Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский.



 

* * *

 

Светлое Христово Воскресение. Воистину воскрес Господь. «Смерти празднуем умерщвление...»

Не напрасно неверующие люди часто не любят даже говорить о смерти. Не напрасно тропарь наше­го Праздника праздников исполнен упоминаниями о смерти как о побежденном враге. Не напрасно апо­стол говорит, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. В жизни людей, в их сознании нет ни­чего ужаснее смерти. Смерть — это конец; это веч­ная неотвратимая преграда для стремления челове­чества к устройству своего прочного благополучия, к удовлетворяющей его постоянной созидательной деятельности. Смерть разлучает как бы навсегда любящие сердца; смерть отнимает у человечества великих двигателей его культуры. Это она застав­ляет человека трудиться в поте лица с ранних лет, и трудиться не созидательной работой, а чтобы есть свой хлеб, чтобы поддержать свое существование. Смерть — отнимает у людей 9/10, если не больше, их сил на воссоздание того, что она, эта всеразрушающая сила, во времени проявляющаяся, непрерыв­но у них отнимает; она — ненавистный господин, на которого люди обречены постоянно работать, что­бы не утратить тех достижений в области знаний и культуры, до которых неимоверным, так сказать «сверхурочным», но зато свободным трудом дошли предыдущие поколения. Бог не сотворил смерти, ибо Он создал все для бытия, но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежа­щие к уделу его. Праведность бессмертна, а неправ­да причиняет смерть. Так учил премудрый Соломон, в скорби своей познавая, что и он как и все люди, страхом смерти подвержен рабству и умрет наравне с глупцами. А мы веруем в Воскресшего, силою Бо­жества Своего смертию умертвившего начальника смерти. Смерть—это видимый ненавистный предел дам естественно стремящегося к вечности челове­ка. Воскресенье — это реальный предел кажущейся вечности смерти; оно раздирает завесу, отделяющую нас от познания вечности своего бытия. Воистину воскресе Господь, любимые мои, дорогие! И радуюсь, что вы все так же, как и я, познали истинность этой, не вмещающейся в ум человеческий, радостной ве­сти. Ведь и нам, по милости Своей, Господь много­кратно давал радость удостовериться в ней, потому что иначе как могли бы мы, привыкшие доверять только опыту и верить одним глазам, отдаться вере в то, что даже и понять не можем. Воскрес Господь во плоти человека; воскрес человек силою обновив­шего его Божества—вот что говорит нам наша вера, поспешествуемая радостным сердечным трепетом и укрепляемая нашим недоумевающим разумом, опытно познавшим силу Божию. Воскрес Господь — и вся грязь житейская, вся злоба мира уже обречена на смерть. Пусть же она не омрачает нашего, под­час тяжелого, но ясного при свете Воскресения пути к вечной радости!

Искрение любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский

 

* * *

 

...Вспоминаются мне слова преподобного Серафима (из записок Мотовилова): «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Правосла­вия во всей своей чистоте, и за то гнев Божий пора­зит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафи­ма, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима

и сказал, что не помилует их, ибо будут учить уче­ниям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня». Но да не смущается сердце ваше. [Ин. 14:1] Истина—бессмертна, и даже гробные пелены Ее удержать не могут. Верим, что, что бы ни случилось, печаль ваша, в радость будет... [Ин. 16:20] Кто родился в католичестве, с того и спросится как с католика, но горе тому, кто от большой бли­зости к Господу, от чистого исповедания православ­ной веры сделает хоть шаг в сторону удаления от Него... Да управит Сам Господь всех вас, родных моих и близких о Христе Иисусе, молитвами Пре­чистой Владычицы и всех святых русских и во всем мире просиявших.

Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский

 

* * *

 

Христос воскресе! Вчера служил литургию, сегодня, как и постоянно, при литургии присутствовал и мо­лился, как умел, за вас, за всех близких, за любимый народ, за всех христиан и ищущих правды Божией.

