Стандартное восприятие - стереотип 14 страница



Упражнение. Представьте себе следующее:

1.Кастрюлю, в которой закипает вода и, закипев, начинает выливаться через край.

2.«Боинг 747», выруливающий из терминала. Затем самолет подъезжает к взлетной полосе, пропуская перед собой несколько других самолетов, и, разгоняясь, взлетает.

3.Бегущую корову, которая плавно превращается в скачущую галопом лошадь.

4.Хорошо знакомого пожилого человека подростком.

5.Спортивную машину, которая врезается в гигантскую перьевую подушку.

6.Предыдущую ситуацию наоборот.

У вас уже лучше получается манипулирование образами того, что вы видели в действительности, и создание новых образов? В состоянии ли вы добиваться фантастического (нереального) преобразования образов? За некоторый период времени можно научиться значительно лучше управлять своим воображением. Постоянно пробуйте манипулировать различными образами, создавать в своем воображении совершенно новые образы, изменять их и т.п. Большинству людей удается значительно развить свои способности благодаря практике. В книге «Experiences in Visual Thinking» Боб Макким обсуждает понятие «управляемая фантазия», способствующая развитию воображения. «Управляемаяфантазия» предполагает, что человека просят развивать свои фантазии в нескольких направлениях для поиска решения широкого спектра воображаемых ситуаций. ТЪким образом, способности человека создавать образы активизируются "Принудительно». Ему приходится их использовать, преодолевая соответствующие блоки, которых в реальной жизни он предпочитает избегать. Человек, ощутив, что может нормально чувствовать себя в областях, которых ранее избегал. и может пользоваться своим воображением без каких-либо катастрофических последствий, будет использовать свое воображение в процессе концептуализации значительно активнее и свободнее.

Пришла пора рассмотреть третий вид визуализации —- графическое воображение. Овладению всеми преимуществами собственного воображения помогает рисование. Оно используется для записи, хранения, изменения различных образов и для их передачи другим людям. Отображение созданных в воображении образов на бумаге позволяет продемонстрировать их окружающим и обсудить их с ними. В компании Design Devision мы разделяли все рисунки на две большие категории: рисунки, которые человек делает для окружающих (для передачи образа), и рисунки, которые он делает для себя. Далее показан пример рисунка (рис. 6.3). выполненного архитектором Уолтером Томасоном из Сан-Франциско. Он предназначен для передачи информации другим людям.

Рисунки, подобные наброскам, продемонстрированным ниже, чаще всего создаются для себя, чтобы донести нужную для себя информацию, которая поможет создать нужный образ и генерировать идеи. Оба рисунка (рис. 6.4) принадлежат Питеру Дрейсигакеру. изобретателю велотренажера

«Concept 11 Ergometer». Он сделал их. когда еще был студентом Стэнфордского университета. (Ваши наброски совсем не обязательно должны быть такими же экспрессивными.)

Рисунки первого типа. пРедназна^””0Ь^щательно. Чтении окружающим. ВЬ1ПОЛ”Я™^0либообладатьталан- бы нарисовать нечто подобно . .                                                                        второму типу

том. либо окончить соответстВУЮ^мВ ЧОДе размышлений, рисунков - наброскам, выполняемым в ход р

уделяется значительно меньше внимания, хотя они явля- %

ются чрезвычайно важным дополнением к процессу визуального мышления. Имея при выполнении упражнения под рукой большой лист бумаги и карандаш, большинство людей в процессе размышлений сделают немало самых разнообразных набросков. Очень странно, что они не прибегают к рисованию и анализу созданных набросков, когда в реальной жизни ищут решение каких-либо вопросов.

