Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте



1) При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.

2) Указание только на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать приведённый аргумент литературным: согласно критериям оценивания сочинений ЕГЭ по русскому языку, эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.

3) Каждый пример-иллюстрация должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.

4) Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения которых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит употреблять их имя и отчество без фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства», а «А.С. Пушкин осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).

5) Аргумент из публицистической литературы принимается экспертами, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газету, журнал, книгу очерков и т.д.).

Примечание. Нередко, аргументируя свою точку зрения, выпускники идут на хитрость и сами придумывают литературный пример, упоминая несуществующую книгу несуществующего автора. Такой аргумент не будет засчитан.

Кроме того, произойдёт снижение баллов по критерию К11 («Соблюдение фактологической точности в фоновом материале»). Эксперты в случае сомнения в достоверности приводимого выпускником литературного материала проверяют эту информацию, обращаясь к поисковой системе Интернета.

Если выпускник решит оспорить справедливость решения экспертов, не засчитавших аргумент, приводимый им как литературный, ему следует предъявить на апелляции текст использованного произведения и указать конкретный эпизод в нём, положенный в основу построения доказательной базы.

Речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения первый аргумент — пример из русской или зарубежной литературы

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...

Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть/ роман NN. В этом произведении ...

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...

Неслучайно многие русские / зарубежные / современные писатели в своих произведениях искали ответ на этот вопрос. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом произведении ...

Эту непреложную истину подтверждает опыт русской классической литературы. Вспомним роман / рассказ /пьесу NN. В этом произведении ...

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом произведении ...

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к роману / рассказу / повести NN.

Рассмотрим, как следующий эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том 3. часть 3. глава 16: Наташа Ростова перед вступлением французов в Москву уговаривает родных отдать подводы для вывоза раненых русских солдат)может быть использован при аргументации пишущим своей точки зрения по проблемам, часто встречающимся в текстах сочинений ЕГЭ по русскому языку.

Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.

На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.

- Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.

- За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, - сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему...

- По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, - по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю!

Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

- Это гадость! Это мерзость! - закричала она. - Это не может быть, чтобы вы приказали.

Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь.

- Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! - закричала она. – Они остаются!..

- Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?

- Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..

Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил своё лицо к окну.

Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.

- Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! - сказала она, ещё не вдруг сдаваясь.

- Маменька, голубушка, простите меня!

Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.

- Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, - сказала она, виновато опуская глаза.

- Яйца... яйца курицу учат... - сквозь счастливые слёзы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.

- Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. - спрашивала Наташа. - Мы всё-таки возьмём всё самое нужное... - говорила Наташа.

Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она беговала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.

Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.

Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы.

В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было всё равно, оставлять всё или половину.

На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.

- Четверых ещё можно взять, — говорил управляющий, - я свою повозку отдаю, а то куда же их?

- Да отдайте мою гардеробную, - говорила графиня. - Дуняша со мной сядет в карету.

Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.

- Куда же его привязать? - говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, - надо хоть одну подводу оставить.

- Да с чем он? - спрашивала Наташа.

- С книгами графскими.

- Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.

В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.

- Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? - кричала Наташа.

Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Приведённый эпизод из 16-й главы третьей части третьего тома романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» помогает выявить такие черты характера главной героини этого произведения, как человеколюбие, бескорыстное самопожертвование, патриотизм.

Наташа Ростова узнаёт от брата о ссоре родителей: отец хотел отдать подводы для вывоза раненых русских солдат, однако графиня была против, так как намеревалась вывезти на телегах только семейное добро.

Любовь к народу и Родине не позволяет Наташе Ростовой перед вступлением французов в Москву равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Героиня Л.Н. Толстого не принимает решения матери, которое противоречит её совести.

Возмущённой Наташе удаётся пристыдить графиню и добиться размещения на телегах именно людей, а не имущества. Она заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых из горящей Москвы.

