ПАСТОРОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ко II-му курсу



     Г л а в а 1. Образование для пастыря Церкви нужно, как воздух, и моральное, и богословское, и обще-познавательное.

     Богословское образование мыслится как живой религиозный опыт, как сама жизнь, как опытное богопознание, а не как только знание о Боге и что говорили о Нем другие люди, хотя и святые.

     Методика и тематика в изучении богословских наук проектируется и осуществляется также с точки зрения органического «вживания» в богословские истины, живого, мистического проникновения в «ядро» Слова Божия.

     Только опытное богословие, живое ощущение живого Бога в сердце может избавить студента от абстрактного мышления о Боге, от сухого академического богословия, которое, по существу, приводит не к Богу, а отводит от Него и теряет человека для вечной жизни.

 

     Г л а в а II. Воспитание в духовной школе мыслимо в органическом, живом союзе с образованием. Воспитание - сложное искусство, достигается оно исключительно отеческой самоотверженной любовью воспитателя к воспитаннику и наоборот.

     Тайна доброго воспитания будущего пастыря, по сути дела, неведома для воспитателя и воспитанника. Ведома и доступна она одному Богу. «... бросает семя человек... спит и встает... как семя восходит и растет, не знает он» (Мк. 4,26-29). Однако, он знает условия для доброго произрастания: свет, влага, тепло, солнце, - для успешного роста в физическом мире; Свет Евангелия, благодать, сокрушенное сердце, Христос - Солнце правды, - в мире нравственном.

     Только гармоническое консонирующее воспитание, захватывая все силы души: ум, волю и сердце, - обеспечивает подлинную качественность будущего служителя алтаря Господня. Односторонность, однобокость в духовном воспитании разрушают религиозные принципы воспитанника, духовно калечат его и незаметно выводят из спасительной ограды Церкви Божией.

     Благодатному воспитанию весьма способствуют два основных принципа: послушание Церкви и нелицемерная любовь ко Христу как Ее Основателю.

     Внимательное отношение к учению Христову и достойная оценка советов мудрых наставников ставят воспитанника на верный путь к вершинам церковного понимания тайн жизни человеческой. А освоение принципа церковности в узком и широком аспекте обогащает учащегося практической мудростью в решении жизненных проблем и дает правильную и глубокую оценку бытовых предметов жизни.

 

     Г л а в а III. Детство, отрочество, юность - подготовительные этапы к студенческому периоду жизни пастыря.

     Тихое, святое, безмятежное детство - удел весьма немногих душ.

     Детство без Христа, в кругу нецерковных людей, усложняет процесс воспитания юноши в духовной школе, но оно же и дает молодому человеку большую пламенность веры и максимальный интерес к церковно-богословским истинам, неослабную жажду Евангельского света и тепла, которого лишило его «сиротское» детство.

     Предельная острота психологии оканчивающего духовную школу естественна. Однако, она смягчается в значительной степени здравым анализом предстоящих пастырских задач и живой верой в Отеческую помощь Живого Бога. Участием Бога в судьбе студента, в решении его жизненных проблем (женитьбы, целибатства, монашества, предстоящего пастырского служения, места назначения и проч.) обеспечивается верный путь всего его жизненного курса и вселяется в его душу невыразимый покой и надежда.

     Живая вера в Бога, доверие к Его Святой Церкви, доверие к советам опытных: духовных отцов, родителей, родных, - как нельзя лучше обеспечивает выпускнику правильное решение и в других назревших вопросах студенческой действительности.

 

Г л а в а IV. Виды призвания на пастырское служение: внутреннее, внешнее, церковное, - являются лишь актами Божественного голоса, зовущего человека на подвиг священнической службы.

     В своей глубине «призвание», как таковое, остается тайной для человека, ведомой и осуществляемой Богом, но с добровольным на то изволением самого человека.

     Церковное призвание, как харизматически Божественное, с одной стороны, и согласие народа - с другой (аксиос), завершает процесс пастырской подготовки и возводит студента (чрез хиротонию на высоту иерархического достоинства.

