Стандартное восприятие - стереотип 10 страница



Благоприятная среда

Джордж Неллер в своей книге «The Art and Science of Creativity- («Искусство и наука творчества*) описывает некоторые странные вещи и приборы, которые многие известные творческие люди предпочитали размещать у себя в комнате для создания более благоприятной рабочей среды: «Например. Шиллер, набрасывал на свой стол гнилых яблок: Пруст работал в комнате, оббитой пробкой: Моцарт делал зарядку; д-р Джонсон окружал себя мурлыкающими котами, апельсиновой кожурой и чаем: Харт Крейн включал на полную громкость записи джазовых исполнителей. Все перечисленные действия помогали этим людям лучше сконцентрироваться, что в процессе творческого мышления очень важно. Особым случаем можно считать Канта, который мог работать только в постели, только в определенные часы, окружив себя одеялами, разложенными в таком порядке, который он придумал сам. Работая над книгой «Критика чисто- Го разума», он концентрировал свое внимание на башне.

которая была видна из его окна. Когда деревья на улице достаточно подросли и стали закрывать вид на башню. Кант впал в отчаяние, и власти Кенигсберга были вынуждены спилить эти деревья, чтобы он мог спокойно работать».

Некоторым людям для эффективного выполнения любого рода концептуальных задач нужно создать конкретную среду. Иногда мы создаем универсальные мастерские, где человек может рисовать картины, создавать скульптуры, писать, изобретать и т. д. А для другого человека одна среда необходима, чтобы писать, другая — чтобы лепить горшки, и третья — для вырезания по дереву. И хотя черты характера очень индивидуальны, можно сделать вывод, что для концептуальной работы человеку нужна определенная, благоприятная для него, среда.

Упражнение. На чистом листе бумаги запишите как можно больше характеристик той среды, которая, по вашему мнению, была бы наиболее подходящей для вас при выполнении концептуальной работы (или это могут быть характеристики различных вариантов окружения соответственно разным типам выполняемых работ). Отвечает ли сформулированным требованиям ваше рабочее место? Если нет, то почему? Попробуйте изменить свою рабочую обстановку в соответствии с той гипотетической средой, которую вы описали, если эта гипотетическая среда реальна (а не представляет собой песчаные берега еще неоткрытого острова в южных морях). Повлияло ли изменение обстановки на продуктивность вашей творческой деятельности?

Хотя физические особенности окружающей среды очевидны. наиболее серьезные блоки чаще всего имеют не физический характер. Основные блоки проявляются преимущественно на культурном и эмоциональном уровнях. Как было указано в предыдущей главе, концептуализация подразумевает определенный эмоциональный риск. Перемены часто пугают, и такие же ощущения вызывают новые идеи. Идею особенно легко уничтожить в начальной стадии.

когда она еще не оформилась и для нее не найдено практического применения. Обычно общество старается отвергнуть новые необычные идеи. И для этого выработано множество способов. Один из них крайне прост — подвергнуть идею слишком тщательному анализу. Можно просто высмеять ее. Или просто проигнорировать.

Упражнение. Придумайте новую идею или какое-либо изобретение, которое выглядит более или менее правдоподобно. Например, электрическую щетку для чистки туалета или почтовую рассылку с целью убедить почтовую службу в необходимости улучшения качества обслуживания или что-нибудь другое. Со всей серьезностью предложите эту идею своим друзьям или (для самых смелых) людям, которых вы мало знаете. Проследите за их реакцией. Кто-нибудь, кроме ваших друзей, загорелся энтузиазмом? (А ваши друзья действительно выразили заинтересованность или просто стараются быть вежливыми?) Это упражнение достаточно примитивно, поскольку у вас может появиться как гениальная, так и бездарная идея. Именно от этого будет зависеть реакция окружающих. Однако я не думаю, что реакции людей будут сильно отличаться. Чтобы сделать упражнение более интересным,

• попробуйте предложить тем же людям как гениальную, так и бездарную идею.

