На художественный метод и эстетическую концепцию пьесы



 

Шмитт Эрик Эмманюэль – французский писатель и драматург. Его пьесы переведены и поставлены в более чем тридцати странах мира.

Мне бы хотелось начать рассказ о писателе с отрывка из интервью с Э.Э.Шмиттом. На вопрос, кого вы считаете настоящим писателем, Шмитт ответил:

«Хороший писатель должен походить на Моцарта, то есть быть доступным для всех. Его должны читать люди всех возрастов, всех уровней развития и образования. Ведь Моцарт своей «Волшебной флейтой» способен затронуть какие-то струнки в душе, как четырехлетнего ребенка, так и взрослого человека. Кроме того, хороший писатель для меня – этот тот, кто способен быть «единым», то есть писать, что называется, и телом, и душой, и разумом. И еще, хороший писатель должен уметь рисковать, заходить в своих произведениях далеко. Очень далеко. Слишком далеко. Это, безусловно, «Оскар и Розовая Дама». В этом произведении я озвучивал свои мысли голосом десятилетнего ребенка. Для меня это было очень рискованной позицией. И потом, в самом сюжете этой повести заключался огромный риск, ведь это история болезни и смерти маленького ребенка. Этот сюжет сам по себе табуирован в современном обществе…».

Эрик Эмманюэль Шмитт родился в 1960 году в предместье Лиона. С детства готовился к карьере композитора, учился играть на фортепьяно. Но страсть к литературе превысила все прочие увлечения. В 11 лет он пишет первую книгу. В 16 – первую пьесу.

Писатель вырос в интеллигентной семье, семье врача и педагога, считал себя агностиком. Позже объявил себя христианином. Из русских писателей на его творчество наибольшее влияние оказал Ф.М.Достоевский.

В своих романах Шмитт старался показать путь, который может совершить человеческая душа от атеизма к вере, проходя через гностицизм. Как он сам писал, он старался передать «все цвета радуги, которые могут быть на пути религиозного познания человека». В этом он определял своё главное жизненное открытие в творческой деятельности.

Сам Эрик Эмманюэль с  пути атеиста на путь верующего человека переходит постепенно. «Мое собственное обращение к религии произошло как бы в два этапа; – рассказывал про себя писатель, - в 1989 году я пошел в пустыню Сахара и потерялся – провел около 30 часов без еды и пития. К счастью, в эти 30 часов была ночь, которую я провел под звездами. И именно тогда на меня снизошла милость веры. Бог в пустыне… Когда я вернулся во Францию, то начал читать знаковые тексты самых разных религий мира, в том числе очень экзотических. И через несколько лет чтения, в конце концов, обратился к четырем книгам Евангелия. Это была вторая мистическая ночь в моей жизни, потому что я прочитал все четыре книги разом. Я был абсолютно поражен этой историей – любви и жертвы во имя любви. И с этого момента я стал просто одержим личностью Христа. Спустя несколько лет эта увлеченность превратила меня в христианина».

Свою первую встречу с Богом писатель описал в своем произведении «Ночь огня». Прочитав эту книгу, я поняла: то, что описал Эрик Эмманюэль в «Оскаре» в точности совпадает с его личным опытом, с тем, что он испытал в пустыне. Как писал сам Шмитт: «Если в литературе нет того, что мы сами пережили, - нет и самой литературы». Это касается и всей его пьесы «Оскар и Розовая Дама».

Писатель сам проводил из этого мира многих людей, которых любил. В основу «Оскара и Розовой Дамы» была положена не смерть ребенка, а смерть его жены. К тому же он сам серьезно болел и приходил к размышлениям, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть…

Таким образом, у Шмитта зародилось большое желание написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Люди, по его словам, которые избегают мыслей о печальных моментах жизни, о самой смерти, оказываются не готовы к ним, когда сталкиваются с этим в своей жизни или жизни близких им людей.

Но почему же автор решил написать о болезни и смерти именно ребенка?!...

 

Роман «Оскар и Розовая дама» относится к так называемому «Циклу незримого», который принес автору наибольшую известность. В этот цикл входят ряд романов и повестей, в каждом из которых раскрывается тема отношения человека к одной из мировых религий: в «Миларепе» (1997) - буддизм в Тибете; в «Мсье Ибрагим и цветы Корана» (2001) - суфизм и иудаизм; в «Оскаре» (2002) - христианство; в «Детях Ноя» (2004) - христианство и иудаизм; в «Борце Сумо, который никак не мог потолстеть» (2009) – дзенбуддизм.

