II. ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ .



Тема, как предмет творческого исследования драматурга

В конкретных временных и пространственных координатах.

 

События происходят во Франции на рубеже 20-21 веков.

Это время, когда верить в Бога не модно. В обществе превалируют иные ценности и приоритеты. Это время гуманизма, когда нравственные идеалы усиленно отделяются от религиозных доктрин, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях.

Человеку свойственно стремится к покою, радости, счастью. Но эти состояния относятся к области духа человека, а значит и пути достижения этих жизненно важных целей являются, главным образом, духовными. Однако человек, заблуждаясь, пошел путем удовлетворения примитивных потребностей души и тела, которые приносят только сиюминутные вспышки радости, но никогда не приводят к стабильным ощущениям счастья.

И человек, испытав сиюминутную радость и потеряв ее, находится в постоянном стремлении снова ее обрести, и он начинает маниакально бояться того, что угрожает его достигнутому комфорту, границы которого очерчиваются только материальными благами и общепринятыми душевными потребностями.

Поэтому люди, сталкиваясь со смертью, оказываются не готовы к этой встрече. Это парализует их, делает беспомощными, потерянными, полностью одинокими, так как весь мир от них отворачивается, страшась даже одного упоминания об этом явлении (смерти).

Такое одиночество постигло и десятилетнего мальчика, который ни от кого не мог добиться искренности, видя только жалость к нему и лицемерное обращение окружающих его людей, боящихся смотреть ему в глаза, как в глаза собственной неизбежной, в свое время, смерти.

Для борьбы с отчаянием автор предлагает ребенку дружбу с Богом, как единственное решение проблемы одиночества и малодушия, рождающегося от жалости к себе. Жалость к себе приводит к болезненной замкнутости на своих страданиях, что в свою очередь порождает отчаяние. От этого жизнь становится еще более невыносимой. Так обычно случается с людьми, которые никогда ранее не задумывались о таких серьезных понятиях, как жизнь, смерть, Бог. Эти понятия автор возвышает до самых важных философских постулатов, которые каждый человек в своей жизни должен для себя каким-то образом определить… и чем раньше, тем лучше…

Э.Э.Шмитт в своем произведении также раскрывает проблему правильного восприятия жизни в ее самых разнообразных проявлениях. Это также глобальная проблема современного мира, в которой кроется источник депрессии – самой распространенной болезни нынешнего века (70 % человеческой популяции страдает этим недугом). Об этом вопиют почти все современные психологи, пишутся диссертации, издаются книги. Это самая больная тема нашего общества.

 Человек потерял способность видеть прекрасное совсем рядом, ценить то, что дано сейчас, в данный момент; ценить независимо от обстоятельств, проблем, скорбей, выпадающих на долю каждого человека, как неизбежное, что человек не в силе изменить.

Очень хорошо Шмитт раскрывает в пьесе тему скорбей, разделяя их на два вида: скорби, которые мы не можем изменить, и скорби, которые являются следствием нашего выбора. Первые мы должны принять со смирением, а вторые – мы можем избежать, так как это уже наш выбор.

Из разговора Оскара и Розовой Дамы в часовне: «Надо различать два вида страданий, малыш Оскар, - физическое страдание и страдание моральное. Физическое страдание – это испытание. Моральное страдание – это выбор…»

Еще в 1934 году американский теолог Рейнхольд Нибур записал замечательную молитву для своей проповеди, которую в 1944 году включили в молитвенник для армейских священников США. Вскоре она была включена в программу «Двенадцати шагов» - программу, предназначенную для лечения от алкоголизма, наркомании и прочей зависимости.

Первая фраза этой молитвы (висевшая над рабочим столом президента США Джона Фицджеральда Кеннеди) звучит так: Боже, дай мне разум и душевный покой

принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что могу; и мудрость отличить одно от другого. Впоследствии эта молитва распространилась по всему миру, и ее стали называть Молитвой о душевном покое.

Но вся проблема и состоит в том, что, в основном, все проблемы современных людей имеет  первопричину в страданиях, относящихся к их выбору. Но почему? В чем главная причина такого абсурда?

Ответ мы видим в диалоге Розовой Дамы и Оскара:

- Люди опасаются смерти, потому что страшатся неведомого. Но неведомое – что это на самом деле? Оскар, я предлагаю тебе не бояться, а верить (или как в другом переводе: «заменить страх доверием»). Посмотри на лицо Распятого Бога: он терпит физическую муку, но не испытывает моральных мучений, так как у него есть вера….

- Окей, мадам, когда меня снова одолеет страх, я постараюсь пробудить в себе веру…»

Вот в чем основная причина страдания современных людей. Люди живут в постоянных страхах вследствие потери веры в Бога, в Его промысел о нас, в жизнь после телесной смерти. Однако свойство верить все равно остается в человеке, и проявляется не в подлинной вере, а в суеверии, что проявляется у родителей Оскара в новогодних мистериях.

Жизнь без Бога это жизнь сироты; жизнь одинокой души; жизнь, полная страхов; жизнь без любви к самой жизни; жизнь, в которой теряется навык, чутье, как нужно жить, чтобы быть счастливым.

Как просто автор словами мальчика раскрывает секрет счастливой жизни:

-- Вы хотите сказать, Розовая мама, что у "Жизни" нет решения?

-- Я хочу сказать, что у "Жизни" -  множество решений, а, следовательно, нет единого решения.

    -- А я думаю, что единственное решение у жизни  - это просто жить.

Вот путь преодоления жизненных страхов. «Просто жить», со слов мальчика, - значит полюбить каждый день своей жизни, быть влюбленным в каждый ее миг. Если человек находится в страхе, то им управляют обстоятельства; и, напротив, преодолевши свои страхи, человек управляет обстоятельствами.

Современный психолог Экхарт Толле вводит такое понятие как «состояние присутствия» (в противоположность состоянию отсутствия и неосознанности) – жить здесь и сейчас.  Люди находятся мысленно либо в прошлом, что постоянно их выводит из равновесия, покоя в мир осуждения, обид, разочарований, вины, либо в будущем, которое вводит их состояние беспокойства, всевозможных страхов – страхов перед проблемами, которые еще не наступили, страхами за себя и за близких, за возможность наступления обстоятельств, которые будут угрожать их существующему комфорту. А нужно жить просто настоящим моментом.  Отвечая на вопрос, как быть, если настоящий момент довольно скорбный, психолог предлагает три варианта действий: первый - уйти от скорбных обстоятельств; второй - повлиять на них и третий - принять их с любовью, если невозможны первые два варианта.

Но, к сожалению, большинство людей идут по четвертому пути. Не имея возможности уйти от неблагоприятных обстоятельств либо повлиять на них, люди впадают в отчаяние и ненависть к происходящему. Отсюда рождаются постоянное напряжение, депрессия, алкоголизм, наркомания …

А нужно ведь всего лишь знать «…один секрет: смотри всегда на мир так, будто это в первый раз…», и тогда ты будешь ощущать счастье только от того, что «…чувствуешь, что живешь…», будешь «…дрожать от чистой радости, счастья бытия…»! (выражения взяты из пьесы).

 

 Таким образом, «Оскар и Розовая Дама» - это философско-психологическая драма, произошедшая во французской детской больнице на рубеже 20-21 веков.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!