Дальнейшая история завоевания Земли Обетованной. Раздел Земли. Завещание Иисуса Навина.



 

На смену радости победы приходит горечь поражения. И произошло это из-за непослушания Ахана, взявшего из Иерихона добычу, которую нужно было всю отдать Господу. Вдохновленный первой победой и, не зная о нарушении заклятия Аханом, Иисус стал готовиться к следующей битве; он послал разведчиков в Гай - в шестнадцати километрах на северо-запад от Иерихона; Гай лежал на востоке от Вефиля. словах вернувшихся разведчиков не было и тени сомнения. Они сказали Навину, что Гай легко можно взять, если послать туда две или три тысячи воинов. Ибо в городе немного мужчин, сказали они. Но разведчики ошиблись. На самом деле в Гае было двенадцать тысяч мужчин и женщин, или примерно шесть тысяч мужчин. Иисус Навин послал в Гай около трех тысяч человек, однако, те победы там не одержали, но обратились в бегство. В ужасе бежали они вниз по крутому склону, по которому еще утром взбирались так уверенно; в какой-то момент преследователи настигли их и убили тридцать шесть израильских воинов. Остальные вернулись в лагерь. исус был потрясен случившимся. Следуя древнему траурному ритуалу, вождь и старейшины разодрали одежды свои… и посыпали прахом головы свои. Строго прозвучал ответ Господа Иисусу Навину: для чего ты пал на лицо твое? Затем Бог объяснил ему, что причина поражения Израиля в нем самом, не в Боге - а потому что Израиль совершил грех, выразившийся в том, что они взяли из заклятого, т. е. присвоили что-то из вещей, предназначенных к уничтожению. Затем Господь открыл, что именно и в какой последовательности им надо будет сделать, чтобы очиститься. Прежде всего, народу следует освятиться. Вторым шагом было собраться всем на следующий день, чтобы выявить виновного; вначале выявлению подлежало виновное колено, потом клан, затем семейство и, наконец, сам преступивший запрет. Третьим шагом должно было стать сожжение казненного через побитие камнями преступника и всего его имущества. Иис. Н. 7:16-18. В тот день Иисус поднялся рано. Весь Израиль участвовал в ритуале опознания преступника, видимо, жребий. Ответ Ахана был честным и исчерпывающим. Он признал свое согрешение, однако, особого сожаления не выразил о том, что совершил его. Признание, сделанное Аханом, было быстро подтверждено; украденные вещи обнаружили именно там, где он указал. Они были принесены и положены пред Господом, Которому принадлежали. Затем виновный был отведен в долину Ахор со всей своей добычей, семьей и скотом и с прочим имуществом. В Ахана и его детей полетели камни… Затем казненные и все, что им принадлежало было предано огню.

Прежде, чем Навину был раскрыт самый план битвы при Гае, ему было сказано, что добычу, взятую в Гае, и стада его жителей израильтяне могут разделить между собой. Иерихон был объявлен заклятым городом, но Гай - нет. Божиим планом было предусмотрено все до мелочей. Увидев расположившуюся близ города армию израильтян, царь Гая клюнул на приманку. Бросившись в погоню за израильтянами, которые обратились в притворное бегство, жители Гая оставили город незащищенным. И тогда по сигналу Навина другой контингент его воинов быстро вошел в город и предал его огню. Когда жители Гая увидели языки пламени и дым, поднимающиеся к небу там, где был их город, ужас и оцепенение охватили их. Прежде, чем они могли что-либо сообразить, они были схвачены израильскими воинами в "клещи" и уничтожены.

После победы Иисус повел мужчин, женщин, детей с места их стоянки в Галгале на север, вверх по течению Иордана, в заранее определенное место, а именно - к горам Гевал (Иис. Н. 8:30) и Гаризим (стих 33), расположенных в СихемеНарод только что возвратился в свой стан в Галгале - после того, как у гор Гевал и Гаризим ему были зачитаны слова Закона, немалая часть которого была начертана на камнях. Это было время духовной победы; но - также и тонко рассчитанной, замаскированной атаки со стороны сатаны. Когда Божий народ думает, что теперь "все в порядке", он делается особо уязвимым, и вражье нападение не заставляет ждать себя. Победы Израиля над Иерихоном и Гаем побудили всю округу к совместному выступлению против него. Однако не все противники Израиля расположены были к борьбе. Гаваонитяне пришли к убеждению, что им не одолеть Израиль в войне, и вот они стали искать мира с ним. Они держали совет между собой и выработали хитроумный план - послать к Иисусу Навину своих эмиссаров, замаскированных подуставших, обносившихся путников, идущих давно и издалека. В ответ на вопросы Иисуса прозвучала легенда, придуманная хитрыми гаваонитянами. Они говорили, что прошли большое расстояние ради того, чтобы выразить свое уважение могущественному Богу израильтян, и в надежде, что им позволят жить в мире с евреями, в подчинении у них. Введенные в заблуждение гаваонитянами, начальники израильтян заключили с ними официальный мир, обязавшись сохранить им жизнь. Иисус и израильтяне определенно явили легковерие в этой ситуации. Но главной ошибкой было то, что они Господа не вопросили. А чрез три дня израильтяне узнали, что их одурачили, и что гаваонитяне живут всего в сорока километрах от Галгала, в самом Ханаане, а не в какой-то там далекой стране. Народ хотел расторгнуть договор и уничтожить гаваонитян, но Иисус и начальники сказали, что уловка, к которой прибегли их соседи, не лишает заключенного договора силы. несмотря на то, что; обязательства своего Израиль решил не нарушать, обманувшие его гаваонитяне подлежали наказанию, а именно - обращению в рабство.