     Ключевые принципы: религиозность, церковность, духовность, - являются важнейшими элементами в формировании пастырского мировоззрения.

     Центральная идея пастырского мировоззрения - идея Царства Божия - постигается и осваивается психологией студента при условии поступательного движения вперед: религиозность, церковность, духовность.

     Раскрытие идеи Царства Божия по трем этапам: царство природы, царство благодати и царство славы, - обеспечивает воспитаннику и будущему служителю Церкви Христовой трезвый и разумный взгляд на мир, всю вселенную, на все человечество с точки зрения вечной жизни и искания вечных ценностей.

     Царство Божие - царство нравственной жизни, оно абсолютно аполитично, оно «внутрь» каждой души, оно - сфера Божественного влияния на всю органическую и нравственную жизнь Вселенной, оно - область вечного бытия на небесах.

 

Г л а в а V. Резюме инославного учения о пастырском служении дает верную и правдивую оценку апостольской направленности пастырства Православной Церкви. А «предъизбрание» и «избрание», тем более посвящение на пастырское служение подводит православное священство под небесную сень Божественного права, как Богоизбранничество, как установление Самого Бога, а не как человеческое произволение.

     Необходимость хиротонии (рукоположения) в иерархические степени обуславливается, с одной стороны, величием и высотой самого служения пастырского, с другой - ограниченностью и слабостью человеческого существа.

     Сугубая харизматичность хиротонии полагает печать неотъемлемости, неизгладимости этого дара на разных путях жизни ее носителя.

     Сущность благодатного дара хиротонии вскрывается в словах святого апостола Павла, который (дар хиротонии) имеет тройственное значение: «сила, любовь и целомудрие» (2 Тим. 1,7).

     По примеру Пастыреначальника (Лк. 3,21), наш пастырь при его рукоположении усиленно молится, «да ниспошлет ему Господь силы ббагодатные на великое сие служение».

     Действительность и действенность священства обязывает пастыря к постоянному «возгреванию» этого дара и бодрствованию над собой, исканию лучших путей к более эффективному пастырствованию.

     Ослабление и принижение религиозной психологии ведет к неминуемой идейной катастрофе (Иудиному лобзанию) и конечному крушению всех пастырских идеалов.

     Правильный начальный опыт в пастырстве - духовный и практически-служебный - ставит юного пастыря на путь верного следования за Христом, к выполнению высоких пастырских целей и является важнейшим критерием всей пастырской деятельности и будущей награды на небесах.

 

                                 Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

1. Св. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1900, т. 3.

2. Св. Григорий Богослов. Творения. М., 1889, ч. 1.

3. Св. Григорий Палама. Творения. Сергиев Посад, 1900, т. 3.

4. Св. Ефрем Сирин. Творения, ч. 2.

5. Доборотолюбие, т. 1.

6. Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, тт. 1-9.

7. Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. М., 1897.

8. Архиепископ Антоний. Собрание лекций по Пастырскому богословию. М., 1909.

9. Проф. В.В. Болотов. Лекции по Истории Древней Церкви. СПб., 1913.

10. Проф. Я.К. Амфитеатров. Беседы об отношении Церкви к христианам. СПб., издание 7.

11. Архиепископ Иннокентий. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1907; о богословии, гл. 4.

12. Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1905.

13. К. Попов. Учение двенадцати Апостолов (Дидахи). Киев, 1885.

14. Проф. В. Певницкий. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев, 1891; Священство. Киев, 1892.

15. В. Сокольский. Евангельский идеал христианского пастыря. Казань, 1904.

16. Проф. А.П. Лебедев. Духовенство Древней Вселенской Церкви.

17. Проф. С. Соллертовский. Пастырство Христа Спасителя. СПб., 1887.

18. Протоиерей Соболев. Пастырское богословие. София, 1930.

19. В. Соловьев. Евангельское основание богословия, 1885.

20. Протоиерей Серединский. Сводная таблица христианских исповеданий. Рига, 1890.

