Динамический подход к анализу личности в отечественной психологии.



 

 

В подходе Б.Г. Ананьева к проблеме жизненного пути личности труд является важнейшей составляющей биографии человека, поэтому нужно учитывать соответствующие события и свершения. Эту позицию дополняет динамический подход к исследованию личности Л.И. Анцыферовой, которая пишет о необходимости изучения «личностно-психологической системы обеспечения» разных видов активности – профессионально-трудовой, общественно-политической, познавательной, учебно-образовательной, организационной, воспитательной деятельностей, общения, игры, живого созерцания и др. В подходе Л.И. Анцыферовой личность рассматривается как живая подвижная системная целостность, которая развёртывает, совершенствует, развивает себя в социально значимой совокупной деятельности, реализующей многообразные общественные отношения. Значит, личность необходимо рассматривать в единстве её переживаний, мотивов, представлений и тех форм деятельности и разнообразных внешних обстоятельств, в которые она включается, попадает или которые она формирует. Данный подход развивает идеи С.Л. Рубинштейна о генетическом аспекте жизненного пути, когда требуется учитывать зависимости между поступками, переживаниями, характером личности.

Анцыферовой разработан динамический подход к личности, предопределяющий ее понимание как саморазвивающейся системы, инициатора своего деятельного существования, изменения и поступательного развития. Обосновано положение о том, что развитие личности включает как движение вперед, так и вспять, к прошлому. Интеграция личности с настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей, переходу на новые уровни развития.

Концепция самореализации, как и близкие ей концепции самоактуализации тесно связаны с развитием гуманистической психологии на Западе во 2-й половине ХХ столетия, прежде всего - в трудах А. Маслоу [14]. Однако сходные мысли развивал еще в 1940 году украинский психолог Г. С. Костюк. Рассматривая сложную диалектику влияния наследственности, среды и воспитания на развитие личности, когда приобретенные качества становятся новыми внутренними условиями развития, он пришел к идее саморазвития: "Возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в ее сознательной целеустремленности, в стремлении работать над собой, вырабатывать у себя те или иные качества, руководствуясь определенным идеалом, подчинять своей власти игру сил своей собственной природы. При наличии такой целеустремленности личность до некоторой степени сама начинает руководить своим собственным психическим развитием"

 

Социоэволюционная концепция личности А.Г. Асмолова.

Принципы:

1. Эволюция системы (общества, личности) предполагает наличие взаимовлияющих тенденций к сохранению и изменению системы (ориентировка на дарвиновское учение, изменчивость, наследственность).

2. В любой системе функционируют избыточные, неадаптивные элементы, которые не выделяются, они продвигали прогресс.

3. Необходимым условием развития любых систем является наличие противоречия между адаптивными формами активности, направленными на организацию родовой пр-мы и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

Социо обуславливает характер адаптивности или неадаптивности элементов.

 Индивидуальность личности по Асмолову – это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире:

1. Они присваиваются в ходе жизни в об-ве.

2. Они обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.

3. Воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом, ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Теория личностной атрибуции А.В. и В.А. Петровских.

Личность – это системное качество.

Личность – это «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активного осуществления человеком смысловых преобразований, интеллектуальной и эффективно-потребностной сфер других людей.

Личностная атрибуция – это приписывание личностных свойств.

3 уровня бытия личности:

1. Интраиндивидуальный уровень (что Я для себя означает, как Я для себя выгляжу). Способ бытия – адаптация, человек присваивает определенные социальные нормы и деятельности, какое-то время воспринимает себя как индивидуальность безотносительно других..

2. Интериндивидуальный уровень (между) – человек существует в пространстве межличностных отношений, личность изучается только в системе отношений, в процессе осуществления социальных ролей.

Я среди других.

Способ бытия – индивидуализация, это открытие своего Я в отношениях с другими.

3.Метаиндивидуальный уровень – персонализация, полагание своего бытия в других, Я для других.

Способ бытия – интеграция, влияние на других, изменение их образа жизни.

Человек существует в 3-х уровнях одновременно и какой-то уровень на каком-либо возрастном уровне преобладает.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!