Исходное предлагаемое обстоятельство



 

Арнольд Тойнби (английский историк, философ, дипломат и общественный деятель 20 в.), изучая историю 20 столетия, пришел к такому заключению, что 20 век ознаменован всеобщей вестернизацией. Весь мир, всё человечество охватил дух потребительства. Созданы множественные социальные институты, которые учат достигать именно подобные цели, зарабатывать, веселиться, покупать, знакомиться, тратить. Часто на фоне этих общих стандартов меркнут такие понятия, как семья, любовь, вера.

Приобретая некие подобия радости, современный человек стремится во что бы то ни стало сохранить свой душевный жизненный комфорт. В попытках оградить себя от каких-либо перепитий, человек начинает воспринимать жизнь враждебной, непредсказуемой. Отсюда возникает извечный феномен дуализма – добра и зла. В жизни человека появляются непредолимые экзистенциальные реалии - смерть, страх, одиночество.

Работая над пьесой, мы приходим к конкретному определению исходного предлагаемого обстоятельства.

Тема пьесы затрагивает духовные основы жизни всего человечества. Раскрывается трагедия болезни не тела человека, а, прежде всего, его души. В пьесе все герои наделены душевными проблемами.

 

Исходное предлагаемое обстоятельство:

Потеря в современном обществе веры в Бога, всеобщее отчаяние, связанное с потерей смысла жизни… 


2.3. Действенный анализ пьесы

В большом круге предлагаемых обстоятельств

 

Это пьеса о десятилетнем мальчике, находящемся в больнице по причине болезни раком, который благодаря дружбе с Розовой Дамой, больничной няней, проживает последние свои 12 дней, как целую взрослую жизнь, полноценно и наполненно, и в конце своей скоротечной жизни обретает счастье, душевный мир благодаря встрече с Богом.

 

Тема

«Оскар и Розовая Дама» - это философско-психологическая драма.

Место действия – Франция, больница для тяжелобольных детей.

Время действия – конец 20 – начало 21 века.

 

Тема как проблема

Проблема страха смерти и одиночества людей в современном обществе, который порождает страх самой жизни.

 

Идея

Обретя в своей жизни Бога, полюбив жизнь, человек теряет чувство одиночества,  побеждает все свои страхи.

 

Исходное предлагаемое обстоятельство:

Потеря в современном обществе веры в Бога, всеобщее отчаяние, связанное с потерей смысла жизни… 

 

 

 


Действенный анализ пьесы

В среднем круге предлагаемых обстоятельств

Исходное событие

Десятилетний мальчик, болеющий раком, живет в больнице для тяжелобольных детей. Ему сделали вторую операцию, после которой отношение окружающих к нему изменилось, и он стал подозревать, что болезнь его смертельна. Мальчик страдает от лицемерия окружающих, чувствует себя одиноким и стремится узнать правду, какой бы она ни была.

 

Ведущее предлагаемое обстоятельство

Отчаяние, страх смерти, страх одиночества

 

Сквозное действие

Борьба за надежду

Конфликт

В течение всего действия пьесы Оскар борется с одиночеством среди лицемерия, с отчаянием и страхом перед непреодолимым приближением страшного неизвестного, борется за надежду…

 

Основное событие

Основное событие начинается с того, что мальчик узнает, что он смертельно болен, впадает в полное отчаяние и ненависть, и заканчивается принятием игры прожить последние 12 дней: каждый день как 10 лет, благодаря которой мальчик обретает надежду.