Воспринимаем и учитываем критику

Отрицательные отзывы о новой идее воспринимаются особенно тяжело, если исходят от начальника, коллег или Друзей. В главах 8 и 9 детально рассмотрены вопросы концептуализации в группах и организациях. Но некоторые замечания по этому поводу будет уместно высказать именно сейчас. Для развития концептуальных способностей чичности крайне важно наличие честной, доверительной атмосферы и окружения, в котором человек чувствует поддержку. Из этого правила есть исключения. Многие из моих Лакомых выдающихся изобретателей были всегда уверены

в себе и практически не нуждались в чьей-либо поддержке. Однажды мне довелось работать вместе с гениальным человеком. Он почти мгновенно находил способы решения любой поставленной перед ним проблемы. Найдя вариант решения. он. по приходе к потенциальному заказчику, получал такую долю критики, которая меня лично загнала бы в депрессию на целую неделю. А он нормально воспринимал ее. придумывал новое решение и тут же отправлялся к другому заказчику. Таким путем он вырабатывал окончательное решение, которое довольно часто оказывалось просто гениальным. Его успех заключался в способности воспринимать и учитывать критику. Однако такие качества встречаются у людей довольно редко.

Кроме того, большинство людей, недостаточно уверенных в своих новых идеях, воспринимают критику болезненно. Именно поэтому они нуждаются в среде, где им окажут необходимую поддержку. Основная проблема на уроках дизайна состояла в том. что студенты часто не решались использовать возникшие идеи, в которых они не были уверены. Эта проблема проявлялась на разных уровнях. Поскольку многие творческие идеи попадали в категорию сомнительных (и это естественно, поскольку кроме них об этих идеях некому было судить), то студенты просто никому о них не рассказывали. Основная задача в этом случае — создание в группе дружеской, несостязательной, интерактивной обстановки, в которой студенты не боялись бы выносить на обсуждение свои самые смелые (и возможно непрактичные) идеи. Конкуренция и отсутствие доверия не позволяют создать атмосферу, в которой студенты чувствовали бы необходимую им поддержку. Никто не захочет вынести на обсуждение свою гениальную идею, если будет уверен в том. что кто-то захочет ее украсть или станет завидовать.

Авторитдрный РУКОВОДИТЕЛЬ

Некоторые типы руководителей могут оказаться серьезной проблемой, особенно в технической среде. Многие люди, умеющие решать проблемы, очень упрямы и настойчивы. Они могут реализовать свою концепцию на практике, несмотря на апатию и враждебное отношение окружающих, несмотря на трудности поиска поддержки своей новой идеи. Обладая достаточной рассудительностью, они могут достигнуть немалых успехов и существенно продвинуться по службе. Именно поэтому большинство хороших менеджеров способны эффективно решать проблемы и генерировать идеи. У них достаточно упрямства для воплощения новых идей и концепции в жизнь. Заняв руководящий пост, такие люди, как правило, не меняют свой стиль работы. Опираясь исключительно на свои концептуальные и творческие способности, в большой организации они будут отрицательно влиять на концептуальные способности своих подчиненных. Чтобы сделать творческую работу коллектива максимально эффективной, руководитель должен уметь поощрять в своих подчиненных способность мыслить творчески, вознаграждать их в случае успеха и одновременно развивать свои творческие способности, идеи и концепции. Но делать это нужно вместе с коллективом, если есть желание максимально использовать творческие возможности каждого подчиненного. Этот довольно очевидный совет часто игнорируется. Много раз я видел различные конструкторские объединения, в которых реализовывались только идеи их руководителей. В этом случае успех возможен только тогда, если руководитель является Сдающимся концептуалистом, а его подчиненные готовы и согласны поддерживать и развивать его идеи. Но мы гово- рим о развитии творческих способностей каждой личности и об отрицательном влиянии окружающей среды. С этой

точки зрения, рассмотренную ситуацию нельзя назвать положительной. поскольку она угнетает творческое начало отдельных членов группы.

