Кн. Левит. Постановления о жертвах. Их прообразовательное значение.



 

3-я по счету кн. Ветхого Завета и Библии в целом. В еврейской библии называется «Вайкира» – «и воззвал», т.е. и воззвал Бог Моисея в выслушание законов Левитских.

 Тематика: религиозная и бытовая сторона жизни Израильского народа, идея святости и освящения: святость священников, святость народа Израиля, святость Земли Израиля, святость субботы и праздников. Объем: 27 глав. Цель кн.: образовать из Израиля общества Господня, состоящее в тесном нравственном общении с Богом. Хрк-р кн. – законодательный: часть священникам, большая ч. – народу. Немного повествования - период времени не более одного месяца — от постройки Скинии в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства до приказа Бога Моисею провести перепись населения – отражается жизнь в стане (пустыня). Кн. Левит не содержит законов, касающихся левитов, изложенных во книге Чисел. Кн. Левит служит как бы продолжением кн. Исход — там подробно изложена история сооружения Скинии, здесь речь идет об отправлении культа в ней. Автор: Моисей. Конечно, и Аарон могли тоже содействовать, и ряд других священников. Может быть, что этот кодекс священнический позднее был переработан, но основным автором является Моисей.

Структура:

1. О жертвах (1-7 главы)

2. О посвящении священнослужителей

3. О чистом и нечистом (гл 11-16);

4. О личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20);

5. О святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. 21-27).

 

О жертвах (1-7 главы)

1. Назначено 5 животных: овцы, козы, тельцы, голуби и горлицы. Должны быть без телесных недостатков, не моложе 7 дней.

2. Человек, приносящий жертву, клал на нее руки и молился об очищении грехов и милости Божией.

3. Жертвы приносятся только во дворе скинии на жертвеннике.

4. Кровь животных выливалась к подножию жертвенника, а жир (тук) сжигался, независимо от того, сжигалась ли вся жертва или часть (мирная жертва);

5. Если кровь животного вносилась в святилище или во Святая Святых, то на жертвеннике сжигался только тук, остальное сжигалось вне стана.

6. Каждая жертва соединялась с хлебом и солилась.

Виды жертв: 5 - ежедневные всесожжения (утром и вечером), о грехе, за преступление, мирная, бескровная (хлебная).

Всесожжением может быть одновременно и крупный рогатый скот, и мелкий, даже птицы, горлицы и молодые голуби. Священник, принося в жертву птицу, свернет ей голову, а кровь ее выцедит вне жертвенника.

Для жертвы всесожжения употреблялись все животные, но только мужского пола. Все животное сжигалось, кожа снималась и шла в пользу жреца, в пользу церкви – видимо, для каких-то изделий, которые нужны были при скинии. Всесожжение производилось ежедневно, неизменно утром и вечером и так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера, т.е. постоянно горела жертва, круглые сутки. После приношения жертвы всесожжения пепел собирали священники в облачениях и выносили за стан в чистое место.

Жертва о грехе приносилась за грех, совершенный по слабости, по неведению и за грех первородный. Животные для этой цели потреблялись разные, и чем выше было лицо, приносившее жертву, тем ценнее было животное. От первосвященника требовался только телец, от простого человека – коза или овца, от бедняков – пара голубей или горлиц, иногда даже одна мера пшеничной муки.

Если жертва приносилась о первосвященнике и о целом народе, то кровь животного вносилась во святилище и жрец кропил семь раз перед скиниею и возлагал ее на рога кадильного алтаря, а остальную кровь выливал к подножию жертвенника. Тук сжигался здесь же, а остальное вне стана.

Жертва, которая приносилась от частных лиц, не была сжигаема, кровь в святилище не вносилась, а только возлагалась на рога жертвенника. Тук сжигался, а мясо съедали священники во дворе скинии. Если приносились птицы, то одна сжигалась, а другая отдавалась священнику, который сворачивал ей шею, сцеживал кровь и употреблял в пищу. Приносимая мука сжигалась не вся, а только одна ее горсть, а остальная шла священникам. Жертва о грехе вся шла в пользу священников.

Жертва о преступлении. Сюда входили жертвы за грех сознательный, допущенный по увлечению. Для этой жертвы потреблялся только овен. Если человек каялся в присвоении чужого, похищенного, то он должен был в знак искренности отдать то, что он похитил, плюс пятую часть того, что имел.

Жертва мирная. Имела хрк-р праздничного торжества. Приносилась в знак благодарения за благодеяния Бога и испрашивания Его милостей. В жертву употреблялись все животные без различия пола. По заклании животного правое плечо и грудь животного потрясались перед Господом и приносились к жертвеннику. Тук священники сжигали, а грудь и плечо брали себе, остальную часть съедали люди, которые приносили эту жертву. Остальное мясо шло на пир. Есть его позволялось не более одного дня. Так что пасхальная жертва – это как раз жертва мирная, которая съедалась за один день.

Хлебная жертва, или дар бескровный. Хлебное приношение в виде муки, на которую клались елей, ладан и вместе сжигались. Хлеб, лепешки с елеем, хлебное приношение в виде сочника и приношение муки с елеем и чистых зерен. Хлебные приношения должны быть пресными, при них обязательно должны были быть ладан, соль, вино и елей. Часть хлебных приношений сжигалась, все остальное шло в пользу священников: ладан, соль, вино и елей.

Жены и дочери священников к этой еде не допускались. Если хлебное приношение приносилось от самого священника, то оно сжигалось полностью и ничто не съедалось.

Хлебные приношения всегда должны были быть пресными, но при них полагалось быть ладану, соли, вину и елею. В хлебном приношении всегда сжигалась только одна часть, а все остальное шло для еды священников, т.к. священники сами хлеб не выращивали.

Первородных животных посвящать Богу воспрещалось, потому что они и так принадлежали Богу по праву первородства. За все, что было посвящено Богу с заклятием, т.е. клятвой, выкупа брать не разрешалось. Человеческие жертвы были запрещены законом.

Обрядовые установления прежде всего имели воспитательное значение для народа израильского. Они все были направлены к тому, чтобы, с одной стороны, оградить израильский народ от языческих народов, а с другой стороны – своими многочисленными обрядами, предписаниями, очищениями постепенно привести народ израильский к осознанию своей немощи, неспособности исполнить этот закон. А раз такая немощь ощущается человеком, то он обращается к Богу за помощью, чтобы Господь помог жить благочестиво, исполнить заповеди. Т.е. закон был направлен к тому, чтобы усилить духовную жизнь в Израиле.

Все ветхозаветные жертвы имели преобразовательное значение, исполнением их была искупительная жертва Спасителя, которую Он совершил на Голгофе, утвердив Новый Завет Своею кровью. Ради такого преобразовательного значения и имели умилостивительную силу жертвы ветхозаветные.

Вот некоторые примеры святоотеческого толкования законных жертвоприношений.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!