Построение доказательной базы сочинения с привлечением в качестве аргумен-
та эпизода «Наташа Ростова и подводы» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Проблема исходного текста Согласие пишущего с мнением автора исходного текста по этой проблеме Использование эпизода «Паташа Ростова и подводы» при аргументации пишущим своего согласия с мнением автора исходного текста по этой проблеме
Проблема любви к Родине Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: величие человека зависит от способности испытывать чувство патриотизма. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова наделена высоким чувством патриотизма, неразрывно связанным в её душе с чувством сострадания к ближнему. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых. Её поступок продиктован чувством патриотизма.
Проблема действенного состадания Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: сочувствие должно выражаться не просто на словах, но и становиться поступком. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Главную героиню этого произведения - Наташу Ростову - отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. Героиня проявляет то действенное сострадание, к которому призывает читателей автор текста.
Проблема человеческого благородства   Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: общество всегда нуждается в честных и прекрасных душой людях, которые способны подавлять эгоистические порывы и, действуя иногда в ущерб себе, готовы бескорыстно помогать окружающим. Примером проявления благородства в русской классической литературе является поведение главной героини романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой. Эту девушку отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к  судьбе раненых. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат.
Проблема выбора нравственных ценностей при воспитании подрастающего поколения Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: душевная чуткость, а также готовность прийти на помощь ближнему являются основой гармоничного сушествования человеческого общества. Вот почему так важно развивать у подрастающего поколения заботливое и доброе отношение к другим людям. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Атмосфера любви, заботы друг о друге царит в семье, в которой воспитывалась главная героиня этого произведения - Наташа Ростова. Это обстоятельство оказало существенное влияние на формирование её характера. Душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим отличает Наташу Ростову. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых.
Проблема конфликта общественных и личных интересов Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: от нас самих зависит, как повести себя в определённой жизненной ситуации. И то решение, которое человек примет, обусловлено его жизненной позицией. характером. обшественными идеалами и ценностями. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Тол- стого «Война и мир». Главную героиню этого произведения - Наташу Ростову - отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. Таким образом, оказавшись в ситуации нравственного выбора, Наташа Ростова, преодолевая собственные эгоистические порывы, жертвует собой и интересами своих родных ради блага незнакомых ей людей.

Пример из художественной или публицистической литературы выпускник также может использовать, приводя второй аргумент в доказательство своей точки зрения.

Речевые клише, помогающие ввести второй аргумент — пример из художествен-
ной или публицистической литературы

Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что ... . Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. Главный герой этого произведения ...

Приведу ещё один литературный пример, который показывает:...

О том, как важно ..., говорит в своём романе / рассказе NN.

Мысль о том, что ..., звучит и в романе /повести /рассказе NN.

Выразим согласие с автором, заявим тезис и аргументируем своё мнение, обра-
тившись к тексту по рассказу А.П. Чехова «В аптеке»,помещённому на стр. 29-30:

Я согласна с автором и тоже считаю, что равнодушным быть нельзя, человек, попавший в беду, ждёт нашей помощи и вправе рассчитывать на неё. Если мы будем предлагать миру активное деятельное участие в нём, то и в тот момент, когда сами будем нуждаться в участии и поддержке, окружающие люди протянут руку помощи.

Мне вспоминается притча о добром самарянине, упоминаемая в Евангелии от Луки. Самарянин, увидев побитого, ограбленного разбойниками человека на дороге, истекающего кровью, перевязал его раны, «посадил незнакомца на своего осла и довёз до гостиницы». Дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботиться о больном, «пока тот не выздоровеет». Пообещал, что вернёт деньги на обратном пути, если потребуется большую сумму потратить на его лечение и содержание, чем он дал.

Вот образец поведения человека, данный человечеству около двух тысяч лет назад. Каждый ли следует ему в своей жизни?

Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Она в послевоенные голодные годы под предлогом дополнительных занятий пытается накормить одиннадцатилетнего Володю, которого мама отправила из деревни в райцентр учиться. Но мальчик гордо и стойко переносит голод и отвергает помощь учительницы. И тогда Лидия Михайловна прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, даёт ему возможность честно их заработать, выиграть, чтобы он мог купить себе молока, и, конечно, подыгрывает Володе. Вскоре Лидию Михайловну выгоняют из школы, она уезжает на родину, но не забывает о своём ученике и присылает ему посылку с макаронами  и яблоками.