Таким образом, основное событие состоит из несколько важных событий, благодаря которым обостряется конфликт и возникает сквозное действие пьесы. Фабула основного события: событие начинается с известия для мальчика, что он болен неизлечимо, и предательства родителей: «Доктор Дюссельдорф сказал моим родителям, что я умру, и они сбежали. Я их ненавижу», что приводит его в полное отчаяние. Благодаря тому, что вокруг него бегают лицемерные врачи и медперсонал, которые готовы выполнить любое его желание, Оскар использует эту услужливость и твердо заявляет, что будет говорить только с Розовой Дамой; и его желание удовлетворяют. Происходит сближение Мальчика и Розы. Но, когда Оскар узнает, что Розовой Маме разрешено приходить к нему только два раза в неделю, мальчик снова впадает в отчаяние. Роза выпрашивает у доктора Дюссельдорфа разрешение быть с мальчиком каждый день и при этом узнает, что ему осталось жить только 12 дней, и случайно проговаривается об этом в разговоре с мальчиком: «Все улажено: я получила разрешение. В течение двенадцати дней я могу приходить к тебе ежедневно». И вспышка радости заменяется снова полным отчаянием: «Двенадцать дней! Значит дела так плохи!». Заканчивается событие принятием предложения Розовой Дамы проживать каждый день как 10 лет. «Начиная с сегодняшнего дня, ты будешь наблюдать за каждым днем, представив себе, что один день идет за десять лет».

Надежда побеждает отчаяние. Оскар серьезно принимает игру, подкрепляясь общением с Богом, в Которого сам мальчик еще не достаточно верил. Но в любом случае вера хотя бы в воображаемого Бога давала ему силы справляться с отчаянием.

Здесь вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство: полное одиночество («Не уходите, не уходите!»), отчаяние («Мне плевать! Мне на всех плевать!»), страх смерти («Двенадцать дней! Значит, дела так плохи?...»); обостряется конфликт между отчаянием и надеждой; начинается борьба по сквозному действию: в игре, предложенной Розовой Дамой Оскар ищет надежду («Значит через двенадцать дней мне будет сто двадцать лет!»).

И сама Розовая Дама встает на путь преображения, открывая для себя мир иной, мир, наполненный полной жизнью, мир любви и надежды.

 

Центральное событие

Пегги Блю уезжает, Оскар впадает в отчаяние.

Оскар расстается с подругой, которую он никогда больше не увидит. А ведь он прожил с ней, по его словам и как он это чувствует, всю его маленькую жизнь, со всеми ее не только радостями, но и искушениями, испытаниями, которые они вместе достойно пережили. Для него это равносильно смерти любимого близкого человека. К этому его детская душа не была готова. Да и бывает ли готова к такой скорби душа взрослого человека, когда он на старости лет теряет своего супруга…

Оскар ощущает себя старым, лысым, слабоумным стариком, теряющим силы, совершенно одиноким и беспомощным перед неотвратимостью судьбы, и в отчаянии восклицает: «Я больше не люблю Тебя!».

В этом событии борьба сквозного действия и ведущего предлагаемого обстоятельства достигает максимального напряжения. Душа мальчика на грани полного отчаяния…

 

Финальное событие

Встреча мальчика с Богом.

«Ты раскрыл мне свой секрет, смотри всегда на мир так, как будто это в первый раз… Я чувствовал, что живу. И дрожал от чистой радости… Я был восхищен… Мне казалось, что Ты взял меня за руку и ведешь в самое сердце тайны – созерцать тайну…»

В этом событии происходит завершение борьбы по сквозному действию, разрешается судьба ведущего предлагаемого обстоятельства: оно проигрывает в сквозном действии. Мальчик обретает полноценную веру в Бога, душевный мир, любовь к жизни, «счастье бытия».

 

Главное событие

Оскар оставляет записку Богу.

Благодаря тому, что мальчик прожил свою маленькую жизнь полноценно, наполненно, как настоящий мужчина, прожил ее достойно, несмотря на свой маленький возраст, он смог обрести в своей жизни Бога, победить отчаяние, полюбить близких ему людей, полюбить саму жизнь, со всеми ее радостями и горестями, такую, какая она нам дана, обрести чистую веру и, главное, победить страх перед неведомым, победить саму смерть!

Эта победа раскрывается в главном событии - в записке на плакате, который мальчик перед смертью вывесил над своим столиком: «Только Богу дано право меня разбудить».

В этих словах кроется зерно сверхзадачи пьесы. Смерти для мальчика больше нет.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 941; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!