Я довольно активно работал над этой проблемой, поскольку некоторое время преподавал дизайн в университете и занимался со студентами с ярко выраженным вербальным мышлением. В процессе учебы преподаватели поощряли и развивали именно вербальный стиль мышления (и частично математический), а развитие визуальных способностей оставалось за пределами их внимания. Когда мои студенты поступили в университет после средней школы, то на лице преобладающего большинства были все признаки ^визуальной безграмотности». Они не только не умели рисовать, но и не использовали в процессе мышления визуальные методы. И хотя, как я уже сказал, они не умели хорошо рисовать, их рисунки (особенно некоторых членов группы) вполне можно было использовать в качестве вспомогательного средства в процессе размышлений над решением проблем. Но, на удивление, студенты крайне редко использовали это средство, поскольку комплексовали. сравнивая свои наброски с рисунками профессионалов — с рисунками, предназначенными для демонстрации окружающим. На занятиях по дизайну я всячески старался поощрять создание грубых, но вместе с тем информативных набросков, чтобы студенты могли использовать их для собственных целей. Мы также пытались улучшить навыки рисования, поскольку довольно быстро убедились, насколько эффективным может быть использование набросков в процессе концептуализации. Выполните следующее

упражнение, чтобы определить, насколько ваши навыки рисования, независимо от уровня их развития, помогают вам в процессе генерирования новых идей.

Упражнение. Приобретите недорогой блокнот подходящего размера (компактный, чтобы его было удобно носить с собой, и вместе с тем максимально большой, чтобы было удобно рисовать) и инструмент для рисования (лучше всего приобрести гелевую ручку, которая внешне похожа на обычную шариковую ручку, но оставляет на бумаге более четкие и плавные, непрерывные линии.) Всю неделю делайте наброски в этом блокноте каждый раз, когда размышляете о чем-либо или когда заняты решением текущих проблем. Можно рисовать любые каракули, диаграммы, схемы, закорючки, наброски или что- бы-то ни было. Обращайте внимание на то, какие из ваших рисунков помогают вам в процессе решения проблем (если таковые имеются), а какие — нет. Возможно, использование рисунков эффективно только на определенных стадиях (например, на начальном этапе решения проблемы и т.д.)? Снижает ли эффективность использования рисунков недостаток художественных навыков? Возвращаетесь ли вы к наброскам, нарисованным в блокноте ранее? Удовлетворяет ли вас размер блокнота? Если нет, то попробуйте использовать листы бумаги большего формата, развесив их на стене, разложив на столе и т.п. Попробуйте использовать толстые маркеры или цветные ручки при повторении эксперимента.

Акцентируя внимание на использовании рисунков для повышения эффективности собственного процесса мышления. я не хочу уменьшать роль рисунка в передаче информации. Я неоднократно наблюдал ситуации, в которых Л1°Ди с хорошими художественными навыками оказывали существенное влияние на других участников группы, занимающейся решением проблемы. ТЬкое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Особенно характерны подобные ситуации для дизайна, где нет четких правил и неоспоримых истин, от которых следует отталкиваться. Совсем недавно я наблюдал за группой студентов, которой дали задание разработать новый вид подводного

транспортного средства. Одному из студентов удавалось довольно быстро генерировать различные идеи и предположения и представлять их наглядно. Его идеи выглядели настолько убедительно, что остальные студенты этой группы с радостью принимали их. На следующий день он разработал новую концепцию, но на этот раз группе пришлось некоторое время поразмыслить, чтобы принять ее. отказавшись от старых идей. Подобные ситуации мне приходилось наблюдать неоднократно. Концепция, качественно отображенная на бумаге, может оказать впечатление на кого угодно. Кроме того, рисунки помогают точно передать желаемую информацию, причем это относится даже к довольно грубым наброскам. Например, у меня есть очень старый и надежный друг. Он фермер. Когда я приезжаю к нему в гости, то часто сопровождаю его во время обхода его владений. Поскольку я всегда рад помочь, то довольно часто помогаю ему в осуществлении различных его замыслов. Нередко они связаны с перемещением больших статичных объектов. Подобные действия должны быть для меня простыми и понятными, поскольку, в конце концов, я опытный инженер и к тому же еще и профессор. Но все указания и пояснения он дает мне словесно, поэтому я часто оказываюсь в ситуации, подобной той, которая описана в упражнении о кирпиче в мешке (в главе 5). Я уже давно и долго пытаюсь приучить своего друга-фермера использовать даже самые грубые наброски при объяснении заданий для своих работников и для меня, чтобы ни они, ни я не перетаскивали объекты в неправильных направлениях.

