Священник Иоанн Стеблин-Каменский



 

* * *

 

...Дерзновенными молитвами праведной Елизаветы и предстательством Пречистой Владычицы да подаст Господь всем вам Свою благодатную помощь и радост­ную возможность в обычных повседневных трудах быть верными Его слугами, всегда водящимися жела­нием блага всем, с кем Божиим Промыслом мы в жиз­ни встречаемся. Если Господь снисходил на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому Ему послужить человечеству, то, конечно, и мы должны служить друг другу. Люди по Всемудрому Промыслу отличаются друг от друга и полом, и ростом, и физи­ческой силой, и разумом, и красотой, и многим дру­гим — и это различие, думается, подобно различию членов нашего тела, дано нам с тем, чтобы в добро­вольном взаимодействии получалась бы полная гар­мония единого живого организма.

Мне представляется, что человечество создано как бы в неготовом, несовершенном виде с тем, чтобы сво­бодной волей оно готовилось к совершенной жизни в Господе, то есть Истине и Любви, и преимущества одних восполнили бы недостатки других. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся...» [Ср.: Ис. 40:3-4]. Если человечество в своем историческом раз­витии идет по пути такого сглаживания существующих неравенств, то есть в сознании своего единства люди от

самообслуживания постоянно переходят к доброволь­ному служению обществу, то оно растет прогрессирует. Если же наоборот человечество не научается служить своему единству, если люди, движимые эгоизмом, упо­требляют свои преимущества — силу красоту, разум и прочее—для своих личных целей, то оно распадается, малится, регрессирует Человек, по нашей вере, создан со свободной во­лей, но, чтобы она могла выявиться, необходимо, что­бы он имел что-либо в своем распоряжении. Итак, собственность сама по себе — не воровство. Сам Господь наделяет человека собственностью, которой прежде всего являются его природные способности {и обладайте...»}. Но если человек употребляет не только свое земное имущество, но хотя бы и одни свои при­родные способности для улучшения своего положения в ущерб другим, то перед лицом Божиим в серд це сво­ем он должен признать себя присвоителем — вором [Лк. 16]. Увы, мы знаем, что на деле в человечестве уже иссякает любовь, иссякает настолько, что сам чело­век вынужден идти на принудительное ограничение свободной воли друг друга вплоть до лишения права собственности. Потому-то много званых, но мало избранных . Потому-то выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь (2 Кор. 6:17). И конечно, христианин должен все свое внимание сосредоточи­вать на том, чтобы так или иначе служить ближним. Значит ли это, что я должен делать сапоги сапожни­ку, а не он мне? Значит ли это, что я сам должен сеять или добывать для общины хлеб, а не получать его? Конечно, нет. Но это значит, что каков бы ни был род моего труда, я не имею права на исключительное бла­гополучие; это значит, что чем больше я проникаюсь духом Христовым, тем более стараюсь ограничить свои личные потребности вне зависимости от коли­чества, так сказать, пользы, которую я вношу в об­щину... Хочется мне напомнить всем моим любимым племянникам, что в основе христианства — любовь. О сем разумеют ecu, яка Мои ученицы есте, аще лю­бовь имате между собою [Ин. 13:35]. Любовь истин­ная, любовь Христова все покрывает. Для нее само­любие не преграда. Стараться надо не замыкаться самим в себе, но носить немощи друг друга и бремена друг друга. Надо стараться даже шутя не смеяться над слабостями близких. Если слабость действитель­но налицо, то она — совсем не предмет для веселого смеха (а тем более злого): она требует молитвенной поддержки обладаемого ею. Если же смеются в шутку над несуществующею слабостью, то тем часто пре­пятствуют здоровым сердечным отношениям.

Всем сердцем всем вам желаю постоянного воз­растания во Христе.

Да пребудет Он с вами неотлучно.

