Тренинг к разделу «Определяем позицию автора»



Задание № 4.

Определите и сформулируйте одну из проблем, затронутых в тексте А. Швейцера, прокомментируйте её и определите позицию автора.

Когда я ещё не ходил в школу, у нас был рыжий пёс по кличке Филакс. Как и многие другие собаки, он терпеть не мог униформы и всегда бросался на почтальона. Поэтому мне было поручено при появлении почтальона удерживать Филакса, который кусался и однажды уже нападал на жандарма. Прутом я гнал его в угол двора и не выпускал оттуда, пока почтальон не уходил. До чего же гордое ощущение - укротителем зверей стоять перед рычащим и клацающим зубами псом, удерживая его ударами, когда он хочет вырваться на свободу! Но чувство гордости проходило. Когда мы потом друзьями сидели рядом, я винил себя за то, что бил его. Я знал, что мог бы удержать его в отдалении от почтальона иначе: взяв за ошейник и поглаживая. Но вот опять наступала роковая минута, и я вновь поддавался пьянящему чувству, воображая себя укротителем зверей...

На каникулах сосед доверил мне править его повозкой. Его гнедой был уже почтенного возраста и страдал одышкой. Он не мог долго бежать рысью, но, охваченный азартом бесстрашного возницы, я кнутом заставлял его ускорить бег, хотя понимал и чувствовал, что он уже устал. Мне кружила голову гордость: я правлю несущимся рысью конём. Хозяин не возражал, «чтобы не испортить мне удовольствия». Но что осталось от этого удовольствия, когда мы вернулись домой и, распрягая лошадь, я заметил то, что не видно было из повозки, - как ходуном ходят её бока! И что пользы в том, что я смотрел в её усталые глаза и молча молил о прощении?

Однажды - я тогда уже учился в гимназии и на рождественские каникулы приехал домой - я сидел на месте кучера в санях. Из дома соседа Лешера с лаем выскочил навстречу лошади его злой пёс. Я посчитал, что имею право угостить его хорошим ударом кнута, хотя он явно бросился к саням, просто играя. Увы, я прицелился слишком хорошо и попал ему по глазам. Взвыв от боли, псина завертелась в снегу. Его жалобный вой ещё долго преследовал меня. Я не мог избавиться от него неделями.

В другой раз я удил рыбу с приятелем. И ужас, охвативший меня при виде мучений проколотых крючком червяков и пойманных рыбок, которым рвали рты, освобождая их от крючка, отвратил меня от рыбной ловли. Я даже нашёл в себе мужество удерживать от ужения других.

Из таких хватающих за сердце и часто постыдных переживаний у меня постепенно сложилось непоколебимое убеждение, что мы можем нести смерть и страдание другому существу только тогда, когда у нас нет иного выхода, и что мы должны испытывать ужас, заставляя страдать и убивая по неразумию. Это убеждение овладевало мною сильнее и сильнее. Я всё больше убеждался в том, что мы все, в сущности, так и думаем, но только не осмеливаемся в этом признаться, боясь насмешек над нашей «сентиментальностью» и потому заглушая свой внутренний голос. И я поклялся, что никогда не позволю себе стать бесчувственным и никогда не убоюсь упрёка в сентиментальности. (Альберт Швейцер. Из книги «Жизнь и мысли»)

Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5.

Определите и сформулируйте одну из проблему затронутых в тексте Г. Вишневскойу прокомментируйте её и определите позицию автора.

Когда про человека говорят, что он сохранил в себе что-то детское, под этим обычно понимается светлая наивность, что-то неизбывно щенячье, лопоухое. Но мы из взрослого возраста так видим подлинно глубокие и трагичные вещи детства.

«Детское» - это ахиллесова пята, способность быть уязвимым; уязвимость как трагичная открытость жизни, без которой человек умирает; «я не более чем животное, кем-то раненное в живот». И чем больше площадь «пяты», тем меньше человек заслонён от жизни, тем больше в ней он способен воспринять.

Не беззащитность - но уязвимость как знак обнажённости чувств и чувствования, знак способности к переживаниям, несоизмеримо большим, чем то, что их вызвало, и то, что могут испытать в этой ситуации другие, чьи чувства как бы сами себя сдерживают.

Когда я первый раз слушаю оперу, она ошеломляет меня. Звуки оркестра, несущиеся из патефона, красота голосов, волшебные стихи рождают во мне неведомые до сих пор эмоции, ошеломляют меня, потрясают. Я как в лихорадке. Ничего не замечаю вокруг, забываю поесть, не бегу на улицу гулять с ребятами, а только сижу дома и верчу ручку изумительной машины, заставляя её снова и снова повторять мне любовные признания Татьяны, Ленского, холодные нравоучения Онегина...»

Вот эта высшая чувственность есть в детях, которым жизнь открывается не так, как взрослым: то, что нам кажется простым подарком, для ребёнка может оказаться откровением, способным определить и направить всю дальнейшую жизнь. (Галина Вишневская «Об «ахиллесовой пяте» детства»)

Галина Павловна Вишневская (25 октября 1926 - 11 декабря 2012) - советская и российская оперная певица (сопрано) и театральный режиссёр, педагог, актриса. Народная артистка СССР.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

После того как выпускник сформулировал позицию автора, ему необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко.

Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит. Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого выпускнику следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения.

Запомните!

Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста - это тот тезис, который следует аргументировать.

Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора.

Довольно часто авторы учебных пособий по подготовке к написанию сочинений ЕГЭ по русскому языку дают выпускникам следующий совет: если вы выразили согласие с автором исходного текста, то повторите своими словами мысль, близкую авторской. Так вы сформулируете тезис, который нужно будет в дальнейшем обосновать, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. От точности формулировки собственной позиции, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.

Выразить согласие или несогласиес точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.

Речевые клише, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста Речевые клише, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю:.... Мысль, высказанная NN, близка, безусловно, и мне. Я так же, как и автор, полагаю:.... Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что .... С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что ... . Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно, ... . Мне кажется убедительным мнение автора о том, что .... С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто будет отрицать, что .... Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что .... В основном соглашаясь с точкой зрения автора исходного текста, хочу возразить ему лишь в одном:.... В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ... .

В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!