Упражнение. Используйте свои художественные навыки, независимо от степени их развития, для пояснения заданий, которые вы ставите перед другими людьми. При необходимости носите с собой для этого блокнот и карандаш. Большинство из вас неоднократно прибегали к рисованию грубых схем, когда требовалось объяснить кому-либо дорогу к вашему дому. А вы никогда не пробовали рисовать своему ребенку примитивную

карту двора с указанием места, в котором ему следует сложить собранные опавшие листья? Или схему для мужа, чтобы он знал, где класть вещи в доме? Или план для жены, как нарезать мясо для жаркого? Заранее прошу прощения за стереотипы в распределении ролей.

На этом обсуждение визуального типа мышления, столь важного в процессе концептуализации, можно завершить. Всем, кто желает развить собственное воображение и научиться использовать визуальные методы в решении проблем. следует заняться этим более или менее серьезно. По крайней мере, важно определить уровень своих способностей в этой области и понять факторы, ограничивающие их развитие и мешающие использовать визуальное мышление. Оно является одним из основных, и его значение в процессе решения проблем сложно переоценить.

Другие модальности мышления,

СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНАМИ ЧуВСТВ

В этом разделе я хотел бы рассмотреть модальности мышления, связанные с другими органами чувств, несмотря на то. что в процессе концептуализации они используются значительно реже, нежели визуальное мышление. Как визуальное мышление непосредственно связано со зрением, так и некоторые другие модальности мышления связаны с другими соответствующими органами чувств человека.

Ниже приведено упражнение, которое поможет читателям оценить, насколько развито их воображение, не связанное с визуальными образами. Как другие органы чувств помогают формировать соответствующие образы? ТЪк же, как и раньше, рядом с каждым пунктом проставьте пометки «ч» (четкий), «н> (нечеткий) и «о» (отсутствует), характеризующие четкость восприятия предложенных образов.

Упражнение. Представьте себе:

Смех друга.

Раскаты грома.

Стук лошадиных копыт по земле.

Рев двигателя спортивного автомобиля.

Ощущение росы на траве.

Ощущение от прикосновения к волосам мужа/жены/девушки/ парня или к шерсти домашнего любимца.

Ощущения от прыжка в бассейн с холодной водой.

Ощущения в носу, возникающие при насморке.

Запах жареных тостов.

Запах рыбы.

Запах бензина.

Запах горящих листьев.

Вкус ананаса.

Вкус соуса «Табаско».

Вкус зубной пасты.

Напряжение в мышцах при перетягивании каната.

Мышечные ощущения при бросании камня.

Мышечные ощущения, которое испытывают при беге.

Мышечные ощущения, возникающие в процессе приседаний. Ощущение неприятного холода.

Чувство переедания.

Ощущение чрезвычайной радости, счастья.

Ощущения при сильном приступе икоты.

Теперь попробуем проконтролировать образы, вызванные разными ощущениями органов чувств:

Представьте смену неприятных ощущений от холода на неприятные ощущения от чрезмерной жары.

Представьте, как смех друга плавно перерастает в раскаты грома.

Представьте, как ощущение росы на траве перерастает в ощущение от прикосновения к волосам мужа/жены/девушки/парня. Представьте, как запах рыбы сменяется запахом бензина. Представьте, как мышечные ощущения от перетягивания каната сменяются ощущениями от гребли на лодке.

