Священник Иоанн Стеблин-Каменский



 

* * *

 

«Егда снисшед языки слия...»

День Святой Троицы. В детстве у нас этот день проходил почти незаметно; едва осталось в памяти впечатление от церкви на кладбище и длинных молит­вах на коленях. Праздник отличался от прочих только березками. Первое сознательное переживание празд­ника Живоначального Триединства получено мной в послужившем мне Овчей купелью нашем храме на Стремянной; особенно помнятся 1920 и 1922 годы. Ожидательно-радостно и светло проходили эти дни. В 1923-м я слишком живо еще переживал первый месяц своего священства и потерю любимого храма. Последующие годы не могли мне дать радости непо­средственного молитвенного общения в этот празд­ник с вами, но разделивший некогда на отдельные народы впадшее в грех человечество благодатным общением Святого Духа собирает воедино всех, по всему миру рассеянных, тоскующих о Свете Истины и ищущих Его людей. Бывает что близкие люди едут в одном вагоне до станции, где им надлежит навсегда разлучиться; бывает и то, что близкие с разных сто­рон съезжаются для дальнейшей совместной жизни. Человек, мне кажется, тем прежде всего отличается от животного, что, одаренный разумом, он не живет

непосредственными ощущениями данного момента. Мы верим, что все тяготы жизни, как и Крест Само­го Господа, будучи болезненным следствием нашей греховности, в то же время являются и спасительным средством, преодолевающим наше удаление от Ис­точника всякого блага. Мы верим, что и разделение и соединение — звенья одной и той же спасительной цепи благодатного Промышления о нас Вышней Люб­ви. Надо познать свою индивидуальность, свою лич­ную обособленность, чтобы пережить радость своего единства с близкими во взаимном дополнении друг друга в общем служении Истине и Любви. Сам Господь, в Троице поклоняемый, являет Собой образ совершен­ного соединения трех различаемых Лиц. Не будем же завидовать тем, кто временно находятся вместе, но бу­дем радоваться общности цели и всеми силами к ней стремиться. Интересно, что человек, по греховной не­мощи своей все-таки слишком отдающийся впечатле­ниям переживаемого момента, вместе с тем ощущает неудовлетворяющую его неполноту своих пережива­ний, интуитивно чувствуя временность их. В детстве мы говорим: когда я буду большой, в зрелом возрасте мы тоже все считаем временно неполноценным и го­ворим: «когда я кончу то или иное дело» или «достигну того или иного положения», «когда я женюсь», «когда я выйду на свободу» и так далее. Ведь это тоже ошибка. Жизнь наша в теле на земле (подобно утробной жиз­ни младенца по отношению к жизни в теле) является подготовительным процессом к вечной жизни, но все этапы этой подготовительной жизни равно полно­ценны, как части общего процесса. Не прав тот, кто вычеркивает из своей жизни отдельные ее периоды: болезнь, усиленную работу, заключение... Tы вычер­киваешь, а жизнь идет непрерывно и неизменно запе­чатлевает в душе твоей непрерывную кривую твоего делании, твоего духовного напряжения. Tы вычерки­ваешь, потому что хочешь оправдать свою леность; ты вычеркиваешь и не отдаешь себе отчета в том, что каждый отдельный период твоей жизни открыва­ет тебе особые возможности духовного возрастания и что ожидание желаемых тобой условий не должно способствовать пренебрежению возможностями уже не имеющего повториться переживаемого момента...

С радостной верой в благость Отца Небесного, Святым Духом наставляемые, будем стараться хоть издали сшествовать Господу Иисусу, чтобы наше сердце с радостным трепетом непрестанно озаря­лось светом Его Воскресения...

