Типы нарушений в семейном воспитании.



/. Имплицитные теории личности ребенка. Образы новорожденного в западной культуре.

Любой ученый подходит к изучению младенчества с определенными соображениями насчет того, какие из особенностей особенно важны и «фокусирует свой объектив» именно на этих особенностях. Так, Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон, Джон Боулб и Жан Пиаже - каждый из них - подчеркивали особый аспект периода младенчества, ибо они принадлежали к разным культурным средам.

Рассмотрим несколько различных теорий, в которых концептуализованы взаимоотношения между взрослым и младенцем.

1. Концепция социального и эмоционального развития 3. Фрейда базировалась на предположении о том, что социальные связи берут начало в удовлетворении элементарных физиологических потребностей. Фрейд считал, что дети рождаются с биологическими инстинктами, требующими удовлетворения. Потребность ребенка в еде, тепле и ослаблении боли представляет собой «стремление к чувственному удовольствию». По мнению Фрейда, биологическим основанием этого стремления является некая физическая энергия, которой он дал название либидо.

С точки зрения Фрейда, в ходе взросления ребенка деятельность, люди и предметы, на которые он направляет биологическую энергию, закономерно изменяются. В период младенчества, по Фрейду, наиболее существенным источником удовольствия являются события, связанные с кормлением (оральная стадия). Когда детей кормят и заботятся о них, энергия (или либидо) начинает фокусироваться на человеке, удовлетворяющем их потребности. Фрейд предположил, что слишком высокий или слишком низкий уровень удовлетворения оральных потребностей может тормозить переход ребенка на следующую стадию развития, т.е. может произойти фиксация или неспособность к переносу либидозной энергии на новые объекты и виды деятельности. Фрейд выдвинул гипотезу о том, что фиксация на оральной стадии вследствие чрезмерного или недостаточного удовлетворения может явиться предрасполагающим факторам к специфическим психологическим симптомам у взрослого. Например, у младенцев, не получавших в достаточной мере удовлетворения, может развиться тяжелая депрессия или шизофрения, а те, кто получал чрезмерное удовлетворение, могут стать крайне зависимыми от других людей.

2. В психоаналитических теориях, основывающихся на теории Фрейда, сохраняется положение о том, что ранее взаимодействие матери и ребенка носит особый характер, являясь необходимым для развития младенца, однако в этих теориях психологическое значение получения ухода от любящего, нежного, внушающего доверие человека считается более важным, чем биологические функции кормления и приучения к туалету. Таким образом, на первый план в этих теориях выступает социальное взаимодействие между матерью и младенцем. Эрик Эриксон полагал, что решающим для развития младенца является появление чувства доверия к другому человеку. Первую фазу развития Э. Эриксон рассматривал как время, когда малыш узнает, можно ли рассчитывать на заботу, любовь и эмоциональную поддержку взрослого (стадия доверия). Младенцы, о которых постоянно и в достаточной мере заботятся, успешно преодолевают эту стадию. В противном случае, повзрослев, они не будут испытывать доверия к другим людям.

3. Джон Боулби (английский психолог) также основывался на психоанализе, в то же время, подчеркивая значение социального взаимодействия. В 1969 г. он опубликовал книгу, в которой заявил, что первые три года жизни младенец и родители биологически приспосабливаются друг к друг, в результате чего между ними устанавливается привязанность, т.е. глубокая эмоциональная связь. Это представление сходно с идеей Эриксона о доверии, однако, младенец Боулби более активен в своем поиске взаимодействия и переработке информации. Функция привязанности, с точки зрения младенца, - обеспечение психологической безопасности. Привязанность младенца проявляется в 3-х феноменах:

объект привязанности более чем кто-либо другой способен успокоить и утешить младенца;

для игры или в поисках утешения младенцы чаще всего обращаются к объектам привязанности, а

не к другим людям;

в присутствии объекта привязанности младенцы резе пугаются.

Сторонники теории привязанности убеждены, что основой здорового эмоционального и социального развития в детстве является наличие устойчивой привязанности в период младенчества. Считается, что дети с устойчивыми привязанностями вырастают непринужденными в общении, любознательными, готовыми к риску и способными справиться со стрессом. Полагают, что серьезные нарушения в процессе формирования привязанности негативным образом сказывается на последующем социальном развитии ребенка.

4. Жан Пиаже, как и Фрейд, и Боулби, находился под впечатлением эволюционной теории. Однако он отличался от них тем, что основное внимание уделял не эмоциям или невротическим симптомам дезадаптации, а изменениям особенностей мышления, благодаря которым осуществляется успешная адаптация. Пиаже считал, что первоначально структуры интеллекта младенца формируются не через повторяющуюся фрустрацию и удовлетворение потребности в пище, благодаря активной манипуляции предметами. Таким образом, в младенце он видит малыша, познающего мир, играющего с лицом, волосам и пальцами матери. Период младенчества он обозначил как сенсомоторный период.

Центральный тезис Пиаже заключается в том, что люди всю свою жизнь остаются активными, любознательными и изобретательными. Более того, предполагается, что знания выполняют особую функцию: они помогают индивиду адаптироваться в окружающей среде. В природе людей - стремиться к контакту и взаимодействию с окружающим миром, находится в активном поиске новых задач. Представленные сами себе, дети исследуют, учатся и делают открытия.

Согласно Пиаже, дети создают свой собственный мир, упорядочивая необработанную информацию, которую составляют зрительные впечатления, звуки и запахи.

//. Культурная обусловленность целей и методов воспитания.

Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимозависимых факторов, и одним из этих факторов является культурный контекст.

Любые теории социального развития любые особенности воспитания, связанные со здоровым развитием, следует рассматривать в культурном контексте. В разных культурах — разные представления об идеальном ребенке, обуславливающее то, как родители воспитывают своих детей. Так, пуритане колониальной Новой Англии были убеждены в намеренной строптивости младенцев, которую необходимо усмирять. Они строго наказывали маленьких детей, и те становились послушными. В наше время родители из Калькутты, напротив, считают, что поведение детей не нужно контролировать. Соответственно они более терпимы к капризам 2-х летних малышей, а их дети не так покладисты, как дети пуритан.

Еще одним примером может служить контраст между поведением японских и американских матерей: японская и американская модели взаимодействия с детьми значительно различаются. Так, японские родители, в отличие от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской же культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к нему крайне редко.

Поскольку в американской культуре ценятся такие качества личности, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права, - американские матери считают своим долгом воспитывать в детях активность и независимость, поощряя их уверенность в себе и прививая социальные навыки.

В японской же культуре, напротив, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать ради достижения отдаленных целей, обходительность и скромность. Поэтому японские матери своей целью ставят воспитание преданности матери и другим членам семьи и зависимости от них.

Руководствуясь своими ценностями, американские матери выделяют детям отдельную комнату и играют с младенцами, стремясь вызвать у них гуление, улыбку и смех. Японские же матери, напротив; не отходят от своих маленьких детей; они незамедлительно откликаются на плач, успокаивая и утешая малыша, и редко его к чему-либо побуждают. В связи с этим неудивительно, что американские дети более активны, разговорчивы и спонтанны, чем японские.

Таким образом, мы видим, что в каждом обществе родители стремятся воспитать личность, адаптированную к определенной, данной культуре. При этом очевидно, что адаптивное социальное развитие может происходить в разных направлениях.

///. Семейные традиции в воспитании.

Семья обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Семейные традиции в воспитании складываются в зависимости от личностных особенностей, ожиданий родителей от ребенка (т.е. каким они его желают видеть в будущем), от убеждений их относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации. В целом социализация представляет собой процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!