Отсутствие поддержки

Еще одной распространенной проблемой является отсутствие физической. организационной или экономической поддержки воплощения новых идей. Как правило, новые идеи крайне сложно реализовать. К доработке идеи и ее продаже необходимо приложить огромные усилия. ТЬорцам идей многих революционных открытий в области науки понадобились годы для такого ее оформления, чтобы она могла привлечь внимание научного мира. Любой роман на самом деле только отдаленно напоминает идею, натолкнувшую автора на его написание. Даже если идея доработана до чего-то определенного, ее все равно довольно сложно продать скептически настроенному миру. Для этого могут потребоваться серьезные затраты времени и денег. В этом отношении изобретатели, работающие в крупных организациях. имеют некоторые преимущества перед независимыми изобретателями. Человеку, работающему в организации. проще найти ресурсы для разработки и испытания изобретения, его официальной экспертизы и рекламирования. При этом изобретателю не нужно самостоятельно оплачивать аренду и свое содержание в процессе работы над своим творением. Даже лучшие идеи могут завянуть на корню при нехватке времени и финансов, необходимых для их развития.

Следует признать, что приведенный пример с изобретателями является скорее некоей крайностью. Хотя даже идею о новом рецепте блюда невозможно реализовать при отсутствии денег на покупку нужных ингредиентов и времени на приготовление этого блюда. Точно так же и концепцию нового рисунка или картины невозможно

воплотить в жизнь без соответствующих инструментов и достаточного количества времени. Чтобы разнообразить семейную жизнь (например, отправиться в поездку во время отпуска), нужны соответствующие экономические вливания и поддержка со стороны вашей второй половины. Для оформления и воплощения в жизнь всех идей необходима благоприятная среда. Эта среда может быть создана фирмой-партнером, вашим банком, личными финансовыми сбережениями, вашей второй половиной. спонсорами и т. п. Отсутствие подобной поддержки является очень серьезным средовым фактором, отрицательно влияющим на процесс концепту&1изации.

 

ГЛАВА 5

Интеллектуальные блоки

И блОКИ САМОВЫРАЖЕНИЯ

Интеллектуальные блоки являются результатом недостаточно широкого выбора стилей мышления или ограниченности интеллектуального багажа. Блоки самовыражения подавляют жизненно необходимую способность выражать идеи не только другим людям, но и самому себе. Рассмотрим следующие блоки.

1. Выбор правильного метода решения проблемы (вербального. математического, визуального). Иногда человек пытается решить задачу математически, когда ее значительно легче решить визуально, представив ее в своем воображении.

2. Недостаточно гибкое или неадекватное применение интеллектуальных методов решения проблем.

3. Недостаток или неточность информации.

4- Недостаточные языковые навыки для выражения и записи идей в вербальной, математической, музыкальной форме и т.п.

Значительно легче понять смысл перечисленных бло-

на конкретных примерах. Приведенная в главе 1 этой *Ниги задача о монахе является наглядным примером вы- Ра метода, в данном случае визуального, позволяющего ^ро и правильно решить проблему. Вот еще один при- Р пРоблемы «выбора метода»:

Упражнение. Представьте себе лист бумаги такой же толщины, как страница этой книги. Мысленно сложите лист вдвое (теперь у вас образовалось два слоя), затем еще вдвое (теперь у вас образовалось четыре слоя) и продолжайте мысленно складывать его до 50-ти раз. Какой будет толщина листа бумаги, сложенного вдвое 50 раз?

В действительности любой лист бумаги, независимо от размеров и толщины, невозможно сложить вдвое 50 раз. Но ради решения проблемы представьте себе, что это возможно. Читайте дальше, независимо от того, нашли вы ответ на поставленный вопрос или нет.

