Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский



 

* * *

 

Дорогой мой папочка, дорогие мои родные и близкие духом...

Больше всего меня поразило известие о смер­ти милой тети Оли. Мне хочется надеяться, что она перед смертию хоть немного успокоилась и прими­рилась с тем крестом, который ей послал Господь. Если у нее не хватило для этого духовной бодрости, если до самого конца тяжелая болезнь не отпустила ее сознания, то мы, любившие и любящие ее, тем не менее будем верить, что милостивый Господь, любя­щий нас и сострадающий нам больше, чем мы мо­жем и помыслить любить и жалеть друг друга, даст ей вечный покой там, где нет болезней и печалей, где нет разочарований, где любовь покрывает недо­статки всех ищущих ее, способных к самоотвержен­ной деятельности, где вечный свет озаряет чистых сердцем.

При всех известиях из родного города неволь­но поднимается желание поскорее вернуться до­мой, всех повидать и утешиться верою и взаимной любовью; кажется, как будто можешь что-то сде­лать, восполнить недостающее. Но не Всевидящий ли правит миром, не знает ли Сам «вся исполняяй» все наши нужды и потребности. А потому, если Ему угодно будет послать меня на край света, то и тогда ни я, ни, хочу думать, и вы не усумнитесь в том, что и в этом случае Его всегда благая воля направлена нам на пользу. Наша скорбь о разлуке естественна, но она не должна нас угнетать. Мы не должны сму­щаться тем, что по немощи своей и ограниченности своего разума не можем себе правильно осветить совершающееся с нами, и для того, чтобы отдаться воле Господней спокойной душой, чтобы умерить скорбь, нам надлежит опять укрепить себя вкуше­нием пречистого Тела Христова и просветить свой разум причащением Его Божественной Крови. За время своего пребывания на Соловках я почти ничего не читал, ничему не научился, многое за­был, во многом опустился, но Господь утешил меня именно тем, что мне, быть может, теперь особенно нужно. Я приобрел полную покорность Его воле и твердую уверенность в благой целесообразности всего совершающегося с нами. Это не значит, что мне не хочется домой и что я мало чувствую скорбь длительной разлуки со всеми мною любимыми; нет — мне просто стало понятно, что скорби не толь­ко могут сопутствовать христианину на его земном пути, но прямо являются естественными его спутни­ками. Если Сам Господь пришел на землю для несе­ния креста (См,: Ин. 12:27] и тем — спасти человече­ство, то и нам при возникновении вопроса: «Что мне сказать? Отче, избавь меня от часа сего» — надлежит самим себе ответить: «но (ведь) на сей час я и при­шел» [Ср.: Ин. 12:27]. Весь смысл земной жизни — ра­бота над собой и подчинение аппарата, восприни­мающего внешние впечатления физического мира, аппарату духовных восприятий. Нуждницы вос­хищают Царство Божие [Мф. 11:12]. «В терпении» нам надлежит стяжать приобщение своих душ Бо­жественному свету. Между тем нам очень трудно бывает побудить себя к действенному служению Господу, если внешние обстоятельства не будут так или иначе этому способствовать. Потому-то и ска­зано: «Возрадуйтесь в тот час и взыграйте!» Итак, да совершится воля Господня. Но нам дан разум, чтобы действовать сообразно тем обстоятельствам, которые нам известны, и подготовляться к тому, что нас может ожидать.

Мое благополучие и здоровье в руках Господних. Моя радость — вера в спасительное для всех ищущих Света, Истины и Любви Воскресение Хри­стово. Мое желание — постоянно работать Единому Истинному Владыке всех, работать на одном деле с Ним Самим, с Пречистой Владычицей, с проро­ками и святителями, апостолами и мучениками, преподобными и праведными, имея своими сооб­щниками вас и всех, к кому прилепилось мое сердце, познанием не временной, плотской, но истинной, никогда не престающей духовной любви, которая есть созвучие сердец, тайно от нашего ума воспева­ющих хвалу своему общему Творцу. Чем громче раз­дается в нас эта дивная хвала, тем ближе становим­ся мы и друг ко другу.

