Стандартное восприятие - стереотип 5 страница



Предположим, вы молодая мать, которая недавно вышла из декретного отпуска и теперь разрывается между работой и желанием проводить больше времени со своим ребенком.

На решение этой проблемы влияют два прагматичных фактора: деньги и помощь окружающих. Но предположим, что денег у вас достаточно и что ваш муж и друзья полностью вас поддерживают. Тогда проблема видоизменяется. Что же выбрать — посвятить все свое время карьере или отказаться от нее ради воспитания ребенка? Наверное, нужно отказаться от всех видов деятельности вне дома и всецело посвятить себя ребенку (думаю, другой вариант рассматривать не стоит). Можно сформулировать проблему несколько иначе: как продолжать получать удовольствие от работы и проводить достаточно времени с ребенком? Последняя формулировка предполагает меньше ограничений и может привести к решениям типа: чтобы уделять больше времени ребенку, нужно найти работу со свободным графиком, надомную работу или ограничиться частичной занятостью и др.

Поставим вопрос иначе: можно ли быть уверенной в том. что для правильного и гармоничного развития ребенок получает достаточно внимания и тепла? Теперь ограничений становится еще меньше, и это приводит к решению создать вместе с другими молодыми матерями своеобразный кооператив по дневному присмотру за детьми.

Возможно, суть проблемы заключается в конфликте между удовлетворением естественного материнского чувства и ожиданиями современного общества по поводу того, что женщина будет добиваться профессионального успеха. В этом стучае можно начать с бесед с другими людьми с такой же проблемой, с консультантами, терапевтами, преподавателями. прийти к признанию существования этого серьезного противоречия, в итоге стать автором воинственно настроенных публикаций и возглавить национальную организацию. призванную помочь молодым матерям разрешить подобный конфликт.

Ограничения проблем могут быть связаны с абсолютно разными областями — экономика, политика, этика. Если проблема проста, как. например, «несоответствие федеральным нормам загазованности атмосферы», то решением может быть простое обязательное использование катализаторов на всех типах двигателей. Если же проблема сформулирована шире, как вроде «уменьшение степени загрязнения окружающей среды», то в результате могут быть выработаны абсолютно новые концепции перевозки грузов и пассажиров, которые приведут к сложным социальным и техническим нововведениям.

Неспособность увидеть проблему

ПОД РАЗНЫМИ УГЛАМИ ЗрЕНИЯ

Иногда не так легко посмотреть на проблему с точки зрения всех заинтересованных и вовлеченных в ее решение сторон. Но исследование проблемы под разными углами не

только способствует выбору «наилучшего* решения и удовлетворяет больше интересов и большее количество отдельных личностей, но и благотворно влияет на сам процесс концептуализации. Естественно, что когда проблема возникает между двумя индивидами, то для ее успешного решения обеим сторонам крайне важно посмотреть на проблему с точки зрения своего оппонента. Иногда, пока оппоненты не поймут точки зрения друг друга, решение проблемы оказывается невозможным. Практически это решение всегда отражается не только на том. кто решает проблему, но и на окружающих, интересы которых тоже нужно учитывать. Архитектор не только должен рассматривать новый проект в рамках собственного восприятия, но и посмотреть на него глазами заказчиков, строителей, снабженцев, архитектурных критиков и людей других профессий, имеющих отношение к осуществлению проекта. Дизайнеры автомобилей должны подумать о тех, кто будет производить новый автомобиль, обслуживать его и управлять им. Владелец недвижимости, обнося свою территорию забором, должен учитывать не только интересы соседей, городских властей, посетителей, коммунальных служб и автомобилистов, которым забор ограничит обзор при выезде на перекресток. Ему нужно учесть и ряд других природных факторов: зеленый газон, который может увянуть в тени забора, и даже соседского кота, который сможет взбираться на забор, чтобы было лучше слышно его заунывные любовные и воинственные вопли.