После первого сгибания мы получили толщину, в 2 раза больше исходной. После второго сгибания толщина листа будет в 2x2 раза. После третьего сгибания — в 2x2x2 раза. Обладая даже самыми незначительными знаниями в области математики, можно понять, что ответом будет толщина 250 (2*Ы100 трл). Если исходная толщина листа была равна толщине стандартного листа для печатной машинки, то окончательный ответ равен около 80467200 км. что составляет приблизительно половину расстояния от Земли до Солнца.

Читатель, захотевший решить эту проблему с помощью воображения (которое оказалось оптимальным для решения задачи о монахе), скорее всего, не найдет решения. Ведь практически невозможно визуально представить себе 50-кратное сгибание листа бумаги. Попытка решить задачу вербальным методом наверняка завершится неудачей. Если у вас серьезные проблемы с умножением, то вы сможете хотя бы определить, что число получится очень большим, только не сможете назвать его точно. Следовательно. верным методом решения данной задачи является математический.

Выбор МЕТОДА РЕШЕНИЯ ГфобЛЕМЫ

Еще раз вернемся к вопросу выбора стратегии решения приведенной выше задачи. Каким образом производился выбор между методами математическим, визуальным или каким-либо другим? Если вы ошибочно выбрали визуальный метод, проведя аналогию с задачей о монахе, то этот выбор можно считать осознанным. Но если вы серьезно изучаете материалы данной книги, то при решении задачи рассмотрели несколько доступных методов и выбрали наиболее подходящий. Многие читатели, скорее всего, бессознательно выбирали стратегии решения задачи, и их разум также бессознательно переключ&ася с одного метода на другой. Как уже отмечалось ранее, большинство людей придерживаются именно такой привычной схемы решения проблем. Если этот процесс бессознательный, то варианты решения проблемы сами по себе возникают в разуме человека. Но выбранные таким образом варианты могут оказаться как правильными, так и ошибочными.

Чтобы определить правильную стратегию, нужно подойти к выбору методов решения проблемы осознанно. Например, прочитав задачу о складывании листа бумаги, можно подумать: «Посмотрим, в предыдущей задаче мы использовали визуальные методы. Попробуем применить их к этой проблеме. Попытаюсь представить себе несколько сгибаний листа бумаги — по мере выполнения задание значительно усложняется. Итак, какие еще методы можно применить? Вербальные? Скорее всего, нет. поскольку проблема носит физический характер и требует количественных данных. Да, именно количественных. Тогда, значит, математический метод?» И после этого уже читатель реша- ет задачу в уме (профессионал), записывает уравнение на бумаге и решает его (полупрофессионал) или обращается за помощью (любитель) к тому, кто разбирается в математике.

Рассмотрим еще одну головоломку. Прежде чем задуматься над ответом, постарайтесь вникнуть в суть проблемы и выбрать наиболее подходящий метод ее решения. После этого атакуйте проблему с помощью выбранного метода.

Упражнение. Мужчина и женщина начинают идти с места так, что их правые ступни одновременно касаются земли. На каждые два шага мужчины приходится три шага женщины. Сколько шагов сделает мужчина до того, как одновременно коснутся земли левые ступни и его, и женщины?

Для решения этой задачи лучше всего подходит визуальное мышление. Хорошо подойдет и реальный эксперимент с напарником (или напарницей), рисунок или поиск аналогий с музыкальным ритмом. Математический метод также приемлем, но будет одним из самых сложных. Вербальный метод не даст никаких результатов. Какой метод выбрали вы? Дал ли он желаемые результаты? Пытались ли вы применить альтернативные методы? Как вы определяли, что от выбранного метода лучше оказаться и попробовать использовать другой? Правильный ответ звучит следующим образом: левые ступни мужчины и женщины никогда не коснутся земли одновременно.