21. Епископ Феофан. Путь ко спасению. М., 1899; Нравственные изречения.

22. А.С. Хомяков. Записки о всемирной истории. М., 1906.

23. П. Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914.

24. Г. шавельский. Православное пастырство. София, 1929.

25. Св. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1954, т. 2; М., 1963, т. 4.

26. Проф. В. Экземплярский. Учение о сущности священства. Киев, 1904.

27. Журнал Московской Патриархии. М., 1965, № 8.

28. Доктор исторических наук М.Я. Сюзюмов. История Византии. М., 1967.

29. Проф. А. Ветелев. Лекции по Пастырскому богословию, 2-ой курс.

30. Проф. Буткевич. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1887.

31. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865, т. 4.

32. Проф. Архим. Киприан. Православное пастырское служение. Париж, 1957.

 

         



1 Архиеп. Иннокентий. Последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1907, с. 118.

2 Проф. Я.К. Амфитеатров. Беседы об отношении Церкви к христианам» СПб., изд. 7, с. 234.

1 См.: проф. М. Богословский. Детство Господа нашего Иисуса Христа. Казань, 1893; Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. СПб., 1893; В. Сокольский. Евангельский идеал христианского пастыря. Казань, 1904 и др.

2 Проф. А.С. Павлов. Курск канонического права. ТСЛ, 1902, с. 194.

1 Св. Григорий Богослов. Творения. М., 1889, ч. 1, с. 36.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1903, т. 9, кн. 1, с. 309.

2 Тертуллиан. Творения. СПб., 1848, ч. 1, с. 82.

3 Журнал Московской Патриархии, 1964, № 8, с. 26.

1 Св. Григорий Богослов. Пастырское правило. Киев, 1872, с. 5.

1 Проф. А. Ветелев. Лекции по Пастырскому богословию для 2-го курса. Машинопись, 1952 (Библиотека МДА).

1 Св. Григорий Богослов. Творения. М., 1889, ч. 1, с. 126; ч. 3, с. 5 и др.

1 Конечно, такого опытного познания богословия рано еще требовать от наших учащихся, которые в большинстве юные, но, тем не менее, они должны стремиться к познанию богословия более мистическому, нежели теоретическому (Примечание автора).

1 Проф. А. Ветелев. Лекции оп Пастырскому богословию, с. 4.

2 Там же, с. 5.

1 «Отвлеченным знанием заваливаем вход в Царство Божие и мешаем войти другим», - слова неизвестного автора.

1 Молитва Святому Духу. Требник. М., 1956, ч. 1.

2 Священный текст толкуют: св. Иоанн Златоуст, арх. Феофилакт Болгарский, еп. Михаил, еп. Феофан Затворник, проф. Гладков и другие.

1 Св. Ефрем Сирин. Творения, ч. 2, с. 342.

1 Свт. Филарет, митроп. Московский. Слова и речи, т. 2, с. 425.

1 Проф. Соллертинский. Пастырство Христа Спасителя. СПб., 1887; проф. Экземплярский. О сущности священства. Киев, 1904.

2 Проф. К. Певницкий. О священстве. Киев, 1892; проф. Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929.

3 Митроп. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909.

1 Проф. А. Ветелев. Лекции, 2-й курс, с. 18.

2 Митроп. Антоний (Храповицкий). Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 41.

3 Св. Василий Великий. Беседы на псалмы. ТСЛ, 1900, с. 273.

1 Здесь имеется ввиду опытное познание богословие.

1 Митроп. Антоний (Блюм). Лекция об опытном богопознании. МДА, 1966 (в сокращении).

1 Порыв мучеников первых веков, дивные подвиги подвижников в средние века; огненная ревность по правде Божией святителей, праведников, затворников, а на мирских путях: врачи, полководцы, писатели, художники, - прекрасно говорят об этом.

1 Свт. Феофан Затворник. Нравственные изречения. М., 1899, с. 15.

2 Проф. А. Ветелев. Лекции по Пастырскому богословию для 2-го курса, с. 24.