Упражнение. Подумайте о проблеме между двумя людьми, с которой вы недавно сталкивались. Кратко опишите ее так, как ее видела каждая сторона конфликта. Если можно, запишите доводы противоположной стороны и сравните, совпадают ли они с вашим видением того, как противоположная сторона воспринимает данную проблему.

В своей книге «New Think» Эдвард де Боно рассказывает 0 Дедуктивном и латеральном мышлении. Для дедуктивного

rMODJ lUNrlryKI bDUrl ГМОУМ

мышления характерно начало процесса решения проблемы с одной концепции, которая постепенно развивается до тех пор. пока подходящее решение не будет найдено. Латеральное мышление предполагает, что еще до начала решения проблемы генерируется несколько альтернативных вариантов восприятия проблемы. Сравнивая дедуктивное и латеральное мышление в своей книге, де Боно сравнивает эти процессы с копанием ям:

Логика — это инструмент, который используется для расширения и углубления ям 8 земле, для того, чтобы сделать эти ямы лучше. Но если яма вырыта не в том месте, то никакие улучшения не помогут переместить ее в нужное место. Независимо от того, насколько это утверждение очевидно для любого землекопа, людям проще продолжать копать вширь и вглубь, а не начинать все заново на новом месте. Дедуктивное мышление позволяет человеку закапываться все глубже в той же яме, а латеральное — попытаться копать на новом месте.

Де Боно признает очевидные преимущества копания в глубину. Он говорит, что «вырытая наполовину яма формирует направление, в котором следует прилагать дальнейшие усилия». Он приходит к выводу, что «никто не платит тому, кто. как кажется, ничего не делает. Деньги выплачивают за какие-то достижения. Поэтому видимые усилия даже лучше вознаграждаются. Лучше выкопать внушительную яму не в том месте (даже если заведомо было известно, что это не то место), чем сидеть и думать о том. где начать копать новую яму». Однако де Боно признает, что слишком много ям вырыто до никому не нужной глубины, не в тех местах и что на серьезные прорывы способны только те. кто прекращает вместе со всеми копаться в огромной яме. и начинает рыть в новом месте.

Адаптация

Насыщение свойственно всем сенсорным модальностям. Действительно, если бы мы осознанно воспринимали всю поступающую к нам информацию, то очень скоро произошло бы «переполнение» нашего разума. Хорошо известная и привычная входящая информация не сохраняется в памяти так. чтобы ее можно было быстро воспроизвести.

Упражнение. Нарисуйте по памяти клавиши набора номера своего телефонного аппарата со всеми нанесенными на них буквами и цифрами, максимально точно передавая их расположение.

Не многие справляются с этим заданием. Наш разум не запоминает детали телефонных кнопок, поскольку в этом нет необходимости. Если бы кнопки телефона не были подписаны. то соответствующая информация о каждой кнопке откладывалась бы в памяти.

В качестве дополнительных примеров адаптации можно попробовать по памяти нарисовать радиаторную решетку вашего автомобиля, рукоятку газонокосилки или любой другой объект, который вы видите регулярно, но который при этом не имеет для вас существенного значения. Подобно примеру с телефонными кнопками, детали которых человек как будто помнит, но не может воспроизвести, другую несущественную информацию человек тоже не сможет воспроизвести по памяти. Самой важной характеристикой адаптации является то. что человеку кажется, что он помнит эту информацию, но на практике воспроизвести ее не в состоянии.

Визуальная адаптация становится проблемой в художественных школах. Здесь студентов приходится учить обращать внимание на вещи и детали, которые они привыкли игнорировать, не замечать. По этой причине студентов в некоторых школах в буквальном смысле заставляют

становиться с ног на голову, поскольку в таком положении станет заметными детали, обычно не привлекающие нашего внимания (попробуйте сами). Точно так же. если не смотреть на красивый закат, повернуться к нему спиной, то взору откроется множество деталей, которые люди обычно не замечают: цвет облаков, приглушенные цвета зданий, отраженные в окнах блики и т.п.