Мне представляется, что все человечество в це­лом, отдельный народ, братство или семья, иначе говоря, всякое объединение отдельных лиц не ина­че воспринимает или источает из себя добро и зло, как именно через составляющих его людей. Всякий человек, не сумевший оградить свое сердце от втор­жения в него злобы, тем самым впускает этот яд в свою семью, в братство, в народ, во все человече­ство; наоборот, христианин, возгревающий в своем сердце любовь, отверзающий двери сердца своего Господу, как бы впускает Его в семью, братство, на­род, человечество. Пусть скорбь твоя о злобе мира и недостатке в нем любви не попустит тебе самому запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце. Каждый смотри за той дверью, кото­рая тебе вверена. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» [Откр. 2:10]. Каждый из нас в своей со­вести хорошо знает, что часто он не делает того до­брого, которого хочет, и делает то злое (иначе, вред­ное), которое ненавидит. Что же удивительного, если в объединении отдельных личностей их частные недостатки суммируются и вызывают столкнове­ния, распри, войны? Это не только не удивительно, но прямо-таки неизбежно. А мы негодуем и жалуем­ся друг на друга, на общество, на его законы... Вот в том-то и дело, что Царство Божие внутрь вас есть [Лк. 17:21]. Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем дух кротости, дух любви. Иже Христовы суть — кто хочет Царствия Христова, кто ищет его, — плоть

распята со страстъми и похотьми — ибо гнев чело­века не творит правды Божией . А у кого страсти разнузданы, кто не может водворить порядок в своем маленьком телесном мире — храме, как у того является мысль критиковать естествен­ный результат соединения подобных ему единиц? Наша брань, — учит апостол, — не против плоти и крови» (то есть не против людей}, но против «миро- правителей тьмы века сего, против духов злобы под­небесных» [Еф. 6:12].

Если Господь попускает совершаться на земле всевозможной неправде, то не потому ли, что Он дал человеку свободную волю, и не для того ли, что­бы примером более заметного внешнего непорядка побудить человека к деятельности по восстановле­нию расстроенного правопорядка в его внутреннем мире? Итак, при виде несправедливости человече­ской не злобствовать подобает, не осуждать следует без того подлежащих осуждению, не ведающих, что творят, людей; надлежит ужаснуться, до какого без­рассудства доводит грех, частью и в нас имеющий себе приют, надлежит помолиться Господу о бла­годатном, не по заслугам, просвещении нашего сознания.

В мире все последовательно. Истину может по­знать только пребывающий в Истине. Блажени ча­стиц сердцем, яко тии Бога узрят. [Мф. 5:8] Чело­век согрешающий, то есть уклоняющийся в своих поступках от Истинного Пути, тем уже свидетель­ствует, что нет в нем и познания Истины. Ни слова Божия, ни «сущности вещей не может понять от­дающийся греху человек, хотя бы он знал наизусть весь Ветхий и Новый Завет и все философские си­стемы от сотворения мира до наших дней. «Кто думает, что он знает что-нибудь (в совершенстве), тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него [1 Кор. 8:2-3: ср. также Иак. 3:13-18 и 1 Кор. 2:6-16].

Как ни кажется странным, путь проникнове­ния в тайны бытия большею своей частью проходит не через изучение творений великих мыслителей и даже отцов Церкви, а через очищение своего сердца от греховной скверны. Мир лежит во зле и потому пребывает во лжи и не может познать Истины. Он широко отверзает двери свои всякой неправде и со­блазнам, но мы—служители Христовы, через нас не должно быть входа в мир греховной злобе. Пусть че­рез нас в объятый пламенем греха мир будет открыт путь лишь для благодатной любви Христовой, могу­щей угасить пламень злобы и спасти все то доброе, что страждет в этом пламени и жаждет спасения, хотя бы, духом лукавства прельщенное, уже само не ведает, откуда это спасение может прийти.

Искрение любящий вас


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!