Относительно взаимоотношений с близкими мне думается, что для взаимной поддержки и укрепления любви необходимо делиться друг с другом своими пе­реживаниями, не опасаясь пересудов и, может быть, даже несправедливых осуждений. У Бога любовь и милость безграничны, никто из ищущих Его не оста­нется обиженным. Поэтому мы не соперники друг для друга, но попутчики и соработники. Соперники не могут быть откровенны друг с другом, и между ни­ми потому и не может быть искренней любви. Люди, вообще отчасти движимые животными инстинктами, отчасти же возбуждаемые самолюбием, так привык­ли постоянно соперничать друг с другом, и притом соперничать перед лицом других людей, что всякое слово осуждения, могущее понизить их личные шан­сы очень болезненно ими переживается, потому-то любовь и оскудевает. Мы же, христиане, повторяю, не соперники друг для друга, ибо стоим не перед чело­веческим судом. Поэтому любовь, все покрывающая, имеет свободный доступ в наше общество. Если мы будем стараться помнить, Кому мы следуем и Кого имеем своим судьей, то и пересуды и осуждения даже не будут для нас болезненны. Иногда нам кажется, что критика даже близких людей затрагивает то, что нам дорого и свято. На самом деле то, что чисто и свято, критики не боится, но часто мы сами по немо­щи своей к возвышенным переживаниям относим и примыкающие к ним переживания другого порядка. Мне кажется, что если то, чем мы делимся со своими близкими, вызывает неправильные, по нашему мне­нию, пересуды, то, значит мы не поняты; надо не за­мыкаться в себе, а, напротив того, постараться быть понятым. Может быть, такое усилие поможет и нам самим в своем представлении отделить от посторон­них наслоений, так сказать, откристаллизировать сущность наших светлых переживаний и тем еще более их усилить. Когда же мы сами бываем критика­ми своих близких, то должны помнить, что нам осо­бенно бывают заметны в других наши собственные недостатки (и сродные им), и потому, прежде чем вы­сказывать свое суждение, надо хорошенько себя про­верить в этом отношении. Te, кто меня не понимают, говорят, что я хочу, чтобы верующая молодежь отре­клась от всех радостей жизни. Это, конечно, неверно. Мне совсем не по духу и так называемые «кисейные барышни», то есть те, кто не делают того или другого потому, что «это не принято». Мне хотелось бы, чтобы не только молодежь, но и сам я, и все верующие при­общились бы высшей радости жизни, постоянного со­знания себя Христовыми, чтобы жизнь наша не была бы «прозябанием», а действенной, сознательной рабо­той над взращиванием своего духовного таланта.

Христианин не чужд земных радостей, напротив того, он их воспринимает в гораздо большей степе­ни, чем неверующий человек, потому что верит, что они ему даны не случайно, и радость того или иного житейского переживания соединяется у него с духов­ным переживанием беспредельной благодарности Ведущему наши нужды. Христианин не чужд земных радостей, но не ставит их целью своей жизни, не бо­рется за них с ближними, не ищет поэтому он их по­лучает «чистыми» и они не омрачают его духа.

...Приближается день Преображения, день, ког­да в первый год моего диаконства Господь явил мне Свою милость. Вы помните, наверное, что я был бо­лен. Но меня угнетала не болезнь сама по себе, мне было страшно быть отринутым от Божественного служения за свое недостоинство. А что может быть ужаснее, как быть в тазах людей священнослу­жителем, а чувствовать себя отринутым Господом. И я просил тогда не выздоровления, а лишь возмож­ности служить в праздник на ночном молении и ран­ней [литургии]. Служба начиналась в полночь. В де­сять часов вечера я попробовал встать с постели, но на костылях дошел только до половины кухни, и мне сделалось совсем дурно. Оправившись, я вернул­ся в постель очень огорченный. Теперь я благодарю Господа за то, что Он отказал мне тогда в утешении; ведь иначе многие, а может быть и я сам, в минуты сомнений объясняли бы внезапное улучшение мое­го здоровья самовнушением. Отняв у меня надежду в тот момент, Господь действительно явил мне су­губую милость. В полночь, когда ударил колокол, я был убежден, что останусь в постели, но чтобы не упрекать себя, что я не употребил все усилия, я все-таки спустил ноги на пол, и тотчас же, к своему изумлению, почувствовал, что могу стоять. В голове моей ясно, однако, представилось, что стоять у по­стели не значит еще быть в состоянии спуститься с третьего этажа и пройти в церковь, но я себе ска­зал, что если Господу угодно, то Он, конечно, даст мне силы, и одновременно решил идти не только без костылей, но и без палки. Все были удивлены не менее меня, но я прошел в церковь, выходил на полиелей, выносил тяжелое праздничное Евангелие и затем служил обедню. Правда, я был как во сне, но служба хорошо сохранилась в моей памяти. Помню даже, что по ошибке (обедня шла во Всехсвятском приделе, и кроме меня служил диакон от Владимир­ской) я сам начал возглас «Оглашеннии, изыдите» и, только начав уже его, заметил, что во вратах лицом ко мне и с поднятым в руке орарем стоит служивший за старшего диакон. Он увидел, что я смутился, и дал мне знак продолжать, не останавливаясь. Вернув­шись домой, я уже не чувствовал прежней слабости, но все же должен был просидеть дома до Воздвиже­нья. Мне всегда радостно все это вспоминать, как мне радостно верить в милость Божию к недостой­ным Его милости и в исполнение с верой приноси­мой молитвы от всякого грешника. Только «что воз­дам Господеви о всем еже воздаде ми»?

Господь да сохранит, управит и возвеселит вас всех Своею благодатию, предстательством Пречи­стой Владычицы и всех святых.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!