Сложности с выбором метода решения задач обусловлены не только тем. что этот выбор по привычке часто производится бессознательно, но и тем. что наша культура ориентирована в первую очередь на вербальное мышление (на втором месте математическое мышление). Сложности с решением двух предыдущих задач возникли из-за того, что вербальные методы в этих случаях были неэффективны. При использовании визуализации можно провести некоторые аналогии с дизайном, где вербальное мышление практически бесполезно. Особенность его применения состоит в том. что после выполнения определенных обобщений с его помощью человек полагает, что нашел решение, хотя на самом деле его нет. В дизайне вербальные методы

неэффективны. При использовании же визуальных методов человек сможет, по меньшей мере, убедиться, прав он или ошибался.

После теоретического отступления позвольте предложить вам задачу, которая поможет определить ваши личные наклонности. Речь вновь пойдет о трех методах решения проблемы: вербальном, визуальном и математическом. Как и в предыдущих заданиях, при выполнении каждой из трех частей задания внимательно следите за собственной реакцией, как с когнитивной, так и с эмоциональной точки зрения.

Для выполнения упражнения нужно привлечь нескольких друзей, желательно разных профессий. Решение задачи займет около двадцати минут. Каждый из подобранных вами друзей будет чувствовать себя немного неловко хотя бы во время выполнения одного из пятиминутных упражнений. Некоторым из них не понравится ни одно упражнение. Все три предложенных вида деятельности требуют творческого подхода, высоко ценятся в реальной жизни и приносят людям деньги и славу. Но если при выполнении определенного задания человек чувствует себя некомфортно, то это значит, что он избегает соответствующего вида деятельности и испытывает определенные трудности в общении с людьми, которым такая деятельность нравится. Человек предпочитает не выходить за рамки своих привычек, что неминуемо выражается в ослаблении его творческого потенциала.

Упражнение.

1. За пять минут постарайтесь написать что-то серьезное и поэтичное о любви. Попытайтесь сделать свое произведение красивым и выразительным. Через пять минут почитайте написанные стихотворения друг другу.

2. За пять минут постарайтесь придумать (нарисовать на бумаге) более совершенную модель настольной лампы. Все настольные лампы имеют дефекты — функциональные или

эстетические. Нарисуйте такую лампу, которая была бы и практичной, и красивой. По истечении отведенного времени покажите рисунки другим участникам и обсудите их.

3. В течение пяти минут подумайте над такой задачей: муравей находится в верхнем углу квадратного помещения. Длина стороны помещения составляет 12 м, а высота — 4 м. Муравей хочет добраться к хлебной крошке, которая находится в противоположном углу помещения, кратчайшим путем. Какова длина этого пути? Через пять минут убедитесь в том, что все участники поняли и согласовали вариант ответа.

Наша реакция на интеллектуальные проблемы не всегда отражает нашу действительную способность решить конкретную проблему. На человека влияет множество факторов. Я довольно часто даю поэтические задания студентам инженерных специальностей, профессиональным инженерам, менеджерам и руководителям бизнес-структур. Первая реакция таких групп на подобные задания колеблется от полного ужаса до отчаянного желания покинуть комнату, где проводится эксперимент. Однако во время работы над заданием люди обнаруживают, что процесс создания стихотворения не такой и болезненный, как они ожидали. Просто умение слагать поэтические строки дремало в них еще со школьной скамьи. Кроме того, оказывается, что люди могут довольно много сказать о любви, просто эта информация была оттеснена на второй план их повседневными делами, занятиями и выработанными привычками. Но болезненные ощущения возвращаются, когда приходится читать написанные строки другим людям. После того как все участники прочитали свои произведения, я прошу поднять руки всех, кто считает свое творение ужасным. Руки поднимают все. Когда я прошу поднять руки тех. кто услышал среди прочитанных на удивление хорошие стихи, то вновь руки поднимают все. Выходит, все они уверены в том. что их стихи ужасны, а стихи других довольно хороши.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!