Единобожие в божественной сущности (таухид зати).



Аллах обладает сущностью - совершенной, вбирая в себя все наипрекраснейшие атрибуты. И эту сущность необходимо считать Единственной и Единой.

 

Многобожие в божественной сущности (ширк зати) - значит, придавать Аллаху две или более сущности. В то время как Аллах един и не имеет сотоварищей. Те, кто причисляют Ему детей или считает Его чьим-то сыном, а также приводят Ему равных в действиях - убеждены в многобожии в божественной сущности, что отрицаемо коранической традицией.

 

Единобожие в божественных атрибутах (таухид сифати).

Сущность Аллаха обладает атрибутами и качествами, о которых нам известно через их проявление, как Его абсолютное знание, мудрость, вечность и др. Относя эти атрибуты к божественной сущности, мы убеждены, что Аллах обладая ими – Един. Все атрибуты относятся к Богу, но при этом Он остается Единым. Так как, атрибуты неотделимы от Его сущности. Таким образом, недопустимо считать, что у Аллаха одна суть и несколько атрибутов.

 

Единобожие в действиях (таухид аф'али).

Единобожие в действиях означает, что любое действие во Вселенной происходит по законам, установленным Всевышним. Действия нельзя разделять и считать, что их такое-то количество, и подобно атрибутам они в точности повторяют друг друга. Восприятие их численности - это результат нашего неполноценного разума. «Ни говори ни о чём: «Я это сделаю завтра», без того, что пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда ты забудешь» (Коран, 18:23-24).

 

Итак, наша воля зависима от божественной воли. Все Его действия едины в сущности (ибо, «Нет мощи, кроме мощи Аллаха, Великого, Величайшего!»)

 

Многобожие в действиях (ширк аф'али) – это, когда человек считает независимым свои действия от Аллаха. В то время как Коран называет все действия от Аллаха: «И не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил» (Коран, 8:17). Хотя, мы знаем, что камни и песок в сражении Бадр бросал в сторону врага никто иной, как Пророк.

 

Однако ни в коем случае нельзя детерминизм считать неотъемлемой частью воли человека.

 

4. Единобожие в поклонении (таухид ибади).

 

Признав единобожие божественной сущности, атрибутов, действий приходим к выводу, что лишь Аллах обладатель всего этого, достоин, чтобы Ему поклонялись. В противном случае, поклоняясь идолам и другому, мы совершим многобожие в поклонении. Аяты о единобожии в поклонении говорят: «Тебе мы поклоняемся и просим помочь» (Коран, 1:5). «Поистине молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Господа миров» (Коран, 6:162).

 

«Поистине, молитва моя и благочестие моё» - это единобожие в поклонении, а единобожие в господстве (таухид рубуби) - «Жизнь моя и смерть».

 

Основы единобожия в ваххабизме

Ваххабиты подразделяют единобожие на три части, это единобожие в господстве (таухид рубуби), единобожие в божественности (таухид улухи), единобожие атрибутов и имён (таухид сифати).

 

1. Единобожие в господстве (таухид рубуби) означает, что лишь божественная сущность - обладатель всех совершенных атрибутов и качеств. Другими словами, это монотеизм в познании сущности Аллаха и доказательство Его сути. В качестве аргумента они приводят аяты суры «Неверные» и аят: «Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову равному для вас и для нас» и другие аяты.

 

2. Единобожие в божественности, в том смысле, что лишь Аллах достоин поклонения, и кроме Него нет иного божества.

 

3. Единобожие атрибутов и имён. Все Его атрибуты и имена извечны. Этот вид единобожия ваххабиты считают также единобожием в поклонении и действиях. Это мнение группы схоластиков ашаритского мазхаба, живших во втором веке лунной хиджры, которые считали атрибуты и имена Аллаха вечными. Согласно этому ваххабиты убеждены, что Коран - атрибут божественного действия и, следовательно, вечен. Буквы как Алиф, Ба, и т.д. также считаются вечными.