 

Во всех своих книгах этого цикла важнейшие духовные вопросы о жизни и смерти, существования зла, свободы, терпимости Шмитт задает мировым религиям, обществу от имени ребенка. Это принципиально важно, почему он избирает таких героев как Симон, Оскар, Момо, Жозеф и Джун (главные герои романов из «Цикла незримого») – мальчишек, едва вышедших из возраста кори и ветрянки. Все они оказались меж двух миров на пограничной полосе, возврат в детство невозможен, мир взрослых отталкивает их. Шмитт признает, что много раз перекладывал свои жизненные воспоминания, жизненные ситуации взрослого человека на плечи ребенка, который становился ключевым персонажем. «Если бы этот перенос был невозможен, то, думаю, я не смог бы ничего написать» - признавался писатель. Поворотным моментом каждой из повести из цикла становится осознание, что жизнь устроена неправильно, мир несправедлив, а родители не всемогущи. Отсюда щемящее ощущение одиночества. Ребенок или подросток, как правило, попадает в кризисную ситуацию, хоть и невсегда сознает это. Так в «Детях Ноя» разлученный с родителями семилетний Жозеф, которого под чужим именем укрывают в монастырской школе, не понимает, что на их семью обрушилась мощь нацистского режима, и мир «…пахнущий ванильными булочками и сладкими духами мамы» навсегда разрушен. «Нить оборвалась так, что я этого даже не заметил. На следующий день родители куда-то ушли и больше не вернулись». 15-летний Джо из повести «Борец Сумо» после самоубийства отца решает, что мать больше его не любит и сбегает из дому. 11-летний Моисей по прозвищу Момо понятия не имеет, что такое домашний очаг и родительская любовь. Мать оставила его совсем маленьким, а отец покончил жизнь самоубийством. 10-летний Оскар, оказавшись в больнице, внезапно узнает, что его болезнь неизлечима. Ни врачи, ни родители ничем не могут помочь ему, и все они лгут.

Как ярко во всех книгах этого цикла видна проблема одиночества, беспомощности ребенка в определенной жизненной ситуации…

Конкретная история с Оскаром выросла из детских ощущений автора. Его отец был врачом, часто бывал в детских больницах и брал с собой сына. И тогда, в детстве, Шмитта сильно поразило то, что есть другой мир, не мир здоровых людей, где болезнь не является нормой жизни, а что существует мир больных людей, для которых здоровье никогда не станет нормой, и болезнь всегда будет определять их существование. Писатель очень рано осознал, что для многих детей больничное пространство надолго, если не навсегда, до момента ухода из жизни становится единственных жизненным пространством. Именно в детских больницах писатель постиг суть страха одиночества больных детей, которых избегали собственные родители оттого, что им трудно было смотреть в глаза своим умирающим детям, а сил и воли помочь ребенку прожить ярко и наполненно отведенное им время у многих не хватало…

 

Со многими пациентами своего отца Эрик дружил, проникая в неведомое ему до сих пор пространство. «Я обратил внимание, говорит писатель, что у детей меньше барьеров, чем у взрослых, есть какое-то другое, более правильное ощущение жизни, они гораздо более открыты, реже скрывают от себя правду, чем взрослые, им важно говорить абсолютно откровенно о своей болезни и смерти».

Во взрослом возрасте Эрику Эмманюэлю снова случилось стать частым гостем в госпиталях – и посетителем, и пациентом. Детские воспоминания перемешались в его сознании с новыми ощущениями и взрослыми восприятиями. В книгу они воплотились не сразу, по прошествии какого-то времени. К тому же затрагивалась больная тема общества о неизлечимо больных детях. «Когда я писал эту повесть, меня не покидала фраза Достоевского «Можно ли верить в Бога, видя агонию ребенка?» - вспоминал писатель.

Однако в друзья своему маленькому герою он выбирает именно Бога. Ведь не так важно, кто для Оскара Бог - настоящий или воображаемый, но переписка с Ним, каким бы Он ни был для ребенка, делает жизнь Оскара выносимой, позволяет концентрироваться не на болезни, а на всём происходящем вокруг, на людях, окружающих его, у которых тоже есть проблемы, болезни. Оскар переживает уже не за себя, а за Розовую Даму, за полюбившую им девочку Пегги и даже за доктора Дюссельдорфа, который не знает, как в глаза ему смотреть, чувствуя свою вину перед мальчиком. А главным итогом взросления Оскара являются его советы родителям, советы об отношении к жизни, к смерти, советы как уже взрослого, прожившего полную жизнь человека: «Мне 100 лет, и я знаю, что говорю».