Но через короткое Время объединенные силы пяти царей, составивших южную конфедерацию, осадили Гаваон. Упоминаемые здесь цари были аморреями, т. е. вождями горных племен Ханаана. Перед лицом неизбежного избиения гаваонитяне послали нарочного к Иисусу Навину в Галгал с настойчивой мольбой о помощи против превосходящей военной силы, угрожавшей им и Навин откликнулся. Вдохновляемый Божиим обещанием победы, Иисус внезапно напал на аморреев, возможно, еще до рассвета. Неприятеля охватила паника, и после короткого замешательства, во время которого многие аморреи были перебиты, оставшиеся в живых обратились в бегство. Повелев силам природы "сражаться" на стороне Израиля, Господь стал поражать аморреев крупным градом, так что "камнями с небес" их было на этой дороге побито больше, чем погибло от меча. о день битвы на склоне горы Вефоронской неизбежно склонился бы к вечеру, а Иисус Навин знал, что преследовать врага им предстоит еще долго, и преследование это будет трудным. В распоряжении вождя евреев было в лучшем случае 12 часов дневного времени. А Навину явно требовалось его больше, чтобы осуществить обещанное Богом (стих 8) и полностью уничтожить врагов Израиля. И вот Иисус обратился к Господу с явно необычной просьбой: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И Бог остановил солнце, позволив евреям допреследовать противника, дав совершиться великому чуду. Пять сильных царей и их войско вышли из своих укрепленных городов, чтобы сразиться с Израилем под открытым небом. И тогда Иисус вознамерился помешать им вернуться назад в их обнесенные стенами города. Когда стало известно, что пять царей укрылись в пещере, то Иисус нашел их и их повесил. Затем он совершил серию быстрых наступательных рейдов, Иисус Навин атаковал ключевые военные центры - с целью подорвать самую боеспособность хананеев. Вначале он взял Макед, потом Ливну, далее Лахис и Еглон. Но Иерусалим и Иармуф - два города, участвовавшие в конфедерации пяти, израильтяне обошли стороной. После изматывающей военной кампании, проведенной на юге, Иисус Навин не мог позволить себе и армии насладиться сколько-нибудь продолжительным отдыхом, ибо еще более серьезный вызов был брошен им со стороны крупной коалиции неприятельских сил на севере страны. Блестящие победы, одержанные Иисусом Навином на юге, вызвали сильную тревогу среди царей северного Ханаана и в битве у Меромских Вод Навин разбил их. Сражение разделилось на две фазы. На следующий день Иисус Навин неожиданно атаковал врага у вод Меромских, и погнал его как на запад, к побережью (к Сидону великому и к Мисрефоф-Маиму), так и на восток, до долины Мицфы. Исполняя Божие повеление, Иисус приказал убивать, врагов всех до единого и сжечь их колесницы, и повредить ноги их коням. Вторая фаза сражения в северном Ханаане была ознаменована возвращением Иисуса после разгрома вражеской армии и взятием им всех городов поверженных царей. Из всех этих городов, однако, лишь Асор подвергся полному уничтожению - может быть, потому, что был самым крупным городом древней Палестины.

РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ. Когда Иисус Навин состарился, Господь повелевает ему разделить завоеванную землю в удел девяти коленам и половине колена Манассиина (Нав. 13: 1–8). Сначала получают свои уделы Иуда, Ефрем и вторая половина колена Манассиина. Им достаются центральные земли; неслучайно потом Израиль – северное царство – называется еще Ефремом, в силу доминирующего положения этого колена. И затем разделяются по жребию остальные уделы. Левиты удела не получили (Нав. 13: 14, 33), им были даны сорок восемь городов среди владения сынов Израилевых (Нав. 21: 41). Сам Иисус Навин себе никакого удела не выделил, и тогда израильтяне предоставили ему удел. Блаженный Феодорит объясняет это тем, что Иисус Навин, будучи соименным Христу, пророчески «подражал смирению Владыки, пребывавшего в крайней нищете».

ЗАВЕЩАНИЕ ИИСУСА НАВИНА. Перед своей кончиной Иисус Навин призывает старейшин Израиля и напоминает им, что Господь исполнил ныне то, что обещал израильтянам: Господь изгнал от них хананеев, Господь дал им в наследие землю и «посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними, и будете ходить к ним, и они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав. 23: 11–13). И, собрав весь народ в Сихеме, который позже стал одним из важнейших культовых центров всего Израиля, Иисус Навин напоминает израильтянам обо всех благодеяниях Божиих и предлагает им снова обновить завет с Богом, снова дать Богу обещание быть Ему послушным. «И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Нав. 24: 16). Иисус Навин вписывает эти слова в книгу закона Божия и ставит большой камень под дубом как свидетельство об этом обновлении завета (Нав. 24: 26). После этого Иисус Навин умер и похоронили его на горе Ефремовой (Нав. 24: 29, 30). Одно из последних событий книги – это погребение костей Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из земли Египетской и схоронили их в Сихеме, на том участке, который еще принадлежал Иакову. В Септуагинте Книга Иисуса Навина имеет дополнение, где говорится: «И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав. 24: 36). Мы видим, что здесь более поздние переводчики сделали замечание, что, не успев присягнуть на верность Богу, израильтяне тут же от Него отступают.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 914; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!