Другой ситуацией, в которой адаптации нужно уделить особое внимание в процессе решения проблемы, является случайное поступление важных данных или в потоке отвлекающей информации. Характерным примером может быть информация, поступающая на военные радары или радары управления полетами гражданской авиации. Можно также отметить сбои в ориентации или работе самолета или наземного транспортного средства после длительного периода нормальной работы. Например. жизнь профессионального пилота характеризуется как годы ужасной скуки, разнообразие в которые вносят секунды ужаса. Именно в момент появления информации, вызывающей этот ужас, крайне важно, чтобы пилот ее заметил как можно раньше. К нашему счастью (счастью пассажиров), огромные усилия инженеров, психологов и конструкторов тратятся на то, чтобы подобные случаи резких перемен в скучной жизни пилотов воспринимались четко, быстро и адекватно.

Неспособность использовать

СИГНАЛЫ ОРГАНОВ ЧуВСТВ

Все чувства довольно сильно взаимосвязаны. Более детально этот вопрос рассматривается в главе 6. Обычно взаимосвязаны такие чувства, как зрение и слух, а также вкус и обоняние. Так, чувство вкуса значительно ослабевает, если чувство обоняния приглушено (если человек не ощущает запаха). Точно так же зрительное восприятие значительно усиливается при наличии звуков — например, как при просмотре кинофильма.

Многообразие сигналов органов чувств, особенно визуальных. очень важно для самых прогрессивных личностей. Подобные утверждения широко иллюстрируются в литературе. В письме Жаку Адамару Альберт Эйнштейн писал: «Слова или язык в том виде, как они пишутся или произносятся. вряд ли играют какую-либо роль в механизме моего мышления. Психические сущности, которые, по-видимому, служат элементами мышления. — это некоторые знаки и более или менее ясные образы, которые можно «произвольно» воспроизводить и сочетать друг с другом... Упомянутые выше элементы в моем случае относятся к визуальному или мышечному типу. Обычные слова и другие знаки уместно использовать только на вторичной стадии, когда вышеупомянутые ассоциативные образы полностью сформируются и их можно будет воспроизвести при необходимости». Никола Тесла — выдающийся изобретатель, открывший флуоресцентное освещение и изобретший генератор переменного тока и трансформатор Тесла, тоже обладал изумительной способностью формировать визуальных образов. Как писал Дж. Дж. О’нил в своей книге «Prodigal Genius: The Life Of Nikola Tesla». Никола Тесла был способен «представить себе картину с мельчайшими деталями и частями нового механизма. Эта картина в его воображении была более четкой и точной, чем любой чертеж». Существует мнение, что Тесла тестировал свои изобретения исключительно в уме на протяжении многих недель и после этого мог дать оценку степени износа дет&чей придуманного механизма.

Человеку, решающему проблему, может понадобиться помощь. Именно поэтому нельзя игнорировать любые сигналы любых органов чувств. Например, инженер, работающий

над акустикой конкретного помещения, не должен ограничиваться только теоретическими рамками. Ему следует посетить действующие заведения подобного рода и послушать. как звучат в них музыка и звуки. Следует также учитывать. как помещение с идеальной акустикой воспринимается визуапьно. Если чувства инженера сильно развиты, то при оценке помещения важную роль могут сыграть даже органы обоняния.

Именно поэтому дизайнеры иногда сознательно временно игнорируют сигналы одних органов чувств, чтобы лучше воспринять информацию от других. Дизайнеру, разрабатывающему навес на заднем дворе для временного создания тени, пока не подрастут посаженные там деревья. можно посоветовать не только внимательно приглядеться к деревьям, но и прислушаться, прикоснуться к ним. вдохнуть их аромат и даже «взобраться* на них. Другими словами, еще до начала проектирования нужно максимально насытить свой разум информацией об этих деревьях. В успешном браке партнеры чувствительны не только к внешнему виду друг друга, но и к звукам, запахам и чувствам друг друга. Лучше всего с решением семейных проблем справляются пары, которые в состоянии объединить и использовать максимальное количество «данных» от разнообразных органов чувств.