Это отчужденность от себя, забота о других делает мальчика взрослым, мудрым и по настоящему счастливым… Состояние его души меняется, и он становится готовым к реальной встрече с Богом.

Детская наивность маленького героя, которого сам писатель очень полюбил, и который стал для него эталоном в решении некоторых духовных проблем, не всегда хорошо прикрывает философию и рассуждения взрослого писателя. Сам Шмитт писал: «Я, доктор философских наук, писатель, человек, повидавший на своем веку немало, был вынужден сознательно «обеднять» свой язык, чтобы языком ребенка выразить свои совсем не детские мысли».

Стараясь защититься от тяжести вопроса, писатель использовал игру, фантазию, выдумав, в том числе, легенду про двенадцать дней, за которые можно прожить целую жизнь. Спасает интонация – очень простая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.

Может поэтому «Оскар» интересен людям самых разных возрастов, от младенческого до пожилого.

Согласно опросу, проведенному в 2004 году французским журналом Лир, книга «Оскар и Розовая Дама» была названа читателями на ряду с Библией, Маленьким принцем и Тремя Мушкетерами в числе тех, что изменили их жизнь.

Сама тема смерти, затронутая Шмиттом в пьесе «Оскар и Розовая Дама», не отталкивает, не пугает, а вдохновляет на новый путь, на путь любви к жизни в любых ее проявлениях.

 «Я говорю о смерти только для того, чтобы сказать о том, как хорошо жить» (Э.Э.Шмитт).

 


1.4.  Анализ предлагаемых обстоятельств пьесы и дополнительных источников, характеризующих быт, историю и нравы героев

Вся история, описанная в пьесе, длится всего двенадцать дней, за которые главному герою романа предстоит прожить целую жизнь. В романе два главных героя: Оскар и Розовая Дама. Оскар – десятилетний мальчик, который из-за своей болезни (рак) вынужден находиться в больнице для тяжелобольных детей. Это место становится для мальчика единственным жизненным пространством до момента ухода его из земной жизни. Розовая Дама – больничная няня - единственный человек в его окружении, которого мальчик допускает к себе в друзья. Она единственная, кто откровенен с ним, и в ней нет того лицемерия, что видит Оскар в окружающих.

Наши герои живут в то время, когда люди достаточно обеспечены, когда легче и выгоднее верить в Деда Мороза, чем в Бога, и удовлетворяться поверхностными восприятиями жизни, заглушая позывы совести и приходящие мысли о смысле жизни удовольствиями.

Основной целью их жизни является стремление к душевному комфорту, одной из главных угроз которому является неизбежность смерти.

В таких условиях современный человек невыносимо боится смерти. Он не допускает даже мысли о ней. Отсюда рождается «состояние всеобщего отчаяния» (Сёрен Кьеркегор, датский философ 19 в. «Страх и трепет»). Подсознательно человек знает, что она есть, но всеми усилиями старается жить так, будто он бессмертен. Отсюда вся жизнь пропитывается лицемерием. Оно, как раковая опухоль, проникает во все слои человеческой жизни: в мысли, сознание, взаимоотношения, поступки людей. А главное, лицемерие входит в основу социальных, моральных законов современного общества, вырабатывает определенные стереотипы поведения. Так формируется общество с определенным пакетом правил, как себя вести в обществе, к чему нужно стремиться, что в этой жизни желать …

Но всегда есть исключения из правил! В любом обществе возникают неформальные группы, идущие против общепринятых взглядов и норм поведения в обществе. Но часто это люди, просто ведущие образ жизни по правилам независимо от мнения окружающих. Главный девиз их жизни – не идти в разрез со своей душой, быть честными самими с собой, со своими взглядами, принципами.

По этому пути шли все пророки, святые люди. Все они выделялись в однотонном обществе своими яркими натурами. К этой группе людей относятся монахи - люди, идущие против классического образа жизни, отказываясь от брачной жизни и стяжательства.