1 Желающим шире ознакомиться с вопросом приготовления к пастырству советуем прочесть книгу проф. В. Сокольского «Евангельский идеал христианского пастыря». Казань, 1904, с. 30-67.

1 Свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 5.

2 Свт. Феофан Затворник. Нравственные изречения. М., 1898, с. 11.

1 Архиеп. Вениамин. Небо на земле. Париж, 1932, с. 11.

2 Там же, с. 21.

1 Архиеп. Вениамин. Небо на земле, с. 47.

1 Проф. В. Певницкий. Священство. Киев, 1892, с. 50-60.

1 Приводится по памяти.

1 Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1954, т. 2, с. 104.

2 Там же, с. 127.

1 Архиеп. Вениамин. Небо на земле, с. 7.

1 Служебник.

1 Завистью денницы поколебались небеса, и сердце Адама преклонилось к непослушанию Богу. Завистью Каина пролилась первая кровь на земле. Завистью братьев Иосиф был продан в египетское рабство. Завистью книжников и фарисеев был схвачен, мучим, возведен на Крест страдания и смерти Господь наш Иисус Христос.

2 Еп. Никанор. Св. Василий Великий. СПб., 1894, с. 243.

3 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1904, кн. 1, с. 8.

1 Из доклада митрополита Никодима. ЖМП, 1965, № 11, с. 40.

1 В. Солоухин. Родная красота. М., 1967, с. 10.

2 Свят. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1963, т. 4, с. 69.

1 Когда евангельский богач на основе хорошего урожая захотел создать жизнь в свое удовольствие, то услышал: «Безумный, в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12,16-20).

2 О значении вещей в жизненном обиходе в строго христианском отношении к ним поучительно говорит епископ Феофан Вышенский в своих «Письмах», а также епископ Игнатий Брянчанинов в своих «Творениях».

1 Святые отцы и подвижники советуют держать на улице лицо «долу», чтобы закрыть свободный доступ в душу впечатлений от внешних предметов и встречных лиц (см. «Добротолюбие» 1 и 2 том; «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника; еп. Феофана «Что есть духовная жизнь».

2 Чем же? Очень хороший ответ на этот вопрос, то есть, на вопрос о том, чем и как внешний мир может нас обогатить, мы находим в книге свт. Тихона Воронежского «Сокровище духовное от мира собираемое».

1 Проф. В. Певницкий. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев, 1891, с. 28.

2 Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1905, с. 443.

1 Свящ. П. Флоренский. О типах возрастания. Богословский Вестник, 1906, май, с. 530.

2 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1897, т. 3, кн. 1, с. 332.

1 Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1905, с. 477.

1 Проф. А. Ветелев. Лекции по Пастырскому богословию, с. 56.

1 Преп. Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский, не пройдя никакой богословской школы, но пройдя подвиг непорочной святой жизни, оказались светочами нашей Православной Церкви. Также и святитель Николай Мирликийский или Спиридон Тримифунтский, будучи призваны к святительству от сохи. По дару и действию благодати Божией и апостольскому подвигу необразованный рыбарь апостол Петр стоит рядом с ученейшим апостолом Павлом. Идеалом пастырства является соединение высокой образованности с высотой благочестия. Такими были светильники Вселенной: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие.

1 Ничего плохого не будет в том, если у юного 22-х летнего священника жена будет в возрасте 25-28 лет. Юность одного члена семьи здесь будет иметь опору в возмужалости другого.

1 Любовь в семье священника не может представляться по типу любви романтической, как она описывается в художественной литературе. Такая любовь не может культивироваться в духовной среде. Здесь мистическая связь с Богом должна стоять в центре всех жизненных отношений, не затмеваясь ими, а наоборот, освещая и осмысливая их

           Желающим глубже ознакомиться с брачным вопросом рекомендуем почитать сочинение проф. А. Павлова «Курс церковного права». ТСЛ, 1902, с. 317-347.

1 Проф. А.С. Павлов. Курс церковного права, с. 213.