 

Атрибуты как Знание, Жизнь, Слышащий, Видящий, Глаз, Лицо, Слово, Рука, Нога (ваххабиты приписывают Аллаху телесность) Вечность, Господство, Величие, Могущественность, Милость, Сила, Мудрость и другие, являются атрибутами сущности Аллаха. Удивление, Смех, Довольство, Гнев, Ненависть, Приход (согласно ваххабитским представлениям Аллах появится в Судный День), Нисхождение (с небесного трона в утреннее время), Недовольство и Радость – атрибуты действия Аллаха («Фатх аль маджид», стр. 33, 41, 57). Итак, после того, как были рассмотрены виды единобожия в ваххабизме, необходимо указать на тему многобожия с ваххабитской точки зрения, затем сравнить с шиитской позицией.

 

Многобожие и его пределы в ваххабизме

Многобожие - это причислять Богу сотоварищей, и считать кого-либо независимым от Аллаха. Также ваххабиты считают многобожием посредничество к приближенным рабам Аллаха. Следовательно, целовать гробницы и посещать могилы святых имамов и Пророка является язычеством и нововведением в религии. Шииты, по мнению ваххабитов - язычники, или же их идеология содержит элементы многобожия.

 

Общественное и политическое влияние единобожия с точки зрения ваххабизма

Ученый Мухаммад Джавад Мугнийя пишет: «Произнесение формул: «Нет божества, кроме Аллаха!» и «Свидетельствую, что Мухаммад - Его Посланник!» недостаточны для полного Ислама. Кроме этого, необходимо избегать посредничества, помимо Аллаха. Не следует посещать могилу Пророка, притрагиваться к ней, целовать, клясться именем Пророка и обращаться к нему со словами: «О, Посланник Аллаха!» или «О, мой господин!».

 

Один из правителей Саудовской Аравии, Мухаммад ибн Сауд, захватив власть над Меккой, в своей проповеди объявил, что все мусульмане кроме ваххабитов - язычники, и исправить их, приведя в ваххабизм, надо под страхом меча. Однако, король Фейсал в 1342 году хиджры, в своем обращении к ваххабитам сказал: «Все мусульмане - египтяне, индусы и другие - ваши братья». Поэтому подобные воззрения о язычестве остальных мусульман может привести к смуте, расколу и войнам в обществе. Несомненно, эти воззрения направлены против Ислама и являются только на руку мировому империализму.

 

Отличия ваххабитской и шиитской точек зрения о многобожии

Как упоминалось ранее, единобожие по-разному трактуется шиитами и ваххабитами. Однако, станет ясно, что ваххабиты преследуют политические цели.

 

Возможно, кто-то скажет, что их точка зрения - это всего лишь неудачная попытка ограниченного человеческого разума, поэтому не следует так строго судить ваххабитов за их ошибку. Более того, среди исламских философов и мистиков также существуют разногласия по этому поводу. Однако нельзя не отметить их противоречий в трактовке слова единобожие.

 

Шиитские богословы различают единобожие в божественной сущности (таухид зати), в божественных атрибутах (таухид сифати), в действиях (таухид аф’али), в поклонении (ибади). Ваххабитские - на единобожие в господстве (рубуби), в божественности (улухи), в атрибутах и именах (сифати) («Ат-таухид вал каулус садид фи макасид ат-таухид», Мухаммад ибн Абдул Ваххаб, стр. 13). Если попытаться сопоставить их, то единобожие в божественной сущности (таухид зати) - непосредственно включает единобожие в господстве (рубуби), единобожие в божественности - это единобожие и в действиях и поклонении, а вот единобожие в божественных атрибутах не включает в себя более ничего. Убеждение в вечности атрибутов и имён Аллаха, приводит к принятию теории о том, что вечных вещей несколько, что является убеждением также и аш’аритов, это убеждение имеет не мало критических замечаний.

 

Шиитские исламоведы утверждают, что имена Аллаха делятся на присущие только Ему, как, Аллах. И общие, такие, которые имеют общее с Его атрибутами, иногда такими именами называют людей, как Милостивый (рахман), Милосердный (рахим), Благородный (карим).