Но путь жизни нестандартных норм поведения тоже может быть ошибочным и приводить к тупику жизни, если он не наполнен верой и любовью. Потому что человек должен опираться на определенные правила, законы нравственности, иначе он может сойти на ложный путь, путь ненависти, конец которому тоже отчаяние. Таким человеком по моей режиссерской задумке была Розовая Дама. Это женщина, не молодая и не старая, не добрая и не злая, пережившая и повидавшая не мало на своем веку, немного уставшая от трудностей в жизни, от лжи в людях, от несправедливости. Не желая подстраиваться под не согласные с ее принципами правилами поведения и нормами жизни, Розовая Дама встает на путь протеста, путь недовольства и осуждения. В связи с этим у нее сформировалось грубое отношение к жизни, к окружающим. При этом она имеет слабые отголоски веры, ведь у нее мама была глубоко верующим человеком. Возможно, это подсознательно удерживает ее от глубоко неправильных поступков, от отчаяния, это сквозит в ее грубом характере, сохраняет в ней здоровое мальчишество, что чудесным образом приводит ее к Оскару и Оскара привлекает к ней. Ведь мальчик сквозь грубые фразы, к которым он, как воспитанный мальчик, не привык, увидел в ней единственного «живого человека».

В отличии от Розовой Дамы Оскар уже в таком молодом возрасте оказался на пути протеста, несогласия. Его смертельная болезнь приоткрыла ему эту язву общества, порок лицемерия, с которым мальчик не хочет соглашаться. Здесь открывается твердость характера мальчика, его твердое стремление знать правду, независимо от ее содержания.

В момент знакомства наши главные герои оба чувствуют себя одинокими: Оскар, уставший от лицемерного отношения, даже среди своих друзей по болезни, и Розовая Дама, выбравшая путь, отрицающий общество с его общепринятыми нормами; оба находятся в схожем состоянии протеста, осуждения, ненависти. Поэтому Оскар и ухватился за Розовую даму, как глоток воздуха в душном обществе, как за последнюю надежду, как за лучик света в неведомом темном будущем, и как за живого человека в обществе «ходячих мертвецов».

Таким образом, два одиноких человека, несогласные с тем, что происходит вокруг, удивительным образом преображают друг друга, перейдя с пути ненависти на путь любви…

Нельзя ни выделить хоть не главных, но очень важных персонажей нашей пьесы – родителей Оскара. Будучи серыми, безликими и безымянными в пьесе, они при этом являются яркими представителями современного общества. Столкнувшись со смертью в лице любимого сына, их охватил ужас. Они были не готовы к ней. Они тоже оказались в состоянии одиночества наедине с проблемой, которую не в силах разрешить, в ситуации, где никто помочь не может. Самое страшное в этой ситуации было то, что они не знали, как общаться с сыном в то прощальное время, которое неумолимо сокращалось. Они  убегают, когда получают ужасное известие о неизбежной смерти сына. И в дальнейших взаимоотношениях с сыном они встают на ложный путь, они выбирают путь лицемерия и бегства от реальности, а значит и правды, как таковой. И теряют полный контакт с сыном, испытывая еще большие страдания и одиночество…

Каждый раз при обсуждении пьесы у нас по отношению к родителям возникало глубокое чувство сострадания, жалости и понимания, но ни в коем случае не осуждения.  Когда представляешь себя на их месте, понимаешь, что, возможно, ты бы поступил таким же образом. Здесь нужна большая мудрость, сила воли и вера, чтобы пойти с умирающим родным ребенком по пути правды. Таких качеств у родителей Оскара на тот момент не было.

Шмитт создает интересный сюжет счастливого мудрого проведения Рождества, где благодаря счастливому сочетанию пазлов в характерах наших героев, Розовой дамы, мальчика и, что очень важно, родителей, создается картина примирения, как Рождественский подарок Именнику Христу. Несмотря на твердость характера, верность своим принципам, мальчик способен был менять свои убеждения, если понимал, что он не прав. Да и в глубине души Оскар глубоко любил своих родителей, но с юношеским максимализмом ждал от них правды. Его резкое осуждение родителей было следствием детской эмоциональной реакции на жгучую боль души.

 

За двенадцать дней происходит преображение всех наших героев. Происходит так называемая взаимная духовная инверсия.

Розовая дама из мира грубого нигилизма переходит в жизнь, наполненную верой и любовью: «Меня переполняет любовь…, он дал мне ее столько, что хватит еще на много лет». Оскар, мальчик по детски обижающийся на своих родителей и протестующий против всего вокруг, в финале проявляет свою незаурядную мудрость подобную духовному старцу, утешая доктора Дюссельдорфа и увещевая родителей и также глубокое благородство души в горячей молитве за всех своих близких: «Можешь ли Ты сделать то же самое для моих родителей? Розовая мама, думаю, через это уже прошла. А вот для Пегги тоже хотелось бы, если у Тебя будет время». Родительское же преображение раскрывается в психологическом усыновлении сыном своих отца и матери.

Так и в нашей жизни проведение Божие устраивает личностные преображения через множественные столкновения судеб, проводя человека через скорби и радости.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!