2 История Византии. Изд-во «Наука». М., 1967, с. 145; Проф. А.П. Лебедев. Духовенство древней Вселенской Церкви. М., 1905, с. 26-36.

1 Св. Иоанн Златоуст7 Творения, т. 1, с. 430.

1 Проф. В. Певницкий. Основные пункты в пастырском служении. Киев, 1892, с. 95.

1 В. Сокольский. Евангельский идеал христианского пастыря. Казань, 1904, с. 76.

1 Митроп. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию, с. 33.

1 Свящ. В. Сокольский. Евангельский идеал христианского пастыря, с. 81.

1 Агапическая - от слова                                            (агапи) - любовь. Слово «филическая» от слова - (филиа) - любовь. То и другое слово (определение) ввел в употребление в богословской литературе священник Павел Флоренский («Столп и утверждение истины»).

1 Если психологически возможен переход от внешнего призвания к внутреннему только при условии усиления любви ко Христу, то, наоборот, переход от внутреннего призвания к внешнему происходит при условии охлаждения этой любви и перевеса стремления к стяжанию и гнусной корысти (Проф. Буткевич. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1887, с. 635-636).

1 Св. Григорий Двоеслов. Пастырское правило. Киев, 1872, с. 14.

2 Св. Иоанн Златоуст. О священстве. СПб., 1872, т. 1, с. 20.

1 Архим. Киприан (Керн). Православное пастырское служение. Париж, 1957, с. 36.

1 Свяш. В. Сокольский. Евангельский идеал христианского пастыря. Казань, 1904, с. 88.

1 Св. Григорий Двоеслов. Пастырское правило. Киев, 1872, с. 16.

1 Архиеп. Лука Симферопольский. О духе, душе и теле (1945-1947). Машинопись.

1 Проф. С. Соллертинский. Пастырство Христа Спасителя. СПб., 1887, с. 287.

2 Катехизис, 1893 г. Изъяснение 7-го члена Символа веры, с. 41.

3 Проф. П. Светлов под «Царством Божиим» разумеет также три царства: этическое, космическое, эсхатологическое (см. его книгу «Идея Царства Божия», с. 82).

1 Добротолюбие, т. 1, с. 250.

2 Там же, т. 5, с. 188.

3 Проф. Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929, с. 27.

1 Симеон Новый Богослов. Творения, т. 1, с. 214.

2 П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 174.

1 «Кто должен управлять всеми, - говорит проф. Болотов, - тот должен быть избран всеми...» (Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви7 СПб., 1913).

1 Г. Шавельский. Православное пастырство, с. 76-77.

2 А.С. Хомяков. О всемирной истории. М., 1906, т. 7, с. 199.

1 На последнем Ватиканском Соборе (1965-66 гг.) Западная Церковь провела ряд нововведений, сближающих католичество с православием, в частности, вопрос соборности Церкви, индульгенции и другие.

2 Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви7 СПб., 1913, с. 281-282.

1 Доктор исторических наук М.Я. Сюзюмов. История Византии. М., 1967, с. 145.

2 Проф. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви, с. 83; Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1913, с. 41.

3 К. Попов. Учение двенадцати Апостолов. Киев, 1885, гл. 15, с. 39.

1 В «Духовном Регламенте» (п. 8) говорится: «Когда прихожане или помещики, которые живут в вотчинах своих, изберут человека в Церкви своей во священники, то должны в отношении своем засвидетельствовать, что он есть человек жития доброго и не подозрительного. А которые помещики в тех своих вотчинах не живут, иное свидетельство о таких людях подавать людям и крестьянам их и в челобитных писать именно, какая ему рука будет или земля. А избранный бы также приложил руку, что он тою ругою или землею хощет быти доволен, и от Церкви, к которой посвящен, не отходит до смерти».

1 Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, с. 180.

2 Прот. Соболев. Пастырское богословие. София, 1930, с. 144.

3 Прот. Серединский. Сводная таблица христианских исповеданий. Рига, 1890, с. 119.

1 Архиеп. Иннокентий. О богословии, гл. 4, с. 123.