Это упражнение по своей сути напоминает аналогичные упражнения, касающиеся визуального мышления. При регулярном применении они могут помочь развить способности создавать различные образы, основанных на сигналах от разных органов чувств. Или же. по крайней мере, помогут читателю оценить, насколько свободно он может использовать модальности мышления, связанные с разными ощущениями. воспринимаемыми с помощью органов чувств.

С позиции физиологии, зрение является преобладающим чувством у человека. Однако как нельзя позволять вербальному мышлению полностью вытеснять визуальное, так нельзя игнорировать и недооценивать модальности мышления. связанные с другими органами чувств. Вкус, звук, запах и прикосновения крайне важны для человека, решающего проблему. И тому есть три веских причины:

1. Поскольку в нашей культуре подобные модальности мышления недооцениваются и редко используются, то именно с их помощью можно найти самые неожиданные и новые решения. (У Тарзана, например, было очень хорошо развито обоняние. Сомневаюсь, что кто-либо ожидает того же от лауреата Нобелевской премии.)

2. Подобные модальности мышления очень важны в случаях, когда проблема непосредственно связана с такими ощущениями, как вкус, запах, звук и прикосновение (как при создании рецепта новой комбинированной горячей закуски или соуса к ней).

3. Все эти модальности мышления дополняют визуальное мышление и играют важную роль в формировании максимально четкого общего образа (более подробно об этом аспекте мы поговорим немного позже).

Давайте кратко рассмотрим первую из вышеперечисленных причин. Я довольно часто даю студентам задание

разработать новое устройство, призванное облегчить жизнь слепых людей. Делаю это по двум причинам: мотивация в этом задании довольно высока и выполнение задания требует серьезных изобретательских усилий. Кроме того, это задание заставляет студентов задуматься о разных модальностях ощущений. Большинство студентов для решения проблемы сразу же пытаются представить себя слепыми. Это непросто. С помощью зрения человек получает подавляющее количество информации из внешнего мира. Поэтому представить себя слепым только лишь при помощи своего воображения будет чрезвычайно сложно. Задача еще больше усложняется, если при этом студенты стараются использовать только вербальные и математические методы решения проблемы.

Дав студентам немного поработать, я завязываю им глаза и оставляю на час или на два поразмыслить над восприятием окружающего мира. При этом у них сразу же обостряется восприятие через другие органы чувств. Как следствие, они используют для решения проблемы информацию, собранную этими органами чувств, т.е. именно теми, которые так важны для слепых людей. Однако имитация слепоты (завязывание глаз) в некоторой степени мешает поиску решения проблемы. В первые минуты после того, как вам завяжут глаза, самой большой проблемой кажется ходьба, поскольку вы очень плохо ориентируетесь на местности и постоянно наталкиваетесь на различные предметы. В отличие от зрячего человека с завязанными глазами, для слепого ходьба не создает подобных проблем, поскольку он давно приспособился к такому положению вещей. Но если отбросить этот нюанс, то опыт с завязыванием глаз помогает более точно оценить важность информации, поступающей от различных органов чувств.

Упражнение. Попробуйте сами выполнить аналогичное упражнение с завязыванием глаз. Найдите помощника, который

поможет вам избежать неприятностей. (Помощник должен не выполнять функции поводыря, а просто следить за вами и подсказывать, чтобы вы не вышли на скоростное шоссе, не упали в канализационный колодец или не зашли в заросли колючего ядовитого кустарника). Завяжите глаза повязкой и под присмотром своего помощника погуляйте окрестностями около часа. Вы будете поражены количеством накопленных данных от других органов чувств.

Вторая причина, а именно, что «подобные модальности мышления очень важны в случаях, когда проблема непосредственно связана с такими ощущениями, как вкус, запах. звук и прикосновение», должна быть очевидной и не требовать дополнительных пояснений. Как архитектору полезно уметь представлять себе пространство и формы, так и повару важно уметь представлять вкус и запах.

