Кн. Второзаконие. О любви к Богу и ближнему. Последние распоряжения и поучения Моисея. Песнь Моисея.



 

Наименование кн.

Пятая законоположительная кн. Ветхого Завета у евреев называлась ее начальными словами «Элле гадде варим» – «сии суть слова»; в греческой Библии она, по своему содержанию названа «Девтерономион», что в славяно-русской Библии переведено как «Второзаконие», ибо в этой книге содержится повторение узаконений и событий, изложенных в кн.х Исход, Левит и Числа.

Время, место и цель написания

Кн. написана Моисеем в конце сорокового года по исшествии из Египта на восточной стороне Иордана, в земле Моавитский. К этому времени уже почти никого не оставалось в живых из тех израильтян, которые слышали закон Божий на Синае; в предлежащую землю обетованную должно было вступить новое поколение.

Моисей перед смертью своей повторил закон Божий, чтобы обетованиями и угрозами от имени Божия сильнее побудить народ ходить по путям этого закона.

Это он и сделал написанием кн. Второзакония, которая в некоторой степени является сводом и комментарием прежде данных законов.

Разделение на части и обзор содержания

Кн. состоит из 34 глав и может быть разделена на две части.

В первой части (гл. 1-26), Вторая часть (гл. 27-34) – распорядительно-пророческая.

Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям его (Втор. 28)

Божьи благословения, если Израиль будет соблюдать заповеди (1-14). Когда евреи, поселившись в земле обетованной, будут хранить и исполнять закон Божий, благословения изольются на народ (1-2 ст.). Израиль будет благоуспешен «во граде», т.е. в своих городских занятиях (ремеслах, торговых и промышленных мероприятиях), а «на селе», т.е. в полевых земледельческих трудах (3 ст.), ему будет послано плодородие земли и скота (4 ст.), житницы его будут наполнены хлебами, а на полях, согласно с требованиями закона (Лев. 19, 9-10; 23; 22) будут оставаться в пользу бедных изобильные «останцы» (6 ст.). Израиль будет благоуспешен вообще в своей деятельности, в своей борьбе с врагами и во всех своих предприятиях. Враги пойдут против него стройной сомкнутой массою (слав. «путем едином»), но обращенные в бегство побегут от него в беспорядке (слав. «седмию путьми») (6-8 ст.). Исполняя закон Божий, Израиль сделается избранным народом Господа (9-10), одаренным всеми благами земли, сделаются главою народам (11-14).

Божьи проклятия, если Израиль будет непослушен (15-68). В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные проклятия придут на народ (15). Неудачи в городских промыслах и полевых занятиях (16), лишение плодородия и чадородия (17-18), неудачи вообще в деятельности и различного рода бедствия будут следствием отступления Израиля от Господа (19-20). Страшные опустошительные болезни – моровая язва (слав. «смерть»), чахлость («неимение»), горячка («огневица»), лихорадка («стужа»), проказа египетская, короста и чесотка постигнут Израиля (21, 22, 27, 35), необычные физические бедствия – засуха (слав. «убийство»), палящий ветер и мгла сделают небо над головой Израиля медным, а землю под ним железной, вместо благодетельного дождя будут падать с неба на землю пыль и прах (23-24). Все эти бедствия и телесные и природные потрясут рассудок народа, он будет поражен сумасшествием (слав. «неистовство»), духовным ослеплением сердца (слав. «исступлением ума»); духовно ослепленный Израиль будет днем ходить ощупью, ища истины и не находя ее (28-29). Враги будут господствовать над Израилем и отнимать его собственность: жену, дом, землю, скот, детей (25-26, 30-33). Израиль сойдет с ума (слав. «будет изумлен») от этих бедствий (34). Наконец, лишенный политической самостоятельности и плененный народ сделается примером наказания, притчей и посмешищем среди других народов (36-37).

Израиль потеряет свое значение: пришелец будет возвышаться над ним, а богоизбранный народ опускаться ниже и ниже (38-44). Эти страшные проклятия, постоянно преследуя народ, будут вечным указанием того, что Израиль не служил верно Господу Богу своему (45-47). Враги в лице отдаленного жестокого народа налетят подобно орлам, все опустошат, осадят города Израиля, так что народ будет есть своих детей (49-55). В это тяжелое время женщина, жившая в неге и роскоши, которая не привыкла ходить по земле, будет есть свой послед и рожденных ею детей (56-57). Пораженный страшными бедствиями, умаленный в числе (58-62) Израиль будет извержен из своей отечественной земли (63), рассеян по всем странам мира (64), будет скитаться и постоянно трепетать за свою жизнь (65-67). Для Израиля как бы вновь настанут времена порабощения египетского; народ будет продаваться в рабство и при этом не будет покупаться (68).

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и семени его «во век», как знамение и указание для прочих народов (ст. 46).

Обещание помилования народа в случае его раскаяния и указание на исполнимость закона Божия (Втор. 30)

В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к Богу, Господь помилует народ и вновь ниспошлет Свои блага (1-9).

Для Израиля не трудно исполнять заповедь, данную ему, которая, заключая в себе мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять ее. Моисей этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с образом Божиим заповеди добра и истины выражены для Израиля в форме человеческого слова и ему не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и Смерть, добро и зло, благословение и проклятие (15-19). Исполняя заповеди, народ будет благоденствовать, при нарушении их страшные бедствия постигнут его (16-20).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!