств, подчеркивает логико-психологическое ударение и т.д. Жесты усиливают образный план объяснения и повышают эффект запоминания материала учащимися. Жестикуляция как бы принимает на себя функции мышления, помогая ученикам нужным образом активизировать свое мышление. Так, посредством однотипных повторяющихся жестов педагог оттеняет перечень каких-либо пунктов излагаемой на уроке классификации учебного материала; характерным смыкающимся жестом рук подчеркивается соображение о единении частных компонентов определенной системы. Часто в практике учитель применяет жесты достаточно успешно, но ничего об этом не знает, либо жестикуляция идет вразрез с психолого-педагогическими требованиями и снижет эффективность взаимодействия с учащимися.

 

Мимическая выразительность определяется движением мимических мышц лица.

Эта сфера имеет более высокий информационно-выразительный уровень и более высокую силу воздействия. Мимика напрямую связана с внутренним состоянием человека и мало поддается внутреннему сокрытию. Она быстротечна и изменчива, уровень контроля ее не высок и поэтому она трудно программируема.

Внимательность школьников к мимике учителя традиционна и естественна. По ней в наибольшей степени они «читают» состояние и настроение учителя и во многом из полученной таким образом информации выстраивают образ ответного поведения. Зная это, тем не менее, учителю нереально пытаться все время держать под осознанным контролем свою мимику, это будет мешать вести урок. Однако знать свои особенности, иметь адекватное представление о стилевом облике своей мимики для педагога важно. Целесообразно знать преобладающее знаковое эмоциональное значение выражаемых мимикой чувств, меру выразительности, частотность мимических воздействий, индивидуализацию мимики при ее «адресовке» отдельным ученикам.

 

Интонационное поведение определяется характеристиками звуко-воздейственного сигнала.

Интонация органично включается в учительскую речь и обеспечивает ее Бездейственный эффект, выражая отношение говорящего к своим словам и слушающей аудитории.

Интонационное поведение значимо для школьников, поскольку при восприятии учительской речи они в первую очередь стремятся разгадать его личное отношение к сообщаемому. Они исключительно тонко дифференцируют, как учитель говорит, что носит формальный, безразличный, отрицательный или положительный характер - и «выдает» отношение прежде всего интонация. Например, одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. В одних случаях оно выслушивается со вниманием и, если связано с какими-либо их ответными действиями, то они следуют сразу же. В других - реплика учителя утопает в безразличии школьного класса.

 

Саморегуляция речи определяется управлением громкостью Звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикойзнаний. Важным является и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают младшие школьники и подростки.

Квалифицированная саморегуляция учителем речи позволяет значительно повысить потенциал ученического внимания, активизировать мышление и другие познавательные процессы, вызывать стенические чувства и повысить волевую мобилизацию учащихся. Это давно известно и используется, например, в актерской деятельности, а также успешно применялось ораторами древности.

 

Важно понимать, насколько успешно применяется такое парадоксальное явление речи, как пауза.Немалая часть учителей предпочитают не обращаться к ней, полагая, что непрерывный речевой поток - важнейший фактор деловой занятости школьников. Это не так. Ученики, лишенные пауз учительской речи, быстрее устают, их внимание преждевременно ослабляется, и они испытывают затруднения в осознании учебного материала. Пауза необходима для миниотдыха слушателя, для домысливания им обращенной речи и выработки собственной позиции в рамках воспринимаемого материала.

Еще одним показателем выразительности речи является плотность речевого потока.Стремление как можно больше сообщить на уроке не оставляет места для целесообразного варьирования темпа речи в его приуроченности к сложности обсуждаемых вопросов. Не нужно забывать, что при объяснении учителем сложных и важных в познавательном отношении вопросов целесообразно относительно замедленное звучание речи. При об­ращении к иллюстративному материалу ее темп, безусловно, следует повысить. Вывод, ключевое понятие обычно подчеркиваются интонационным акцентом.

Работа - серьезное условие профессионального роста учителя. Помимо самонаблюдений, а также рекомендательных предложений посетивших урок коллег огромное значение для повышения профессионализма имеет наблюдение за учениками. Внимательное восприятие ответной реакции на тот или иной поведенческий ход, динамики поведения, при смене рисунка внешних показателей своего состояния педагогом повышает перцептивную чувстви­тельность педагога, развивает его профессиональную рефлексию.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!