Третья причина звучала следующим образом: «Все эти модальности мышления дополняют визуальное мышление и играют важную роль в формировании максимально четкого общего образа». Это утверждение более размыто, поэтому дополнительные пояснения не помешают Я уверен в том. что большинство читателей знают, что различные чувства дополняют друг друга. Пища воспринимается через комбинацию вкуса, запаха и зрительных впечатлений. Например. томатный кетчуп может не понравиться, если его едят вместе с давно остывшим омлетом или если его цвет изменить на синий. Чтобы человек воспринимал грозу по- настоящему драматично, ему потребуются слух и зрение. Сексуальное возбуждение усиливается прикосновением, запахом. вкусом, а также зрительным образом и звуком. Подобно этому для эффективного формирования различных образов в воображении человека ему необходим весь спектр ощущений, поступающих от всех органов чувств.

Для подтверждения вышесказанного я рекомендую выполнить еще одно упражнение. Но прежде чем приступить к нему, попробуйте представить себе яблоко. Получается?

Задайте себе самые разные вопросы относительно воображаемого объекта, чтобы образ получился максимально четким.

В следующем упражнении я попробую передать текст, записанный на аудиокассете, которую Боб Макким и Билл Верпланк использовали на лекциях в Стэнфордском университете при изучении темы визуального мышления. Материалы этой кассеты связаны с четкостью образов, формируемых в воображении с помощью данных разных органов чувств, и управлением этими образами. Это упражнение применяется в небольших группах в закрытой и комфортной среде. Обычно студенты рассаживаются в удобных позах на полу, застеленном мягким ковром. В помещении не должно быть отвлекающих факторов. Для подготовки студентов к прослушиванию кассеты им объясняют важность и серьезность данного упражнения. Кроме того, перед выполнением упражнения студенты пару недель слушают курс лекций, на которых постоянно подчеркивается значение воображения и его связи с информацией, получаемой от разных органов чувств человека.

Упражнение

1.Подыщите симпатизирующего вам рассказчика и. желательно, еще несколько человек, которые также заинтересованы в изучении данной темы.

2.Разыщите самые привлекательные яблоки, которые рассказчик сможет дать каждому из участников.

3.Выберите удобную позу и расслабьтесь вместе с остальными участниками теста.

4.Рассказчик прочтет вам текст, приведенный ниже. Читать текст нужно медленно, серьезно, плавно. У участников должно быть достаточно времени для формирования четкого образа, прежде чем рассказчик перейдет к следующей части повествования. Чтобы рассказчик знал, когда можно переходить к следующему фрагменту, договоритесь об условном знаке, например поднятый вверх палец, который будет означать, что участник полностью сформировал требуемый образ.

«Сначала закройте глаза и расслабьтесь. Сконцентрируйте все внимание на внутренних ощущениях. Теперь представьте себя в какой-то знакомой обстановке, где бы вы с удовольствием съели яблоко. Расслабившись, подумайте о деталях этого места и об ощущениях, которые вы обычно испытываете. Теперь представьте, что у вас в руке ароматное, аппетитное спелое яблоко. Постарайтесь ощутить его прохладу, вес. твердость, округлую форму и гладкую кожуру. Исследуйте яблоко. Визуально представьте различные детали. вмятины, вообразите, как солнечный свет играет на кожуре яблока, мельчайшие пятна и текстуру кожуры и не один, а множество цветов. Поддерживайте этот образ, пока у вас не начнет выделяться слюна. Теперь представьте, как вы кусаете яблоко. Ощутите его сочность, твердость и вкус. Вдохните сладкий яблочный аромат. Разрежьте яблоко ножом. чтобы рассмотреть его сердцевину. Исследуя мельчайшие детали яблока, переключитесь на более общие ощущения. Взгляните на свою руку, почувствуйте дуновение ветра, ощутите трехмерность пространства.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!