2 В. Соловьев. Евангельское основание богословия. Журнал «Православное обозрение», 1885, январь, с. 51.

1 Согласно 6-му правилу IV-го Вселенского Собора, решительно никто не рукополагается иначе, как с назначением рукополагаемого к какой-либо церкви (приходу).

1 Архиеп. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 57.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 8, с. 591.

2 Там же, т. 9, с. 138.

3 Там же, т. 5, с. 377.

4 Там же, т. 8, с. 589.

5 Св. Василий Великий. Творения. С.-Посад, 1900, т. 3, с. 246.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 1, с. 425.

2 Проф. Архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию. Машинопись, с. 56 (Библиотека МДА).

1 О любви Бога к человеку прекрасно раскрывается в учении старца Силуана Афонского, ознакомиться с которым настоятельно рекомендуем кандидатам священства из трактата иеромонаха Софрония «Старец Силуан». Париж, 1952.

2 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 760.

1 Архим. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Казань, 1898, с. 172.

2 Св. Ефрем Сирин. Творения, т. 2, с. 505-506.

3 Возгревать - греческое                            (анаксопирин) - раздувать, давать место течению воздуха, чтобы огонь не погас.

5 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с. 450.

1 В. Экземплярский. Учение о сущности священства. Киев, 1904, с. 228.

2 Там же, с. 228.

3 Там же, с. 229.

4 Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. М., 1897, т. 7, с. 52.

1 Во диакона - после Освящения Святых Даров; во епископа - после пения «Трисвятого» (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...).

2 Святые мученицы, сами «добре страдальчествовавшие и венчавшиеся Господу» призываются молиться за того, кто венчается на высокий (мученический) подвиг священнослужения. Прославляется Христос, «апостолов похвало и мучеников веселие». Вместе с прославлением Христа Жизнодавца ублажается и Дева, родившая, согласно проречению ликующего Исаии, Еммануила.

1 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865, т. 4, с. 124.

2 «Бога и благодать Духа Его Святого, - говорит преп. Серафим Саровский, - люди не во сне видели, и не в мечтании, и не в исступлении расстроенного воображения, а истинно в яве» (М.А. Новоселов. Забытый путь опытного Богопознания. М., 1912, с. 48-50).

1 Проф. В. Певницкий. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев, 1891, с. 12.

2 Архиеп. Антоний (Храповицкий). Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 18.

1 Св. Иоанн Златоуст. Беседа 86. СПб., 1855, ч. 2, с. 700-702.

1 Св. Исидор Пелусиот. Творения в русском переводе. 1859, т. 1, с. 302-303.

2 Там же, 1860, ч. 3, с. 474.

3 При современных условиях распределением по епархиям окончивших школу священников занимается Учебный Комитет при Священном Синоде.

1 Чиновник архиерейского служения. М., 1897.

1 Еп. Никанор. Св. Василий Великий. СПб., 1894, с. 295.

1 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Киев, 1861, т. 1, письмо 56.

2 Св. Григорий Богослов. Творения. М., 1889, т. 5, с. 170.

3 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 9, с. 278.

4 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник, с. 245.

1 Св. Григорий Богослов. Творения. М., 1889, ч. 1, слово 3.

1 Приводится по памяти.

2 Добротолюбие, т. 2, с. 291.

1 Приводится по памяти.

1 Еп. Феофан. Пути ко спасению. М., 1899, с. 233.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 11, с. 685. (Под семейной иерархией св. Иоанн Златоуст разумеет доброе соподчинение главе семьи прочих членов семейного круга).

1 Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929.

1 Г. Шавельский. Православное пастырство. София, 1929.

1 Архиеп. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 37-40.

1 Проф. В. Певницкий. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев, 1891, с. 181.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 12, с. 195.

2 Там же, т. 3, с. 461.

1 Еп. Иоанн Смоленский. Б.Академические чтения. СПб., 1897, с. 213.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895, т. 11, с. 726-727.

2 Там же, т. 1, с. 435.

1 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 783.

2 Там же, т. 1, с. 95.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!