Важно помнить о том, что в поисках аргумента, основанного на читательском опыте, можно обращаться и к поэзии.

Рассмотрим, какие стихотворения известных русских поэтов целесообразно использовать, обосновывая своё согласие с позицией автора следующего текста.

По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.

Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живёт вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идёт в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живёт Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве весёлые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шёл весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (По рассказу А. Платонова «Юшка»)

Андрей Платонов (1899-1951) - русский советский писатель, прозаик.

В приведённом отрывке из рассказа А. Платонова «Юшка» поднимаются следующие проблемы:

- проблема благотворного влияния природы на физическое и психическое состояние человека;

- проблема взаимосвязи природы и человека;

- проблема постижения прекрасного в природе.

 

Авторская позиция к каждой из проблем выражена косвенно, «вытекает» из самого содержания текста, так что её приходится формулировать самостоятельно.

Проблема Авторская позиция
Проблема благотворного влияния природы на физическое и психическое состояние человека. (Как природа может воздействовать на самочувствие человека?) Находясь на природе, человек начинает чувствовать себя намного лучше, его болезни будто на время оставляют его.
Проблема взаимосвязи природы и человека Человек - часть природы и внутренне зависим от неё. Природа оказывает благотворное влияние на человека.
Проблема постижения прекрасного в природе Созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет душу человека, наполняет его радостью.

1. Для доказательства тезиса о глубинной духовной, душевной и физической связи природы и человека, а также о благотворном влиянии природного мира на человеческую душу стоит обратиться к стихотворению Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,

Живут в сём мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась  с ними


В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

                     (1836)

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской академии наук (1857).

Приведя фрагмент сочинения учащегося, покажем, как стихотворение Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» можно использовать, выражая своё согласие с писателем А. Платоновым в том, что природа оказывает благотворное воздействие на человека:

Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что природа удивителъным образом благотворно воздействует на человека, гармонизируя его внутренний мир. Думается, каждый из нас не раз замечал то особое состояние души, то спокойствие и умиротворение, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.

Об удивительной связи с ней писал Ф.И. Тютчев, который, как известно, в ранний период своего творчества был пантеистом. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...»поэт говорит о том, что природа не бездушна: «В ней есть любовь, в ней есть язык». Однако не всякому человеку дано почувствовать живую душу природы. Только тот, кто не чёрств душой, чьё сердце открыто этому миру, испытывает истинное блаженство, соприкасаясь с миром природы. К нему, по мнению поэта, «сходят» лучи, рождается ощущения какого-то подъёма: «цветёт весна».

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

2. Для доказательства тезиса о том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет душу человека, наполняет его радостью, рекомендуем обратиться к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - выдающийся русский поэт.

Проиллюстрируем, как стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива...» выпускник может использовать, выражая своё согласие с пи-
сателем А. Платоновым в том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем
мире, умиротворяет душу человека.

Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет диши человека. Думается, каждый из нас не раз испытывал не только спокойствие, но и чувство радости, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.

Об умиротворении души человека, соприкасающегося с миром природы, пишет и М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». В своём внутреннем монологе лирический герой повествует о душевной гармонии, которая наступает при созерцании красоты окружающего мира:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле...

Находясь на природе, лирический герой обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, радуется и даже ощущает божественное присутствие на земле: «И в небесах я вижу Бога».

Три строфы стихотворения составляют одно предложение, что подчёркивает кратковременность действия: чудодейственное преображение души человека, её исцеление происходит в один миг.

И этот миг возможен и ценен для каждого человека, если он готов быть открытым и созвучным этому миру, а не противопоставляет себя всему живому, закостенев в собственной чёрствости и лишив себя возможности ощущать целительную силу природы.

Итак, наш опыт показывает: обращение к поэзии при аргументации своей точки зрения придаёт экзаменационному сочинению неповторимую душевность и производит общее благоприятное впечатление о работе.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1020; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!