Когда я преподавал дизайн в Стэнфордском университете. одним из самых сложных заданий для меня стало приучить студентов использовать сигналы органов чувств. Студенты обладали хорошо развитыми вербальными способностями (по этому качеству их отбирали при поступлении в университет), а зрительное восприятие было развито значительно слабее. Они не привыкли полагаться на вкус, запах или ощущения при решении проблем. В общем, они сталкивались только с проблемами, для решения которых было достаточно, по их мнению, вербальных или

математических средств. Они не привыкли использовать сенсорные образы в процессе мышления. Этот вопрос более детально рассматривается в главе 6. поэтому здесь мы не будем углубляться в его изучение. Суммируя вышесказанное, сделаем вывод о том. что неспособность комплексной интерпретации сигналов, получаемых от органов чувств, также является концептуальным блоком, который часто встречается при решении проблем.

 

ГЛАВА 3

Эмоциональные блоки

Эта глава начинается с игры, которую лучше проводить в группе. Чем больше людей в группе, тем лучше, поэтому попробуйте провести ее на вечеринке. По-моему, эту игру под названием «Скотный двор* придумал Боб Макким.

Упражнение. Соберите группу и каждого из ее участников назовите одним из домашних животных.

Животное

Буквы, с которых начинаются фамилии участников

А-Е

Ж-К

Л-Р

С-Я

Овца

Свинья

Корова

Курица

 

Теперь игроки должны выбрать себе партнеров (лучше тех, с которыми они меньше всего знакомы) и смотреть им прямо в глаза. Когда вы досчитаете до трех, все участники должны как можно громче воспроизвести звук, издаваемый заданным для них животным. Обратите внимание на то, насколько шумным получится ваш скотный двор.

Участники игры испытают очень распространенный эмоциональный блок — проще говоря, они почувствуют себя глупо. Если вы никогда не играли в эту игру, но хотите испытать подобные ощущения, то зайдите в какое-нибудь людное место и как можно громче издайте звук, характерный для одного из предложенных выше животных.

Из материалов следующей главы станет понятно, что концептуализация оказывается довольно рискованным де- л°м, а оценка новых идей вызывает серьезные трудности.

Формулировка новой идеи, а особенно процесс убеждения окружающих в ценности этой идеи, нередко заставляет людей чувствовать себя глупо, поскольку довольно часто им приходится делать для этого что-либо, показывающее их в странном свете. Чтобы избежать подобных неловких ощущений. множество людей просто предпочитает избегать концептуализации или. по крайней мере, не выносить новых идей на общественное обсуждение.

Тайна эмоций

Несмотря на то что эмоции — неотъемлемая часть человеческой психики, многие люди испытывают неловкость при выражении своих чувств. Одна из причин этого —- загадочность самого механизма возникновения эмоций. Если человек не понимает процессов, происходящих у него в голове. то предпочитает игнорировать их. Например, многим известны общие принципы функционирования нашего зрения. Птаз является своеобразным аналогом фотоаппарата (или наоборот), ведь в его строении можно найти своего рода объектив, диафрагму и светочувствительный слой (сетчатка), на котором и отображается объект. Зрительный нерв, по которому передается в мозг предварительно обработанная информация, большинству из нас знаком значительно меньше, но, его все-таки можно вообразить в виде пучка проводов. А уже сам процесс окончательной обработки информации мозгом находится за пределами понимания среднестатистических граждан, поэтому они предпочитают

об     этом даже не думать. Исследователи нашли некоторую взаимосвязь между отдельными нейронами и компонентами изображений. Но им все еще не удалось разработать модель, позволяющую нам составить представление о процессе преобразования электрических сигналов, передающихся от наших глаз, в визуальную картинку, которую видит человек.

Большинству значительно проще представлять, что где-то в нашем черепе сидит крошечный человечек, включающий телевизор, изображение с которого и передается на сетчатку глаза. И хотя в глубине души человек знает, что никакого

w

человечка у него в голове нет. он предпочитает не задумываться над этим слишком глубоко.