Необходимо отметить, что если подобная разница была лишь со стороны идеологической, то эта не создавало бы проблем, но так как, ваххабиты желают использовать это в политических целях, то необходимо внимательно проанализировать этот вопрос.

 

Ваххабиты данное деление единобожия взяли у Ибн Таймийи, а он в свою очередь у Ахмада ибн Ханбала. Разделив атрибуты на действия и сущность, они причисляют Аллаху место на небе, ноги и руки, сущность похожую на творения[7]. Они удовлетворяются внешним смыслом аятов, и не следуют доводам разума и его восприятиям. Они - ваххабиты верят в руйят (возможность видеть Аллаха в Судный День) имение у Него ног, рук, тех же, кто аллегорически толкует внешний смысл некоторых аятов, считают - «муаввалун» (отходящим от внешнего смысла). К примеру, аят «Он утвердился на троне», шииты считают, что здесь имеется в виду господство и правление Бога, но не реальное Его восседание на троне.

 

Слово четвертое

Посредничество, смерть и заступничество с точки зрения шиизма и ваххабизма

Посредничество с ваххабитской точки зрения

В этом разделе будет рассмотрен вопрос посредничества с ваххабитской точки зрения. Их ученые придерживаются следующей позиции: Обращение за помощью к кому-нибудь кроме Аллаха, посещение кладбищ, совершение молитвы перед могилой, противоречит «таухиду рубуби» - единобожие в господстве Аллаха. По их мнению, монотеизм невозможен, в случае посредничества, даже если это Пророк. Ибо, посредничество, заступничество и подобные вещи не являлись традицией Пророка и праведников. Более того, Коран считает все это ересью и язычеством («Фатх аль маджид», стр. 98). В книге «Ат-таухид» приводится: «Обращение за помощью к кому-нибудь кроме Аллаха является - язычеством, также прошение прибежища у кого-нибудь, помимо Аллаха» («Ат-таухид бил лугатил фарсийя», стр. 140). Далее говорится: «Из шестого аята суры Джины, становится ясно, что недопустимо просить о помощи никого, помимо Аллаха, даже джинов. Аллах говорит: «Мужи среди людей прибегали к мужам среди джинов, и они прибавили им безумия» (Сура Джины; аят 6). А значит, божественные пророки не исключение из правила, поэтому нельзя прибегать к их посредничеству». В ответ мы говорим, во-первых: этот аят был ниспослан о джинах. Причина его ниспослания такова: арабы до Ислама полагали, что джины обитают в пустыне, поэтому, выезжая из города, просили главу джинов о помощи, обращаясь: «О, глава джинов! Убереги нас от зла джинов и не дай им причинить нам вреда». Однако прибегать к помощи джинов не является абсолютным запретом, так как Аллах не запретил это непосредственно в Коране. Во-вторых, между божественными пророками и посланниками, непосредственно связанных с Аллахом, которые получают откровение, и джинами, не признающими Бога, есть явная разница. Именно поэтому, мы убеждены в дозволенности посредничества и заступничества, приближенных к Аллаху рабов. Приведя запрет ваххабитских ученых о просьбе в помощи кого-нибудь, помимо Аллаха, укажем на их аргументы.

 

Довод первый:

«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от вас зло или переменить! Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто их них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!» (Коран, 17;56-57). Согласно этому аяту они полагают, что недопустимо прибегать к посредничеству кого-нибудь, помимо Аллаха.

 

Анализ аята: В действительности, два данных аята, принимая во внимание их внешний смысл и игнорируя последующие аяты, подтверждают фетву ваххабитских ученых. Ибо, согласно божественным словам, когда человек для приближения к Аллаху ищет ближайшее посредство, т.е. вместо того, чтобы обратиться непосредственно к Нему самому, «прибегает к другим, кроме Аллаха». К тому, кто не способен удалить вред и другое, то он совершит «ширк рубуби». Однако в Коране есть и другие аяты, дозволяющие посредничество других. В таком случае, ширк будет не уместен, т.к. обращаемся к приближенным и особым рабам Бога.

 

Если ваххабиты приняли бы во внимание другие аяты на эту тему, то никогда бы не допустили столь грубую ошибку.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 602; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!