Искренне любящий вас

Священник Иоанн Стеблин-Каменский

 

* * *

 

...За время моей разлуки с вами для меня приобрели новый смысл слова: «всегда, ныне и присно и во веки веков». Кроме понятия бесконечного времени, кото­рое они обнимают, в них слышится мне теперь еще и вера во всеблагой Промысел Божий, вера в неизме­няемость постоянной любви Бога к нам, слышится готовность прославлять имя Его не только в храме, не только в дни благополучия, но всегда и при всех обстоятельствах спокойно и даже в скорби радостно отдаваться Его святой воле, лишь бы Он благоволил принять нашу скорбь как службу Любви, хотя она и является чаще всего последствием нашей грехов­ности. «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя». Если «крестом прииде радость всему миру», то нести крест— значит нести радость. Серд­це человека, унывающего под тяготою житейских переживаний, озаряется радостью, когда он познает, какую он несет ношу. Вот почему, мне кажется, вера Христова, ничего не изменявшая в материальном и общественном положении самых первых своих адеп­тов и вызывавшая в дальнейшем свирепые на них гонения, всегда с радостью воспринималась всеми чистыми сердцем. Если христианин в скорби впада­ет в уныние, это значит, что он по греховности своей отступил от Господа и утратил живую веру в благопотребность крестоношения, в силу крестной любви. Противных силы креста страшатся начертаема на воздусе», — говорится в крестовоздвиженском кано­не. Человек, не укрепленный верою, тоже до такой степени боится всякой житейской неприятности, что во избежание ее пускается часто на дела, осуж­даемые его собственной совестью. Верующий же «по нему ходит», то есть идет за ним {за крестом), «колена преклоняюще Христу».

Дорогие мои, я пищу это для тех, кто ослабевает в скорби, чтобы в обновлении веры через покаяние и приобщение Святых Таин они получали утешение. Нет нам скорби без радостной возможности прине­сти ее к престолу Любви. Но так как всякий грех есть отступление от Истины и путь греховный все дальше нас от нее отводит, то в погрешившем человеке иска­жается верное стремление к радостному очищению, и чем больше он согрешает, тем ему труднее даже ве­рить в действительность всем всегда открытой воз­можности получить утешение и духовное укрепление через покаяние. Я хотел бы, чтобы все, кто мне бли­зок, знали, где и как надо искать помощи в тяжелую минуту скорбного уныния, потому что и сам я всегда к этому спасительному средству прибегаю.

...За истекшие годы много уже воды утекло, мно­го еще утечет за оставшийся мне год, да и как он за­кончится? Нет нужды знать, потому что все во власти всеблагого Отца. Что касается меня, то я милостию Божиею очень спокойно смотрю на предстоящий год и хотел бы только восполнить в течение его то, что я упустил за предыдущие годы, чтобы и для вас и для меня тягостная разлука не оставалась бы без добро­го плода в деле нашего спасения. Господь да не оста­вит вас Своею милостию и да поможет вам по мере сил в мире и согласии каждому в своем роде нести крестное бремя жизненного пути...

Пусть вас ничто не смущает Всесильный, Люб­веобильный и Милостивый Господь днесь и во веки неизменен. Если на мою долю и выпадет какое- нибудь новое испытание, я приму его с тоской сер­дечной за всех вас, но со спокойной верой в благость Вышнего Промысла. Провожая меня в заключение, вы сами подарили мне образок «Моление о чаше. Какое нужно еще утешение христианину? Прини­мая священство, я сознательно брал на себя слу­жение Распятому, хорошо зная Его слова о том, что несть раб болий Господа своего [Ин. 15:20]. И Господь, верю я, принял от меня желание послужить Ему в дни поругания и совершил меня священником в день Своей страсти, в пятницу. Новый Завет, в от­личие от Ветхого, дает ищущим Господа людям бла­га не материальные, а духовные. Новый Израиль уже не получает чудесным образом изобилия зем­ных плодов, напротив того, он призывается в уча­стии в Голгофской жертве для действенного участия в общем воскресении. Истинно и справедливо, что блаженнее давать, нежели принимать [Деян. 20:35}, хотя нашему ослабленному грехом сознанию это и кажется сомнительным. Об одном прошу вас — ста­райтесь всеми силами быть в мире друг с другом, не­смотря на разницу в годах, в характерах, взглядах и образовании. Насколько возможно, мы должны жить в мире со всеми. Господь да будет неизменно помощником, наставником и утешителем всем вам, мои дорогие и любимые, и предстательством усерд­ной Заступницы да оградит вас от всякого зла.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!