В случае с эмоциями невозможно даже построить какой- либо аналогии, подобной аналогии с фотоаппаратом. Мы вдыхаем запах океана и ощущаем прилив радости. Мы можем проснуться в угнетенном состоянии. Нам страшно выступать на публике. Мы ненавидим свое начальство. Как

т/                  •*

же это получается? Тем. кто любит размышлять о разных процессах и разбираться в них. значительно проще понять концепцию перцептивных блоков, описанную в предыдущей главе, нежели говорить об эмоциональных блоках.

Частично эта проблема связана со сложностью самой природы эмоций. На момент написания данной книги уже существовала очень известная и популярная книга Дэниела ГЬулмана под названием «Emotional Intelligence** («Эмоциональный интеллект**). Дэниел ГЪулман был редактором журнала Psychology Today, а затем научным редактором New York Times. В его бестселлере суммируются результаты исследований, в которых была предпринята попытка пояснить некоторые характеристики эмоций, и отстаивается мнение об эмоциях как об очень важном аспекте личного успеха. ГЪулман перечисляет следующие эмоции: злость, печаль, страх, радость, любовь, удивление, отвращение и стыд. Но затем он приводит список синонимов для каждой их этих эмоций. Например, синонимами злости он считает ненависть, ярость, негодование, гнев, раздражение, возмущение, досаду. желчность, враждебность, нервозность, агрессию, патологическую ненависть и жестокость.

Мои студенты постоянно обсуждают список эмоций 1Ъул- мана и дискутируют по поводу значения каждого слова и его описания. Очевидно, сложность человеческих эмоций не позволит сформулировать какую-то простую модель, по крайней мере, такую, которая будет понятна большинству людей. Если чувство вкуса можно описать как сладкое, кислое. горькое и соленое (кстати, это чувства вкуса, а остальное удовольствие от пищи человек испытывает благодаря обонянию). По отношению к эмоциям дать подобные точные характеристики невозможно.

Я рекомендовал книгу ГЬулмана своим студентам, чтобы они ознакомились с тем. кто и как исследует механизм возникновения эмоций и их природу, и почему они играют столь важную роль в процессе решения проблем. В школе нам рассказывали, что сигналы, поступающие от органов чувств, обрабатываются в коре головного мозга и там же вырабатываются команды о соответствующих действиях. Например, человек проснулся ночью у себя дома от какого- то звука, его мыслительная система пытается проанализировать. что это был за звук. Если он приходит к выводу, что в доме грабители, то у него возникает чувство страха. Последние исследования доказали, что сигналы поступают не только в кору головного мозга, но и в такие его отделы как мозжечковая миндалина и гиппокамп. В двух последних отделах головного мозга содержатся некоторые основные воспоминания о сигналах, означающих опасность. Поэтому чувство страха возникает еще до того, как в коре головного мозга будет обработан полученный сигнал. В гипоталамусе формируется ответная реакция, приводящая к учащению сердцебиения, повышению кровяного давления, усилению кровообращения в больших мышцах и изменению скорости протекания процессов в желудке, а также к изменению ритма дыхания. Цингулярная кора головного мозга тонизирует большие мышцы, отключает неуместные движения и вызывает соответствующее выражение лица, искаженного страхом. Вышеупомянутые процессы приводят к выделению норадреналина. сужающего наше внимание и способствующего выделению приоритетных знаний и воспоминаний. Все это происходит автоматически. Впоследствии, когда в коре головного мозга завершится анализ информации и окажется, что этот звук издал кот. реакции будут отозваны. В противном случае эти реакции будут усилены. Но главным моментом в этом описании является то. что эмоции являются первопричиной процессов, а не их следствием. В частности, этим объясняется то. почему мы часто находимся под влиянием первого впечатления о человеке, хотя дальнейшее общение с ним показывает, что это мнение ошибочно. Это же объяснение подтверждает и поясняет важность эмоций для концептуального мышления.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!