Господь да пребудет с вами неотлучно.

Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский

 

* * *

 

...Милостию Божиею я не унываю... и скорблю лишь о духовной немощи своей. Я на опыте теперь познаю, что кто не собирает — тот расточает. Я так поздно стал собирать и так мало собрал, что очень скоро превратился из безработного в нищего.

Время идет, может быть, и вечерний мой час уже близок, а в светильнике моем елей не прибыва­ет Сознание такой своей немощи и беспокойство за тех, кто мне дорог взаимной духовной поддержкой, вызвали несколько скорбных ноток в моих к вам письмах. Знаю, однако, что нотки эти— фальшивые нотки и больше объясняются моей леностью, чем обстоятельствами, якобы их вызвавшими. Если Господь посетил нас разлучением, то и это посещение милостиво и благо, как и все, что Он совершает, и нет сомнения, что если оно не дает нам духовного роста, то сами в этом виноваты. Что касается житейской печали о телесной разлуке, то она естественна, как скорбь жены, егда рождает, как связанная с каждой работой известная тягота, как для проявления люб­ви нужно известное самоограничение (так как совер­шенная любовь вызывает самопожертвование). Кто любит отца или мать паче Мене, несть Мене до­стоин (Мф. 10:37], и это не потому, что не надо сильно любить отца и мать; напротив того, «чти отца твое­го» [См. также: Мк. 7:11-13]. Потому-то «В мире скорбни будете», но ведь «печаль ваша в радость будет». Труд, вынужденный ради пропитания, есть следствие греха. В поте лица падший человек ест свой хлеб, в болезнях жена рождает детей. Неудивительно, что и духовный плод выращивается с трудом. Цар­ствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е [Мф. 11:12). Ненавистен человеку вынужденный труд, но он радостно работает, заботясь о любимом чело­веке. Невозможно людям не иметь скорбей, но мы, верующие, с некоторой даже радостью их переносим и отчасти добровольно на них идем ради сослужения Самому Христу Господу в строительстве совершен­ного здания искупленного Его Кровию человечества. «Не к тому вас глаголю рабы», «вы друзи Мои есте»... Мы уже не знаем рабских страданий, но без тягот житейских невозможно нести легкое и благое бремя Христово. Итак, воистину «слава Богу за все»...

Будем и мы праздновать день свитых бессребре­ников, своим безвозмездным деланием призываю­щих нас равно славить Господа как в дни радости, так и в дни печали. Мне кажется, через святых бессре­бреников и дедушка наш покойный призывает нас не быть утилитаристами в вере, но, исполняясь в дни радости благодарной любовью к Источнику всякого блага, в дни скорби утешаться ею и укреплять в себе надежду на Ведущего наши нужды и печали...

Что может быть мне радостнее, чем то, что па­мять обо мне вызывает стремление, молитву к Тому, Кто Один достоин постоянной памяти, Кто Один может нас очистить от скверны, дать смысл нашей жизни и приобщить нас вечной радости.

По любви вашей покройте перед Господом мою немощь и вспоминайте обо мне только как о недо­стойном, но всем сердцем преданном Ему Его служи­теле. Несмотря на длительную разлуку, я чувствую себя так близко ко всем вам, что если бы каждый из вас мог, посмотрев, как в сказке, в волшебное зер­кальце, увидеть меня, то вы увидели бы меня радую­щимся в светлые минуты вашей жизни и болезненно скорбящим о тех из вас, кто по мирской суете и не­мощи отступает от благодати Божией...

Верующему во временность телесной жизни и вечность полноты бытия особенно радостно верить, что ему. по слову апостольскому, все содействует ко благу. Само собой, что в это «всё» не входит ни один собственный дурной поступок, но зато входят реши­тельно все тяжелые переживания, как те, которые являются следствием наших собственных ошибок, так и в особенности те, которые нами лично действи­тельно не заслужены. Тут мы участвуем в несении общего всего человечества креста, то есть в несении Креста взявшего на Себя грехи всего мира Христа.

Да хранит и управит всех вас Господь.

Искренне любящий вас


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!